Евросоюз не устает поддерживать идею облегчить, а потом и вовсе отменить визовый режим с Россией. Москва предлагает обозначить конкретные сроки и разработать план, позволяющий достичь этой цели. Эксперты, впрочем, считают нынешнее заявление «очередной длинной пластинкой без конкретного содержания». Более того, изменение визовой политики стран – членов ЕС, направленное на либерализацию получения шенгенских виз, например, гражданами постсоветских стран – России, Белоруссии, Украины и Молдавии – привели к неожиданным результатам, которые подробно анализируются в исследовании на эту тему Московского центра Карнеги.
Система оформления виз – инструмент, призванный регулировать въезд иностранных граждан в страну, а через него – и взаимоотношения между странами и объединениями стран и граждан. По мнению авторов брошюры, важен не только анализ визового режима, но и то, насколько этот режим адекватен имеющимся политическим задачам, каково его действие в отношении разных социальных групп: студентов, работающих за рубежом специалистов, граждан, едущих к родственникам за границу, а также направляющихся из страны потоков туристов, предпринимателей и т.д.
В сборнике, выпущенном Московским центром Карнеги, представлены результаты организованного фондом им. Стефана Батория (Польша) международного исследования процесса получения гражданами постсоветских стран шенгенских виз. Оно проводилось в Москве, Киеве, Минске, Кишиневе и охватывало восемь посольств стран Шенгенского соглашения, а также посольство Великобритании. В ходе этого исследования в октябре-декабре
Рассуждая о результатах принятия Соглашения об упрощении визового режима, автор одной из глав исследования Лешек Хаевский отмечает, что оно облегчило процедуру получения визы и снизило стоимость визы, но не привело ни к сокращению времени, требуемого для получения визы, ни к облегчению процедуры выдачи долгосрочной многоразовой визы. Из всех аппликантов (людей, обратившихся за получением визы – прим.ред) примерно треть знают о Соглашении между их страной и Европейским союзом, и только пятая часть знающих о нем ссылались на его положения при общении с консульскими работниками. Вторая глава публикации посвящена анализу работы консульств стран – членов Европейского союза, проведенному осенью
Поэтому не случайно, что в исследовании подробно анализируется ситуация с получениями виз гражданами четырех постсоветских стран в ближайшие восточноевропейские страны – Чехию, Польшу, а также страны Балтии - Литву и Латвию. Отметим, что эти страны стали членами Шенгенского соглашения относительно недавно (с 21 декабря
В свою очередь, авторы исследования, посвященного мониторингу визовой политики стран ЕС, приходят к выводу о том, что «если некоторое время назад наблюдалось постепенное упрощение визового режима в отношениях между Россией и странами Евросоюза и активно обсуждался вопрос о скором переходе к безвизовому режиму, то в течение последнего года ситуация развивалась скорее в обратном направлении».
Вхождение новых членов ЕС в Шенгенское соглашение заставило многих говорить о необходимости принятия определенных мер, чтобы не допустить возникновения нового «железного занавеса» на восточных границах Шенгенской зоны. Однако анализ информации по количеству виз, выданных гражданам России, Белоруссии, Украины и Молдавии между 2005 и 2008 гг показывает, что на практике новые страны Шенгенского союза оказались не очень успешными в этом направлении – количество виз, выдаваемых новыми членами «шенгена», в 2008 году сократилось для белорусов и украинцев, а вот для россиян и молдаван произошли косметические изменения – увеличение количества выдаваемых виз, но не очень существенное.
Кроме того, авторы исследования пришли к выводу о том, что уменьшение количества выдаваемых виз в
Аппликанты из четверки восточноевропейских стран жалуются на очереди в консульства, на увеличение количества посещений консульств. Для сравнения, в 2005 году нужно было приходить в консульства Чехии 6 раз, Литвы 4 раза, Польши – 6 раз. В 2008 году соответственно стало – 9 раз, 10 раз и 8 раз.
Принятие Соглашения об упрощении визового режима экстраполируется в исследовании на каждую из четырех стран отдельно. Понятно, что мы подробно остановимся на России.
В частности, в Москве в октябре
Чтобы иметь обратную связь, участники исследования побеседовали и с руководителями консульских служб. В частности, в феврале – апреле
В ЕС Финляндию называют «дружественным прагматиком» по отношению к России, так как через эту страну идет самый большой поток российских граждан в Европу. В
Италия и Франция – стратегические партнеры России, Италия - второй после Германии партнер России в Европе. По словам генерального консула Италии и консула Франции, эти страны очень заинтересованы в российских туристах. По мнению дипломатов – отмена виз – решение ближайших лет.
В
А вот в консульстве Чехии сам факт такого обследования вызвал у заведующего консульским отделом большие подозрения и опасения, что неявным заказчиком исследования могут быть организации, связанные с торговлей запрещенными товарами.
В заключении авторы исследования по визовым отношениям между ЕС и Россией делают вывод о том, что «существующий сегодня визовый режим однозначно осложняет и деловые, и гуманитарные контакты между россиянами и европейцами». При этом они отмечают, что трудно унифицировать порядок получения виз в страны «шенгена», так как политические, исторические и ментальные особенности каждой из стран, членов ЕС, не позволяют этого сделать.
Кроме того, авторы заявляют, что проведенное в 2008-2009 гг. исследование может служить стартовой точкой для более углубленного и продолжительного проекта по отслеживанию взаимоотношений между Россией и Евросоюзом на примере визового режима и изучению всей картины перемещения граждан через границы.
ПРАЙМ-ТАСС