Финал XXII Пушкинского театрального фестиваля состоялся только сегодня, но уже вчера на большой сцене Псковского драмтеатра была поставлена точка. Настоящая кульминационная точка в исполнении российского рок-музыканта, актера и поэта Петра Мамонова. Его проект «Дед Петр и зайцы» вызвал у псковичей бурю эмоций, причем, как положительных, так и отрицательных. ФОТОРЕПОРТАЖ
Зал драмтеатра опять был забит до отказа, что удивительно, учитывая специфику репертуара артиста. Возможно, многие псковичи шли, как говорится, «на имя», поэтому уходили в середине концерта со словами: «Не могу смотреть эту муть...», то ли не понимая, что это искусство, то ли не понимая, что с этим искусством делать. Не исключено, что ввели в заблуждение зрителей и анонсы, которые представляли постановку Петра Мамонова как музыкальный моноспектакль. Конечно, это скорее концерт или проект, как называет его сам автор. Состоит он из двух частей: первая основана на вещах из сольного альбома «Сказки братьев Гримм», который вышел в 2005 году, вторая часть с условным названием «Москва» состоит сплошь из новых песен Петра Мамонова.
«Наша свобода — свобода от греха»
«Сказки» в исполнении Мамонова особенно увлекательны. Неповторимы и непредсказуемы не только тексты песен артиста, но и его сценография, пластика, язык тела. В свои 63 года он на сцене дурачился, импровизировал, кувыркался и исполнял только, пожалуй, ему известный танец. «Мальчик-с-пальчик», «Разбойник и его сыновья», «Золушка», «Храбрый портняжка» - Дед Петр спел все песни последнего альбома московской группы «Звуки Му».
На сцене Мамонов вроде бы один, но в тоже время его сопровождают «зайцы» - некие иллюзионные клоны его самого, которые «аккомпанируют» артисту. Еще одним партнером по сцене выступает экран. В далеком 2005 году Иван Мамонов, сын Петра Николаевича, сделал 45-минутное видео, иллюстрирующее эти истории. Ныне Мамонов-старший вернул к жизни видеоработы сына.
Четкой гранью отделяется от всего остального «Москва». Мамонов вышел на сцену после минутного перерыва с гитарой в блестящем концертном костюме и запел свои новые песни, которые пока еще мало известны. Тут же начал налаживать контакт со зрителями. «Я сначала даже испугался, - признался артист, - северные люди... Вы раскачиваетесь долго и медленно, зато потом....». Многие в этот вечер уходили, но те, кто оставался, были вознаграждены песнями, мамоновской харизмой, общением с музыкантом. Повезло тем, кто слушал Мамонова, стоя - они могли потанцевать в Псковском драмтеатре (когда еще такая возможность представится). Видимо, поэтому удержаться на месте не могли даже администраторы театра. Псковичи, как на хорошем рок-концерте, свистели от восторга.
Несмотря на то, что Петр Мамонов дал себе обещание не исполнять старые песни, на бис он все-таки сыграл для нас еще пару композиций, прочел свои стихи. «Хочу всех... - запыхавшись, сказал артист и улыбнулся. - Хочу всем пожелать, кто идет в отпуск зимой, хорошо провести время». Он вспомнил, как, «когда еще работал», сам ездил зимой в отпуск в пустой Крым и в пустом номере писал стихи, которые ему нравятся до сих пор.
Может показаться на первый взгляд, что его песни, стихи, тексты и ритмы оставляют на душе какой-то тяжелый осадок, давят и нагнетают. На самом деле, это ощущение обманчиво. «Радость не означает что-то безудержное, радость рождается от чистоты. Если мы все радуемся, значит сердца у нас чисты», - говорил он на своем концерте и призывал всех отказаться от греха. «Наши беды в том, что мы живем не по законам Божьим. Наша свобода — это свобода от греха», - уверен Петр Николаевич.
Вообще Бог и вера были сквозной темой всего диалога Мамонова с поклонниками, который состоялся после спектакля. Артист рассказал, что часто ездит по стране с программой «Дед Петр и зайцы», которая существует уже три года. «Наша страна - это не Москва и даже не Питер. Это провинция, небольшие города. Здесь жизнь совершенно другая. Для меня город - это люди», - отметил он.
«Волей-неволей все мы были вместе»
Себя Мамонов называет не иначе как клоуном. «Я себя причисляю не к серьезным артистам, а к клоунам, но и они бывают разными», - сказал он и вспомнил про легендарного Юрия Никулина, гроб которого на похоронах несли всем миром. «Вы радуетесь, а я скачу, как в цирке. Потому что самая почетная профессия - клоун», - уверен артист.
Он вспоминает, что всю жизнь пытался эпатировать публику. В детстве Петю Мамонова называли «Мамон-чугунная голова», потому что в 4-м классе он с разбега пробивал головой фанерный шкаф в раздевалке. «С уважением так называли. Я родился такой, всегда таким и был. Сшил в 7-м классе себе из простыни белые брюки и на выпускном учительнице биологии ими тряс и говорил: «Шик, шик!!!»», - улыбнулся он.
В 1983 году устроил с единомышленниками первый концерт в школьном зале, из которого молодых артистов выгнали, а потом кто-то по секрету признался: «Мы такого давно ждали». Артисты того времени разрушали стереотипы, подчеркнул Мамонов. Главная задача была - «вывести обывателя из состояния бездумной спячки». Но каждый раз, выступая перед публикой, боялись, «что повяжут». С Виктором Цоем близок не был. «Просто в то жуткое время выжить можно было только кучками. Волей-неволей все мы были вместе», - вспоминал он.
Нелегко порой приходится и сейчас. Последний фильм, в котором снялись и Петр Мамонов, и Иван Охлобыстин, режиссера Егора Баранова к показу на широком экране не допускают. Картина «Иерей-Сан» про православного священника из Японии, по заверениям самого Мамонова, вышла безупречной, но прокатчики говорят, что не смогут собрать кассу, поэтому и не берут фильм.
Петр Николаевич рассказал немного и о предыдущих своих работах. «Остров» вспоминает как самое счастливое время в жизни. «За фильм, некоторые его сцены молились мы все», - рассказал он. «С «Царем» было хуже. Был написан совершенно страшный сценарий», - добавил Мамонов. Специально по просьбе Петра Николаевича Павел Лунгин переписал его и вместе артисты «спасли кино от блокбастера». «Снимали не о царе, а о человеке. Думал, работая над ролью, каким он был. Вдруг увидел в книге гравюру - хитрый русский полу-пьяненький мужичок, я и взял этот образ. Как вышло - не мне судить», - заметил актер, добавив, что за «Царя» ему «отвалили много денег», смог построить дом.
«Я верю Богу. Не в Бога, а Ему»
Когда-то Петр Николаевич очень любил русских классиков, корифеев литературы. «Сейчас ни Достоевского, ни Гоголя не читаю - вижу с каким презрением они относятся к человеку. Все эти Алеши Карамазовы... Вот Чехов - когда чужая боль становится своей. Уж как я любил Достоевского... Ушло. Лично для меня это стало пустовато по замыслу. Блуд сплошной», - заметил гость.
Фильмы тоже смотрит только самые любимые: старое французское кино и советские шедевры - «Берегись автомобиля», «Мимино», «Кавказская пленница», «Операция «Ы»», «Когда деревья были большими» и другие. «Музыка, звук - гораздо большее наслаждение. У меня много пластинок, хорошая аппаратура - на ваши деньги купил», - улыбнулся он, обращаясь к зрителям. Добавил, что с недавнего времени следит за тем, что происходит в так называемом православном искусстве. «Все это слабо действует, как правило. Из духовной музыки слушаю монахов, не всех, правда. Вот это вставляет», - отметил Петр Мамонов.
Он признался, что никогда в жизни не чувствовал себя таким счастливым, как после 60-ти: «Сейчас самое лучшее время жизни. Но я очень люблю нашу молодежь, она мне верит. Мы были куда хуже - у нас вечный портвейн...». Пожилая псковичка поинтересовалась, как ему удается быть в такой прекрасной физической форме. «У Джеймса Брауна была жуткая на сцене энергетика. У него тоже спрашивали, как ему это удается. Никаких занятий, отвечал он, просто молитва», - заметил Мамонов.
«Несмотря на ужас и кровь жуткую, я полон оптимизма и с надеждой смотрю в будущее. Я верю Богу. Не в Бога, а Ему. Ничего не могу без Бога, а с Богом все возможно. Я не агитирую, а просто рассказываю, как у меня. Уныние - смертный грех», - сказал артист. По его мнению, люди сейчас, как никогда, тянутся к вере: «Третьего стула нет - либо ты с чертями, либо с Богом».
Поклонники долго не отпускали Петра Мамонова, спрашивали его о разном, порой о самом сокровенном. А он в заключение рассказал про новую программу «Приключения Незнайки» и предложил привезти ее осенью в Псков. Надеюсь, в следующий раз псковичи уже не испугают Деда Петра своей сдержанностью.
Светлана Аванесова