Новости партнеров
Архив

Бюджет Пскова – 2005: пора работать!

18.04.2005 13:07|ПсковКомментариев: 9

Четвертый месяц жители Пскова живут без бюджета. Четвертый месяц не прекращаются препирательства депутатов городской Думы с администрацией Михаила Хоронена по поводу главного финансового документа города (15 апреля бюджет Пскова принят в первом чтении – прим. ред.). Что это значит? Пресловутая 1/12 в месяц от финансирования предыдущего года. Все бы ничего, но вот в прошлом году не было многих вещей: цены были не те, не было пресловутой монетизации льгот, не было урезания налоговой базы, много чего не было.

Денег нет, и не будет

А депутаты никак не хотят этого принять. Тот «косметический ремонт» городского бюджета, которым они занимались на протяжении четырех месяцев, уж точно не стоит того состояния, в которое ввергся город благодаря препирательству депутатов с очевидностью.

Уже в январе коммунальщики стали отказываться отчищать город от снега и ремонтировать дорожное покрытие из-за непринятого бюджета. Подошел март, и энергетики собираются отключать город за долги. Может хватит медлить?

Можно конечно ругать Кремль за «объедание» субъектов и муниципалитетов в свою пользу. Но проблему бюджета Пскова на 2005 год это не решает. Да, жизнь несправедлива: Москва успешно отчитывается о профиците федерального бюджета на фоне тотальной экономии в регионах. Да областные власти, забирают по максимуму себе самый собираемый налог в регионе – подоходный. Да, муниципалитет лишился 377 млн. рублей. Но у всякой власти свои проблемы. И всякая власть их решает одинаково – ищет деньги. И рука не поднимается сказать, что постройка школы на соседней улице важнее защиты страны от терроризма.

И если нет власти изменить ситуацию, надо работать с тем, что есть. Время взаимных обвинений уже давно прошло. Исправлением бюджетных кодексов и законов о монетизации пускай займутся политики, на уровне муниципалитетов надо заниматься хозяйством.

Мы не будем сравнивать, на сколько уменьшилось финансирование социально-значимых статей. Это все сейчас из разряда ничего не значащих эмоций. Посмотрим лучше, что нужно делать.

Деньги с неба не падают

В очередной раз любители популярных лозунгов предлагают самое популярное лекарство – сократить чиновников. Эту бездонную яму, куда улетают деньги налогоплательщиков.

Мера конечно хорошая, и время от времени весьма полезная. Только вот совершенно избитая и очередной год особо не помогающая. Сокращенных чиновников куда-то пристраивают, а то и вовсе через некоторое время возвращают на место под различными предлогами. Сокращение всех расходов на весь управленческий аппарат не поможет решить даже нынешнюю проблему 10-процентного дефицита урезанного до крайности бюджета, пусть даже будут уволены 100 процентов чиновников. Что уж говорить о прочих бюджетных целях, не первый год уже забытых. Проблема административного аппарата не в его численности, а его неэффективности. Его нужно не разгонять, а полностью перекраивать.

Наконец-то депутаты решились продать акции Псковского хлебокомбината, что надо было сделать уже давно. И дело вовсе не в финансировании бюджетного дефицита. Хлебокомбинат уже давно ищет стратегического инвестора, попутно перебиваясь с кредита на кредит. А городские депутаты все не могут решить, выгодно или нет им расставаться с этой собственностью.

Владение акциями подразумевает не только право получения дивидендов по ним, но и обязанность привлечения инвестиций, что муниципалитет не способен делать патологически. И вместо того, чтобы помочь комбинату, мы его рассматриваем только как «дойную корову». Прошлогодняя эпопея с отказом от финансовой помощи Европейского банка реконструкции и развития вообще выглядит полным абсурдом, если конечно не думать о конкретной заинтересованности конкретных лиц.

Если предыдущие два абзаца так и не выглядят убедительными, приведу еще один аргумент: приход стратегического инвестора на комбинат позволит резко расширить его производственную деятельность за счет инвестиций и тем самым увеличить налоговые поступления в бюджет.

Впрочем, итоги четырех месяцев, как уже говорилось, привели лишь к «косметическому ремонту» бюджета-2005. Поэтому придется сказать несколько вещей, которые наверняка многими будут восприняты как кощунственные. Но надо всего лишь признать их. А именно:

  • Мы давно уже не социальное государство. Это значит, что на всех не хватит. Да и не нужно уже это. Многие способны сами себя обеспечить. Поэтому власть должна в первую очередь заботиться о тех, кто самостоятельно это сделать не может.
  • Псков имеет не больше бюджетных прав, чем другие муниципалитеты. Только они не могут поднимать такой шум, как это успешно делается в Пскове. Просто Псков впервые серьезно сталкивается с тем, что в районах давно уже прошли, а именно: тотальное сокращение людей, закрытие очень нужных школ и т.д.
  • Искать козла отпущения всегда приятно, но бюджету Пскова в текущем году это не поможет. Это значит надо работать: повышать доходы, искать резервы, эффективно тратить.

Деньги надо заработать

Работа с бюджетом не ограничивается только ежегодным голосованием за бюджет. Нужно все-таки еще и работать над ним.

Откроем хотя бы Приложение 11 к городскому бюджету и что мы видим: «Порядок использования субсидий на возмещение разницы в тарифах по ведомственным котельным» всего в 6 (!) абзацев. Весь их смысл заключается в том, что Управление генерального заказчика само определяет размер этих субсидий и само себя же и контролирует за их использование.

Да я бы с таким порядком давно бы отстроил где-нибудь себе виллу. Вот где настоящее поле для бюджетной экономии! Понятно, что «Порядок…» никому особо не выгодно подробно расписывать.

Для примера, всеми ненавистный Анатолий Чубайс в энергетике принимает свои регламентирующие акты объемом в десятки, и даже сотни страниц. И уж поверьте, там ни один шаг вправо-влево ступить невозможно. Учитесь, господа чиновники и депутаты!

Прочие «Порядки…» в городском бюджете выглядят аналогичным образом. Открываем «Порядок использования субсидий на покрытие убытков МП г.Пскова «Псковские тепловые сети» и муниципальным котельным МП г.Пскова «Управление микрорайона» №15,16,17» и обнаруживаем очередной парадокс. Оказывается, основанием для покрытия этих самых убытков служат бухгалтерские балансы, где эти убытки зафиксированы.

Все бы хорошо, только вот возникает куча вопросов. А как же обоснованность этих убытков? А как же эффективность осуществленных расходов? Не удивительно, что наши муниципальные предприятия по-прежнему безнадежно убыточны. Конечно, размер тарифов вносит свою несомненную лепту. Но и самим МУПам совершенно невыгодно эффективно работать. Ведь согласно вышеприведенному «Порядку…» объем бюджетного финансирования напрямую зависит от того, насколько неэффективно они растратят полученные денежные средства.

И здесь речь идет не о тех «копейках», которые экономятся на увольнении 50 чиновников. Это уже объемы в десятки миллионов рублей, которые, кстати, в очередном проекте бюджета были увеличены более чем в два раза.

Подняв вопрос об убытках на тепло не лишне будет заговорить и о тарифах на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Абсурд, но в самом богатом муниципалитете Псковской области одна из самых низких оплат населением за жилищно-коммунальные услуги в процентном соотношении (около 60% от себестоимости). Естественно речь не должна идти только о повышении платы за ЖКУ. Работа должна идти и с другой стороны – повышение качества этих услуг. Но чтобы это осуществлять, город должен хотя бы разобраться, где и с каким качеством эти услуги оказываются. А для этого нужно провести работу по учету: какие услуги, по какой стоимости и какого качества были оказаны в каждом доме (в идеале). И для этого опять же нужны не деньги, нужна организация работы.

А уже на втором этапе должна осуществляться дифференциация тарифов на ЖКУ по районам – МУУМРам – домам. В этом случае, когда станет ясно, на какие дома сколько тратится ЖКУ и сколько собирается с них денег, в жилищно-коммунальное хозяйство можно будет привлекать частный бизнес.

Признаем, не все так плохо: кое-что, конечно, начинают сейчас делать. Вот прошла информация, что Комитет по правовым вопросам и местному самоуправлению Псковской городской Думы начал проверку, какие виды услуг предоставляются муниципальными учреждениями и предприятиями, каким правовым документом они введены и какова калькуляция тарифов, их экономическое обоснование. Плохо только, что это мероприятие осуществляется только сейчас, когда, что называется, «петух клюнул». Перевод отдельных муниципальных учреждений и предприятий на самофинансирование должен был произойти несколько лет назад.

Те же музыкальные школы, как ни кощунственно это звучит, должны уметь зарабатывать деньги сами. Имеется ввиду, конечно же, повышение платы за обучение. Муниципалитет не должен распылять бюджетные средства и содержать за свой счет всех «посредственностей», обучающихся музыке. Пусть этим занимаются их родители. Но вот если Псков действительно хочет остаться музыкальным городом, он должен все усилия сосредоточить на одаренных учениках, не только беря все расходы по их обучению, но и выплачивая им достойные стипендии. А как только музыкальные школы действительно встанут на ноги, они и эти расходы возьмут на себя в целях формирования своего имиджа.

Этот принцип уже давно применяется в московских образовательных учреждениях (не говоря уж о загранице). Он же должен теперь начать применяться и у нас и не только по части музыки, но и других направлений искусства.

Своеобразная монетизация (как бы ругательно она сейчас не звучала) должна произойти и на уровне муниципалитета. Вместо того чтобы обеспечивать неизвестного качества бесплатное детское питание в школах, лучше эти деньги направить на прямые выплаты в социально-незащищенные семьи. В этом случае и воровства поменьше будет, и людям действительно помощь будет оказана.

Совсем не выглядит катастрофой отказ ряду учреждений в бюджетном финансировании, таким как: центр внешкольной работы «Патриот», молодежная биржа, образовательный центр социальной адаптации, кинотеатр «Смена», стадион «Машиностроитель». Во многих случаях бюджет обязан переходить от финансирования учреждений к финансированию мероприятий.

Например, если депутаты хотят показывать патриотические фильмы в кинотеатре, то и нужно выделять деньги на показ этих фильмов, а не финансировать деятельность всего кинотеатра.

Молодежная биржа должна переходить на принципы работы кадрового агентства. А бюджет должен лишь финансировать условия для создания рабочих мест для молодежи.

Стадион также должен зарабатывать самостоятельно деньги. Тысячи детей занимаются спортом фактически во дворах. Уверен, многие родители не пожалеют денег (причем много не понадобится), чтобы их дети занимались на специально оборудованных территориях.

Можно бесконечно анализировать бюджет, выявляя отдельные недостатки, но практически все они раскладываются на несколько принципов бюджетного планирования, которые всегда будут неизменными:

·        финансирование на результат;

·        переход на адресный принцип оказания финансовой помощи;

·        конкурсное осуществление расходов;

·        муниципальный заказ;

·        доскональная регламентация административных процедур.

На организацию большинства таких принципов работы нужны не деньги, а политическая воля. И экономия от их внедрения страшно большая. Потому-то и не вводятся, что страшно будет обнаружить свою ненужность в нормально работающем хозяйстве.

Реальной работы в целом еще непочатый край. И вместо того, чтобы искать козла отпущения, логичней было бы хорошо поработать на благо города. Ведь качество принимаемого бюджета – это во многом не причина, а следствие работы с городским хозяйством.

Валентин Чесноков, экономист

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 231 человек
Сюжет: Бюджет города Пскова Депутаты не стали принимать бюджет Пскова на 2005 год В июне депутаты гордумы не собираются рассматривать бюджет Пскова-2005 Депутаты не стали принимать бюджет Пскова на 2005 год и снова отправили его на доработку Сергей Калинин считает возможным сократить ряд расходов для принятия бюджета Пскова на 2005 год Принимать бюджет города надо, но только реальный, считает Николай Лыжин Пока существует неясность относительно 113 миллионов, прописанных в бюджете Пскова, принимать его нельзя, считает Николай Соболь Бюджет насмарку? Судьба бюджета Пскова - 2005 будет решена на сессии гордумы 24 мая Псков будет жить без бюджета на 2005 год, решила рабочая группа по его доработке Николай Соболь: Псков на грани финансовой дестабилизации и экономического кризиса Депутаты гордумы решили отложить принятие бюджета во втором чтении до следующей сессии Совет администрации Пскова одобрил доработанный вариант бюджета города на 2005 год На очередной сессии гордумы депутаты планируют принять бюджет Пскова во втором чтении Прошло первое заседание рабочей группы по рассмотрению хода выполнения соглашения между губернатором области и мэром Пскова Михаил Хоронен заверил, что в расходной части бюджета предусмотрен 100%-ный расчет по оплате за электроэнергию «Псковрегионгаз» разделяет обеспокоенность администрации области по поводу принятого в первом чтении бюджета Пскова «Доходная» статья городского бюджета ниже ватерлинии может привести к энергетическому кризису во всей области Луиза Березняк согласна с начальником финуправления области в том, что городской бюджет «запланировал воздух» в статье доходов Гордума надеется на помощь депутатов Собрания в принятии бюджета Пскова, считает депутат Николай Горбачев Николай Соболь: Администрация города снова подставила представительный орган власти Бюджет Пскова не соответствует требованиям бюджетного кодекса, заявляет начальник финуправления области Депутаты приняли бюджет города в первом чтении, чтобы двигаться дальше, считает Александр Копылов Бюджет Пскова – 2005: пора работать! Альберт Бессмертный: К лету мы наладим финансовую жизнь Пскова Второе чтение бюджета Пскова будет проходить в жесткой дискуссии, считает Иван Цецерский Такой бюджет принимать было нельзя, считает депутат Псковской гордумы Сергей Калинин Поздний ребенок Продажа акций хлебокомбината поможет покрыть дефицит бюджета Пскова, считает Юрий Сорокин Михаил Хоронен: Областные и городские власти будут взаимно искать средства для покрытия дефицита бюджета Пскова-2005 Депутаты гордумы приняли бюджет Пскова на 2005 год в первом чтении Принятие бюджета Пскова на 2005 год станет основным вопросом на сессии гордумы 15 апреля Депутаты Псковской городской Думы встали на сторону энергетиков Встряска ради будущего Бюджет Пскова должен быть принят с учетом задолженности города перед энергетиками, считает Сергей Калинин Наталья Митрофанова: Власть должна наказывать тех, кто не умеет эффективно работать Юрий Сорокин: Откладывать принятие бюджета Пскова на более поздний срок уже невозможно Бюджет Пскова на 2005 год планируется окончательно принять 27 апреля Уличное освещение или прифронтовое затемнение? Валерий Шеменев: Соглашение области и Пскова позволит городским властям расплатиться с «Псковрегионгазом» Михаил Хоронен пообещал, что бюджет Пскова будет принят на предстоящей сессии гордумы Михаил Кузнецов: Дальнейшая жизнь областного центра без бюджета недопустима Власти Пскова и области будут нести совместную ответственность за решение городских проблем
Лента новостей