Министерство образования подтвердило намерение продолжить закрытие русских гимназий, обосновав это постоянным сокращением числа учащихся. Между тем, пишет газета «Вести Дня», статистика опровергает утверждение о снижении уровня рождаемости в русских семьях. А сокращение числа эстонских школьников заставляет подозревать, что еще одной подоплекой школьной реформы по Тынису Лукасу является не допустить увольнений эстонских учителей.
На днях делегация Министерства образования посетила Ида-Вирумаа, чтобы убедить жителей почти что полностью русского региона в преимуществах школьной реформы. Одним из поводов для этого визита стало недавнее постановление правительства, которое ставит под сомнение качество выданных до 1999 года справок о владении государственным языком и предоставляет Языковой инспекции право отправлять имеющих такие справки людей на переэкзаменовку.
Вице-канцлер министерства Катри Райк заверила, что появление новых языковых требований не вызвано желанием ускорить и облегчить закрытие русских школ. В качестве объяснения того, что количество русских школ все же будет сокращаться, представители Министерства образования сообщили, что учеников в школах становится все меньше, для всех педагогов работы не хватит, поэтому нужно оставить лучших и тем самым повысить качество образования.
«Вести» в связи с этим отмечают, что по данным Департамента статистики начиная с 2004 года количество детей в русских и смешанных семьях начало расти. Таким образом демографическая ситуация не может оправдать ранее озвученного намерения Министерства образования из имеющихся 63 русских школ оставить лишь с десяток.
Бывший министр образования Майлис Репс предлагает Лукасу прежде всего внятно разъяснить основания его действий: действительно ли русских школьников становится все меньше и они не хотят учиться в русских школах, либо же русскую молодежь на самом деле хотят и направить в ПТУ, либо налицо простое желание вообще закрыть русские школы.
Депутат Рийгикогу Владимир Вельман подозревает, что на самом деле за школьной реформой стоит намерение поддержать эстонских педагогов, которым из-за сокращения числа эстонских школ грозит лишиться работы. По мнению Вельмана, массовое увольнение русских учителей после очередного «языкового остракизма» позволит дать эстонским учителям работу в оставшихся русских школах.