Сцена / Фестивали

Пушкинский театральный фестиваль: Как псковичи Мамонова напугали...

13.02.2015 16:02|ПсковКомментариев: 32
Финал XXII Пушкинского театрального фестиваля состоялся только сегодня, но уже вчера на большой сцене Псковского драмтеатра была поставлена точка. Настоящая кульминационная точка в исполнении российского рок-музыканта, актера и поэта Петра Мамонова. Его проект «Дед Петр и зайцы» вызвал у псковичей бурю эмоций, причем, как положительных, так и отрицательных. ФОТОРЕПОРТАЖ
 
 
Зал драмтеатра опять был забит до отказа, что удивительно, учитывая специфику репертуара артиста. Возможно, многие псковичи шли, как говорится, «на имя», поэтому уходили в середине концерта со словами: «Не могу смотреть эту муть...», то ли не понимая, что это искусство, то ли не понимая, что с этим искусством делать. Не исключено, что ввели в заблуждение зрителей и анонсы, которые представляли постановку Петра Мамонова как музыкальный моноспектакль. Конечно, это скорее концерт или проект, как называет его сам автор. Состоит он из двух частей: первая основана на вещах из сольного альбома «Сказки братьев Гримм», который вышел в 2005 году, вторая часть с условным названием «Москва» состоит сплошь из новых песен Петра Мамонова.
 
 
«Наша свобода — свобода от греха»
 
«Сказки» в исполнении Мамонова особенно увлекательны. Неповторимы и непредсказуемы не только тексты песен артиста, но и его сценография, пластика, язык тела. В свои 63 года он на сцене дурачился, импровизировал, кувыркался и исполнял только, пожалуй, ему известный танец. «Мальчик-с-пальчик», «Разбойник и его сыновья», «Золушка», «Храбрый портняжка» - Дед Петр спел все песни последнего альбома московской группы «Звуки Му».
 
 
На сцене Мамонов вроде бы один, но в тоже время его сопровождают «зайцы» - некие иллюзионные клоны его самого, которые «аккомпанируют» артисту. Еще одним партнером по сцене выступает экран. В далеком 2005 году Иван Мамонов, сын Петра Николаевича, сделал 45-минутное видео, иллюстрирующее эти истории. Ныне Мамонов-старший вернул к жизни видеоработы сына.
 
 
Четкой гранью отделяется от всего остального «Москва». Мамонов вышел на сцену после минутного перерыва с гитарой в блестящем концертном костюме и запел свои новые песни, которые пока еще мало известны. Тут же начал налаживать контакт со зрителями. «Я сначала даже испугался, - признался артист, - северные люди... Вы раскачиваетесь долго и медленно, зато потом....». Многие в этот вечер уходили, но те, кто оставался, были вознаграждены песнями, мамоновской харизмой, общением с музыкантом. Повезло тем, кто слушал Мамонова, стоя - они могли потанцевать в Псковском драмтеатре (когда еще такая возможность представится). Видимо, поэтому удержаться на месте не могли даже администраторы театра. Псковичи, как на хорошем рок-концерте, свистели от восторга.
 
 
Несмотря на то, что Петр Мамонов дал себе обещание не исполнять старые песни, на бис он все-таки сыграл для нас еще пару композиций, прочел свои стихи. «Хочу всех... - запыхавшись, сказал артист и улыбнулся. - Хочу всем пожелать, кто идет в отпуск зимой, хорошо провести время». Он вспомнил, как, «когда еще работал», сам ездил зимой в отпуск в пустой Крым и в пустом номере писал стихи, которые ему нравятся до сих пор.
 
 
Может показаться на первый взгляд, что его песни, стихи, тексты и ритмы оставляют на душе какой-то тяжелый осадок, давят и нагнетают. На самом деле, это ощущение обманчиво. «Радость не означает что-то безудержное, радость рождается от чистоты. Если мы все радуемся, значит сердца у нас чисты», - говорил он на своем концерте и призывал всех отказаться от греха. «Наши беды в том, что мы живем не по законам Божьим. Наша свобода — это свобода от греха», - уверен Петр Николаевич.
 
 
Вообще Бог и вера были сквозной темой всего диалога Мамонова с поклонниками, который состоялся после спектакля. Артист рассказал, что часто ездит по стране с программой «Дед Петр и зайцы», которая существует уже три года. «Наша страна - это не Москва и даже не Питер. Это провинция, небольшие города. Здесь жизнь совершенно другая. Для меня город - это люди», - отметил он.
 
«Волей-неволей все мы были вместе»
 
Себя Мамонов называет не иначе как клоуном. «Я себя причисляю не к серьезным артистам, а к клоунам, но и они бывают разными», - сказал он и вспомнил про легендарного Юрия Никулина, гроб которого на похоронах несли всем миром. «Вы радуетесь, а я скачу, как в цирке. Потому что самая почетная профессия - клоун», - уверен артист.
 
Он вспоминает, что всю жизнь пытался эпатировать публику. В детстве Петю Мамонова называли «Мамон-чугунная голова», потому что в 4-м классе он с разбега пробивал головой фанерный шкаф в раздевалке. «С уважением так называли. Я родился такой, всегда таким и был. Сшил в 7-м классе себе из простыни белые брюки и на выпускном учительнице биологии ими тряс и говорил: «Шик, шик!!!»», - улыбнулся он.
 
В 1983 году устроил с единомышленниками первый концерт в школьном зале, из которого молодых артистов выгнали, а потом кто-то по секрету признался: «Мы такого давно ждали». Артисты того времени разрушали стереотипы, подчеркнул Мамонов. Главная задача была - «вывести обывателя из состояния бездумной спячки». Но каждый раз, выступая перед публикой, боялись, «что повяжут». С Виктором Цоем близок не был. «Просто в то жуткое время выжить можно было только кучками. Волей-неволей все мы были вместе», - вспоминал он.
 
 
Нелегко порой приходится и сейчас. Последний фильм, в котором снялись и Петр Мамонов, и Иван Охлобыстин, режиссера Егора Баранова к показу на широком экране не допускают. Картина «Иерей-Сан» про православного священника из Японии, по заверениям самого Мамонова, вышла безупречной, но прокатчики говорят, что не смогут собрать кассу, поэтому и не берут фильм.
 
Петр Николаевич рассказал немного и о предыдущих своих работах. «Остров» вспоминает как самое счастливое время в жизни. «За фильм, некоторые его сцены молились мы все», - рассказал он. «С «Царем» было хуже. Был написан совершенно страшный сценарий», - добавил Мамонов. Специально по просьбе Петра Николаевича Павел Лунгин переписал его и вместе артисты «спасли кино от блокбастера». «Снимали не о царе, а о человеке. Думал, работая над ролью, каким он был. Вдруг увидел в книге гравюру - хитрый русский полу-пьяненький мужичок, я и взял этот образ. Как вышло - не мне судить», - заметил актер, добавив, что за «Царя» ему «отвалили много денег», смог построить дом.
 
«Я верю Богу. Не в Бога, а Ему»
 
Когда-то Петр Николаевич очень любил русских классиков, корифеев литературы. «Сейчас ни Достоевского, ни Гоголя не читаю - вижу с каким презрением они относятся к человеку. Все эти Алеши Карамазовы... Вот Чехов - когда чужая боль становится своей. Уж как я любил Достоевского... Ушло. Лично для меня это стало пустовато по замыслу. Блуд сплошной», - заметил гость.
 
Фильмы тоже смотрит только самые любимые: старое французское кино и советские шедевры - «Берегись автомобиля», «Мимино», «Кавказская пленница», «Операция «Ы»», «Когда деревья были большими» и другие. «Музыка, звук - гораздо большее наслаждение. У меня много пластинок, хорошая аппаратура - на ваши деньги купил», - улыбнулся он, обращаясь к зрителям. Добавил, что с недавнего времени следит за тем, что происходит в так называемом православном искусстве. «Все это слабо действует, как правило. Из духовной музыки слушаю монахов, не всех, правда. Вот это вставляет», - отметил Петр Мамонов.
 
Он признался, что никогда в жизни не чувствовал себя таким счастливым, как после 60-ти: «Сейчас самое лучшее время жизни. Но я очень люблю нашу молодежь, она мне верит. Мы были куда хуже - у нас вечный портвейн...». Пожилая псковичка поинтересовалась, как ему удается быть в такой прекрасной физической форме. «У Джеймса Брауна была жуткая на сцене энергетика. У него тоже спрашивали, как ему это удается. Никаких занятий, отвечал он, просто молитва», - заметил Мамонов.
 
«Несмотря на ужас и кровь жуткую, я полон оптимизма и с надеждой смотрю в будущее. Я верю Богу. Не в Бога, а Ему. Ничего не могу без Бога, а с Богом все возможно. Я не агитирую, а просто рассказываю, как у меня. Уныние - смертный грех», - сказал артист. По его мнению, люди сейчас, как никогда, тянутся к вере: «Третьего стула нет - либо ты с чертями, либо с Богом».
 
Поклонники долго не отпускали Петра Мамонова, спрашивали его о разном, порой о самом сокровенном. А он в заключение рассказал про новую программу «Приключения Незнайки» и предложил привезти ее осенью в Псков. Надеюсь, в следующий раз псковичи уже не испугают Деда Петра своей сдержанностью.
 
Светлана Аванесова
ПЛН в телеграм
Сюжет: XXII Пушкинский фестиваль Более 4-х тысяч зрителей посетили XXII Пушкинский театральный фестиваль Вениамин Смехов: Антракт нам только снится Пушкинский театральный фестиваль: Как псковичи Мамонова напугали... Виктор Ерофеев: Любая пропаганда оболванивает Пушкиниана Камы Гинкаса Петр Мамонов представит сегодня в Пскове свой моноспектакль «Дед Петр и зайцы» Пушкинский театральный фестиваль: Все наше Кама Гинкас и Генриетта Яновская покажут сегодня псковичам «Золотого петушка» «Нет лет - для всех Ромео и Джульетт!..» Вениамин Смехов даст сегодня в Пскове спектакль «Нет лет» и прочтет лекцию «Поэтический разговор» Пушкинский фестиваль: кинематографично, необходимо, просто смешно Андрей Турчак стал слушателем лекции Льва Лурье «Псковские крестьяне в старом Петербурге» на Пушкинском фестивале 70 подопечных «Ростка» бесплатно посмотрели «Сказку о золотой рыбке» в Псковском драмтеатре О разнице идеалов бабушек и внучек «Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...» «Вы про Пушкина мне не рассказывайте, я похабщины не люблю...» О Пушкине изящном и не только В Пскове открылся XXII Пушкинский театральный фестиваль На XXII Пушкинском фестивале впервые опробуют новый формат спектакля В Пскове сегодня откроется XXII Пушкинский театральный фестиваль Александр Стройло представит в Пскове «Анекдоты из жизни Пушкина» Спектакль «Жизнь за царя» покажут в фойе псковского театра в исторической части здания Писатель Виктор Ерофеев и актер Вениамин Смехов прочитают лекции в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля ведет переговоры об участии в нем Владимира Рецептера Билеты на Пушкинский театральный фестиваль будут дешевле, чем на Стаса Михайлова Новое пространство будет задействовано в псковском драмтеатре для проведения Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев назвал программу XXII Пушкинского театрального фестиваля беспрецедентной Жанна Малышева пожелала, чтобы XXII Пушкинский театральный фестиваль стал новой ступенью роста для всех его участников Программа XXII Пушкинского фестиваля В Пскове пройдет XXII Международный Пушкинский театральный фестиваль
Лента новостей