Новости партнеров
Архив

Псковский туризм

03.08.2004 12:39|ПсковКомментариев: 0

Статьи о привлекательности Псковской области для туриста, причем не только западного, но и российского, не редкость. Приятно почитать о том, что у нас много памятников старины, чистая экологическая ситуация, да и вообще мы на границе с Европейским Союзом.

Казалось бы, все это должно привести к тому, что туризм должен стать чуть ли не главной статьей дохода для жителей области и для регионального бюджета.  Однако, в настоящее время доля туристической отрасли в валовом региональном продукте Псковской области составляет лишь чуть более 1 процента. А недостроенное здание гостиницы на Ольгинской набережной уже давно мозолит глаза псковичам. Однако не будем о грустном. Давайте попытаемся подойти к проблеме развития туризма в Псковской области с другой стороны.

Какой  турпродукт мы можем предложить?

Начнем с того, кто такой турист? Очевидно, что это человек, который желает получить незабываемые впечатления и согласен ради этого отправиться в далекое или не очень далекое путешествие. Последние предпочитают так называемый туризм выходного дня. Более того, турист не против заплатить деньги за новые впечатления, если, конечно, они доставили ему удовольствие, а не разочарование. Причем речь идет не только о билетах в музей. Стоит учесть также и посещение ресторана, и отдых в ночном клубе, и приобретение сувениров, и многое-многое другое.

Интересно, что в качестве основных показателей, характеризующих развитие туризма, многие страны используют не только число туристов, но и количество денег, потраченных в среднем каждым туристом. И вот как раз число денег, оставляемых туристом в день в стране или регионе пребывания, может доходить до 250-350 евро (и это уже реальность для некоторых европейских стран). Естественно, что платить такие деньги просто так, ни за что, ни европейский, ни российский турист не будет. А это значит, что ему необходимо предложить что-то необычное, так называемый турпродукт, который мог бы быть ему интересен как «покупателю впечатлений».

Турпродукт – это достаточно широкое понятие. И оно определяется прежде всего  вкусами и запросами его потребителя. Для кого-то турпродукт – это красивый замок с воспроизведением средневековых традиций, желательно детальным воспроизведением средневекового рыцарского турнира. Для других – море, «солнце и …». А кому-то хочется подальше от цивилизации, от дел, на озеро с шашлыками и рыбалкой.

При этом важно понимать, что красивых замков, морей, озер и шашлыков не так уж и мало. Поэтому турист вряд ли согласиться ехать лишь бы куда-нибудь. Конкуренция в туристическом бизнесе достаточно жесткая. И думаю, вряд ли станет мягче.

Попытаемся задуматься, какой туристический продукт может предложить Псковская область. На проектном семинаре в Пушкинских Горах, где речь зашла и о проблематике реализации туристического потенциала региона в долгосрочной перспективе, к единому мнению в отношении турпродукта области так и не пришли. Предлагалось, например, в качестве турпродукта использовать памятники архитектуры. Мы уже как-то привыкли слушать о псковском Кремле, крепости Изборска, пушкинских местах, пещерах Печорского монастыря.

Но в то же время при всем уважении к культурному наследию области, стоит отметить, что памятники прошлого присутствуют и в других российских городах. А это значит, надо предложить туристу не просто перечень достопримечательностей, но и достойное обслуживание.

Причем достойного сервиса ожидает не только европейский, но и российский турист. Кроме того, возможно составление совместных с участниками турбизнеса соседних регионов программ (вспомним идею Серебряного кольца).

Это могут быть туры, приобретая которые российские и зарубежные туристы получают  целый комплекс удовольствий. Например, в Тарту – это посещение аквапарка, в Санкт-Петербурге –  Эрмитажа или дельфинария, кому что больше нравится.

А что именно может предложить туристу Псковская область в качестве турпродукта помимо исторических достопримечательностей?  Возможно то, что экономисты называют сельским туризмом.

Сельский туризм – это, как правило, путешествие в тихое, уютное местечко. Это проживание в небольшой гостинице или коттеджном поселке на берегу озера или лесной речушки. Одним словом, романтика, которой многим из нас не хватает в этой насыщенной событиями порядком надоевшей повседневной жизни. В качестве развлечений могут выступать охота, рыбалка, песни у костра, катание на лодках, лошадях, водных лыжах и скутерах и другие подобного рода вещи. Возможно, кому-то будет интересно зайти в сельский музей и познакомиться с особенностями сельского быта несколько веков назад. Попробуем ответить на вопрос, может ли сельский туризм стать турпродуктом Псковской области.

Аргументы в пользу развития сельского туризма в Псковской области.

Развитию сельского туризма, как правило, способствует благоприятная экологическая ситуация. Интересно, что европейцы сейчас очень много внимания концентрируют именно на экологической составляющей.

Псковская область входит в первую десятку регионов с наиболее благоприятной экологической обстановкой. Во многом это обусловлено отсутствием крупных промышленных предприятий. Это, конечно, не очень здорово с точки зрения развития промышленного производства, однако очень даже неплохо для развития туризма, особенно сельского.

Другая составляющая – наличие сказочной природы. Конечно, у каждого свое понятие о «сказочности». Для кого-то природа должна напоминать детство в деревне, и соответственно ландшафт должен быть похожим на те места, в которых рос человек.

Но как бы то ни было, у большинства туристов существует определенное представление, картинка, которая, как правило, включает небольшой водоем, сосновый бор или березовую рощу, уютную полянку и тишину, которой так часто не хватает. Таких мест пока еще в нашей области достаточно. И если в них в ближайшее время не будут построены кемпинги, базы отдыха и небольшие гостиницы, то, очевидно, будет построено что-то другое.  Как говорится, свято место пусто не бывает.

Специалисты в сфере турбизнеса отмечают устойчивую взаимосвязь между динамикой приезда туристов и календарем местных праздников. И российские регионы, сделавшие ставку на развитие туризма, пытаются возродить старые или придумать новые праздники. Например, «День огурца» (июль, Суздаль), «День овцы» (август, г. Тутаев), «День купца» (сентябрь, Рыбинск), «Одинцовские забавы, или Самый сильный человек» (г. Одинцово), Праздник Ивана Купалы (июль, Подмосковье, Владимирская обл., Липецкая обл.), «День граффити» (июль, г. Ивантеевка) «Стойкий оловянный солдатик» (г. Можайск), «Суворовский бивуак» (Московская обл.). 

Где-то обнаружили родину Деда Мороза, где-то – мышей. То ли еще будет. Не думаю, что Псковской области стоит придумывать каких-то мифических персонажей и связывать регион с их рождением или проживанием. У нас достаточно богатое культурное наследие, которым можно не только гордится, но и более активно использовать в развитии туриндустрии. Причем речь идет не только о праздновании Дня города или Пушкинском празднике поэзии. Праздников или поводов для организации праздничных торжеств, способных привлечь российского и европейского туриста, намного больше. И сторонник сельского отдыха или экологического туризма, думаю, с удовольствием прервет свой умиротворенный отдых на пару дней, чтобы посетить карнавал, народные гуляния, праздник ремесел  или фейерверк.

И последнее. Построить и содержать небольшую гостиницу (50-100 мест) не так дорого, как крупную. Иногда под малые гостиницы переоборудуют хутора или небольшие деревеньки, коих в Псковской области более чем достаточно. Опыт организации таких мини-гостиниц и сервиса можно перенять у наших соседей, приграничных районов Эстонии и Латвии.

Как сказал заместитель главы администрации Псковской области Дмитрий Шахов в интервью Псковской ленте новостей, «южная и восточная часть Латвии не достаточно экономически развиты, но у них резко развивается сельский туризм. Возникают два-три домика, разводят пруд, рыбку выращивают, на недельку приезжают отдыхающие половить чисто символически рыбку. Имеется кафе и возможность остановиться на ночь в гостевых домиках. Сельский туризм такого типа поголовно развивается в восточной части Латвии. Я думаю, что эти условия развития приемлемы и для нас. Это будет популярным не только для зарубежных туристов, но и российских. С началом водного сообщения и активизации нашей деятельности, упрощением перехода границ туристы северных стран (Норвегии, Швеции, Финляндии) все-таки смогут добираться до Псковской области и посещать ее достопримечательности».

Тенденции

По мнению Георгия Осипова, автора достаточно интересных статей по развитию туристической отрасли в России, операторы, занимающиеся внутренним туризмом, встречают летний сезон 2004 года со сдержанным оптимизмом. При этом оптимизм основан на постоянно растущем интересе потенциальных клиентов к достопримечательностям областей (в среднем прирост количества туристов на самых популярных маршрутах составляет около 10-15%), а также на том, что в туристический оборот вовлекается самая настоящая «глубинка», т.е. районы, присутствие которых на туристическом рынке было невообразимо еще несколько лет назад. И в качестве одного из примеров развития сельского туризма автор упоминает нашу Псковскую область. «В практически неизвестном на туристическом рынке Гдовском районе Псковской области на берегу Псковского озера продолжается строительство нескольких круглогодичных спортивных баз европейского уровня (в настоящее время их вместимость - около 200 чел.)» (Осипов Г. Курс - в глубь губернии // Турбизнес, 2004, №6).

Конечно, перспективы у развития сельского туризма есть. Вопрос лишь в том, где и какими темпами он будет развиваться. И если мы хотим видеть это развитие в Псковской области, значит, власть должна продумать механизмы поддержки всей совокупности туристической инфраструктуры. А это не только строительство достойных гостиниц, ресторанов, кафешек или сувенирных магазинов. Например, недавно мой друг, который как раз останавливался в мини-гостинице в действительно сказочных местах Псковской области, был жутко недоволен качеством мобильной связи и отсутствием прохладительных безалкогольных напитков.

И таких нюансов можно найти достаточно много, и не только в мини-гостиницах нашей области. Однако именно такие, казалось бы, мелочи и формируют представление туриста об уровне и качестве сервиса. И если раньше неизбалованный российский турист мог вполне довольствоваться малым, то теперь, когда цены на туры в России и за рубежом постепенно выравниваются, он желает получать адекватный сервис. Сможет ли его предложить область? Думаю, должна. А если нет, то туризм не сможет дать тот высокий вклад в Валовой региональный продукт, который запланировали авторы Концепции социально-экономического развития Псковской области на перспективу. Поэтому надо постараться.

Максим Голиков, экономист

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 225 человек
Лента новостей