Новости партнеров
В России и мире

Спутники «Глонасс» стоимостью в миллиарды рублей оказались не застрахованы

03.07.2013 11:31|ПсковКомментариев: 39

Потеря 2 июля трех спутников «Глонасс-М» при крушении «Протона» ударит по карману ракетно-космической отрасли: аппараты, от работы которых зависит судьба отечественного конкурента американской GPS, не были застрахованы. Причина тому - урезание бюджета Роскосмоса на эти цели. В корпорации тем временем уже нашлись первые кандидаты в виновники ЧП, пишет newsru.com.

Спутники не были застрахованы, поскольку Роскосмос принял решение страховать только уникальные аппараты, такие как «Фобос-грунт», а «Глонасс-М» находятся в серийном производстве, рассказали в пресс-службе Роскосмоса. Там добавили, что аппарат по программе «Глонасс» однажды страховали, но это касалось серии «Глонасс-К», которая должна прийти на смену «Глонасс-М», и дело было во время запуска опытного экземпляра.

Еще после аварии в 2010 году, когда также были потеряны сразу три спутника, Роскосмос начал обсуждать в правительстве вопрос страхования аппаратов, но законопроект о страховании рисков при осуществлении космической деятельности до сих пор находится в разработке в финансово-экономическом управлении Роскосмоса - так же, как и проект постановления правительства о субсидиях на страхование космических аппаратов, пишут "Ведомости".

В 2012 году тогдашний замруководителя Роскосмоса Анатолий Давыдов жаловался, что депутаты не поддержали законопроект о космическом страховании и урезали бюджет Роскосмоса на страхование в 2012 году с 1,97 млрд до 1,2 млрд руб. «Вероятно, именно отсутствие этих документов мешает Роскосмосу тратить необходимые средства на страхование», - заявил топ-менеджер страховой компании, имеющей интересы в страховании космических рисков. Другой собеседник удивился, что Роскосмос решил страховать научные спутники, у которых непонятная экономическая эффективность, а не часто запускаемые серийные и способные приносить прибыль аппараты.

По имеющейся информации, ведомство в последние пару лет страховало пуски спутников гидрометеорологического назначения, дистанционного зондирования Земли, а также аппарат «Стерх» для спасательной системы «Коспас-Сарсат». И цена страховки для научных спутников составляла порядка 11% от совокупной стоимости самого аппарата, комплекса выведения и пусковых услуг.

Что же касается затрат на вчерашний старт «Протона», то он обошелся отрасли в примерно 4,4 млрд рублей, то есть страховка стоила бы порядка 480 млн рублей - больше трети всего бюджета Роскосмоса на страхование, отмечают «Ведомости». Стоит заметить, что официальной информации о наличии либо отсутствии отдельной страховки для «Протона» (стоимость ракеты 2,4 млрд рублей) пока не поступало. Доподлинно известно лишь, что единственное, на что потратились ответственные за пуск - страхование ответственности перед третьими лицами.

То есть, если бы ракета или ее составные части рухнули бы за пределами расчетных районов и нанесли ущерб на земле, он был бы покрыт за счет страховых выплат. Совокупный лимит ответственности по контракту составил 6 млрд рублей, из них суммы по 100 млн обязались выплатить СОГАЗ, «Ингосстрах», ВСК, «Капитал страхование», «Уралсиб» и компания «РОСЛЕС». Основная страховая нагрузка - 5,4 млрд рублей - легла на «Русский страховой центр».

Впрочем, пока не ясно, придется ли страховщикам раскошелиться: «Протон» упал в пределах двух километров от стартовой площадки, на территории космодрома, который является штатным районом падения. К тому же оборудование Байконура застраховано отдельно, да и разрушений на земле ракета не устроила, пуская обломки и разлетелись на значительное расстояние. «Осколки и фрагменты космического корабля обнаруживались в 3 км от места падения», - рассказал информированный источник. Что же касается ущерба экологии, возможно, нанесенного при попадании в атмосферу остатков ракетного топлива, то он предварительно оценивается как незначительный.

В отсутствии официальных выводов комиссии, разбирающейся в причинах вчерашнего ЧП, эксперты продолжают выдвигать версии произошедшего. Среди наиболее вероятных причин специалисты называют отказ одного из шести двигателей первой ступени. Не исключено, что это произошло из-за возникших проблем в топливной магистрали двигательной установки.

«Был ли это засор, прогар или что-то иное, можно будет точно сказать только после того, как мы получим расшифровку телеметрических данных», - заявил источник в аварийной комиссии.

«Протон», конечно, таких штук давно не выкидывал, - заявил директор по развитию кластера космических технологий в Сколково Дмитрий Пайсон. - Предыдущие аварии были связаны с разгонным блоком, то есть самой верхней ступенью, которая сравнительно новая. Можно было сказать, что мы преодолеваем «детские болезни». То, что произошло на этой аварии, это первая ступень, то, что летает с 1964 года в тех или иных сочетаниях... Вопрос: является кризис системным или это временный выпад, который случается у всех».

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 176 человек
Лента новостей