Сцена / Из первых уст

Дмитрий Месхиев: Нужно показывать разное

05.03.2015 15:12|ПсковКомментариев: 23

3 марта гостем студии радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал советник псковского губернатора в области культуры и искусств, руководитель создаваемого театрально-концертного объединения Псковской области, кинорежиссер, актер, продюсер Дмитрий Месхиев. В ходе программы «Двое на одного» он ответил на вопросы главного редактора радиостанции Максима Костикова, главного редактора Псковской Ленты Новостей Александра Савенко, а также радиослушателей о первых итогах работы создаваемого театрально-концертного объединения, работе учреждений, которые входят в его состав, и о его фильме «Батальонъ».

Александр Савенко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня среда, 3 марта, время 13.09, в прямом эфире программа «Двое на одного». Я напомню, что это совместный проект радио «Эхо Москвы в Пскове» и интернет-портала «Псковская Лента Новостей». В студии я, Александр Савенко, и мой коллега – Максим Костиков.

Максим Костиков: Добрый день.

Александр Савенко: А наш собеседник сегодня – кинорежиссер, продюсер, глава театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев. Здравствуйте, Дмитрий Дмитриевич.

Дмитрий Месхиев: Добрый день. Я бы хотел сразу поправить: я пока не глава театрально-концертной дирекции, а советник губернатора в области культуры и искусств.

Александр Савенко: Мы обязательно об этом поговорим. Мы-то вас уже три месяца как считаем главой этого объединения. Говорить будем о первых итогах работы Дмитрия Дмитриевича в должности советника губернатора или, как мы считали, директора объединения, о сегодняшнем дне трех структурных подразделений театрально-концертного объединения, о фильме «Батальонъ», премьера которого состоялась недавно. Дмитрий Дмитриевич, я думаю, нам подробно расскажет, как этот процесс проходил. Также будем отвечать на вопросы радиослушателей и читателей Псковской Ленты Новостей.

Приступая к беседе, я хочу напомнить, что в феврале прошел традиционный Пушкинский театральный фестиваль – 22-й по счету и первый, к организации которого имел отношение наш сегодняшний гость. Сам Дмитрий Месхиев определял этот фестиваль как «беспрецедентный». Многие обратили внимание на то, что фестиваль был, скажем так, необычный и неоднозначный. Начать хотя бы с того, что, как многим показалось, организаторы пытались уйти от имени Пушкина и от его роли в этом фестивале. Фестиваль открывал спектакль по Оскару Уайльду, программа завершалась выступлением Петра Мамонова, которое не имело никакого отношения к Пушкину. Самым ожидаемым событием фестиваля быль спектакль Театра на Таганке по стихам Евгения Евтушенко. Таких примеров, на самом деле, можно привести немало. Я хочу у вас поинтересоваться, насколько вообще соответствует действительности представление о том, что новые организаторы Пушкинского фестиваля пытаются постепенно уйти от Пушкина?

Дмитрий Месхиев: Я абсолютно с вами согласен. Фестиваль немножко ушел от Пушкина как от поэта и литератора, оставив этот бренд. Мне кажется, это абсолютно правильно, потому что история фестиваля должна жить и развиваться. Если себя задвинуть в эти узкие рамки – «давайте показывать спектакли только по Пушкину и ни по чему более», - тогда мы вынуждены будем собирать со всей страны иногда не самые хорошие постановки, для того чтобы сидеть только в рамках этой концепции. С моей точки зрения, все-таки важнее на театральном фестивале города Пскова ознакомить псковичей с тем, что делается в стране, в первую очередь – в Москве и Санкт-Петербурге, в хороших театрах провинции. Это далеко не всегда Пушкин. Более того, с моей точки зрения, очень важно показать разное. Я считаю, что в этом отношении концепция абсолютно правильная. Это совершенно разные театры: экспериментальный, классический и так далее - так, чтобы зритель потихоньку начал ориентироваться и выбирать то, что ему нравится, а не то, что нравится организаторам. Могу сказать, что я не очень согласен с некоторыми произведениями, которые демонстрировались на фестивале, но это мое частное, личное мнение.

Александр Савенко: А кто же принимал решение?

Максим Костиков: Вы сами влияли на выбор или только художественный руководитель?

Дмитрий Месхиев: Вы знаете, не очень влиял. Я какие-то вещи предлагал. Более того, какие-то мои предложения были воплощены в жизнь, включая того же самого Петра Мамонова. Я не буду сейчас бахвалиться, что я предлагал и что воплощено. Я помогал организаторски, но я не очень склонен лезть в творчество. У меня свое творчество, и я в данном случае выступал как продюсер. Естественно, каким-то образом влиял на концепцию и на то, что происходило на самом фестивале, но я не насаждал.

Максим Костиков: Правильно ли я вас понял в том, что, на ваш взгляд, концепция фестиваля должна меняться, он должен модернизироваться, быть не классическим Пушкинским фестивалем, каким его задумывал когда-то Владимир Рецептер, а площадкой для новых, современных театральных поисков в разных направлениях?

Дмитрий Месхиев: Совершенно справедливо. Всячески отдаю дань уважения Рецептеру. Он делал 20 лет фестиваль именно в рамках пушкинской концепции, только по Пушкину и никак по-другому. Но понимаете, какая ситуация? Это, опять же, моя точка зрения, я ее озвучу и буду отстаивать. Нет возможности у очень многих псковичей поехать в Москву и посмотреть тот же самый Театр на Таганке или спектакль Пети Мамонова. Ну нет такой возможности! Мы можем это сделать и привезти. Дальше, это может понравиться, может не понравиться, но это как любой театр. Мы, во всяком случае, даем возможность зрителю видеть то, что делается.

Максим Костиков: При этом есть значительная часть псковской театральной публики, таких классических провинциальных театралов и театралок, которые хотят увидеть то, что называется классикой – без ярких перфомансов, каких-то постмодернистских ходов, авангарда. Они хотят увидеть классическую постановку «Евгений Онегин» или «Борис Годунов» - традиционно, с костюмами. Эта часть аудитории на сегодняшний день имеет возможность получить свой культурный продукт?

Дмитрий Месхиев: Вы знаете, ведь по Пушкину были показаны произведения.

Максим Костиков: Дело ведь не в том, по Пушкину или нет. Я имею в виду ту классическую трактовку, к которой привыкли. Пускай это будет провинциальная публика, но она здесь живет и она хочет видеть такого Пушкина.

Дмитрий Месхиев: Я абсолютно согласен, но одно другому не противоречит. С моей точки зрения, должно быть место всему. Я как раз сторонник концепции той публики, о которой вы сейчас сказали. Я тоже люблю классический театр. Я не люблю авангардный театр, мне он не нравится, вот такой я человек. Но это не значит, что авангардному театру, неклассическому театру не должно быть места. Мне кажется, должно быть место для всего. Когда в таком городе, как Псков (а Псков, я считаю, - чрезвычайно насыщенный культурой город), есть один театр, то в этом одном театре должно быть разное. Да, есть та часть интеллигенции, которая любит классику, но есть еще молодежь, есть другая часть публики, которая любит другой театр и так далее. В этом театре может хватить места всему: и абсолютной классике, и авангарду, и молодежной истории, и детским спектаклям. Если бы здесь было 5 или 7 театров, тогда бы это можно было поделить.

Максим Костиков: Мне хотелось бы бросить мостик от прошедшего фестиваля ко второму важному событию псковского культурного календаря, также связанному с именем Пушкина. Это Пушкинский праздник поэзии в июне. Традиционно эти мероприятия проходят сами по себе. Между ними нет никакой четкой взаимосвязи кроме того, что все это проходит под эгидой комитета по культуре. Хотелось бы узнать, планируете ли вы в своей деятельности опираться и на это второе событие? Возможна ли какая-то между ними связь? Это может быть какой-то один фестиваль под открытым небом, может быть, в Михайловском… Вам это интересно?

Дмитрий Месхиев: Да, это очень интересно. Более того, уже сделаны первые шаги. Мы неоднократно разговаривали и встречались с директором Пушкинского заповедника Василевичем. Я сторонник того, чтобы хотя бы частично концепция и ситуация с каким-то творческим руководством Рецептера в нашем Пушкинском фестивале вернулась. Потому что я считаю, то, что произошло, мягко говоря, не очень корректно по отношению к талантливому и пожилому человеку.

Максим Костиков: И родоначальнику...

Дмитрий Месхиев: … И родоначальнику фестиваля.

Александр Савенко: Давайте поясним, что именно произошло.

Дмитрий Месхиев: Я не хочу никого винить, я пытаюсь быть над и вне всяких схваток, но, с моей точки зрения, отодвинуть так родоначальника фестиваля, его идеолога, вдохновителя и человека, который делал фестиваль 20 лет… Вот так его отодвинуть некорректно, и отодвинуть совсем! Ну, это недопустимо. Обязательно в Петербурге, когда пройдет вся моя премьерная свистопляска, я обязательно встречусь с Рецептером (я его знаю с детства) и буду вынужден извиняться за других. Более того, мы уже даже сделали какие-то предварительные проекты-соглашения между Театральной дирекцией и Пушкинским заповедником, чтобы делать совместные проекты. Очень важно, чтобы в Пушкинском заповеднике проходили и мастер-классы, и то, что делал Рецептер, и спектакли во время Пушкинского фестиваля. И, естественно, с моей точки зрения, нам нужно каким-то образом участвовать в празднике поэзии в Михайловском. Я вообще не сторонник таких ситуаций: я тут сам, а вы там сами. Я считаю, что нужно сотрудничать, нужно взаимодействовать. Это синергия, это дает значительно большее поле для деятельности и для возможностей.

Александр Савенко: Что касается подготовки к июньским событиям в Пушкинских Горах и Пскове - как вам кажется, не помешает ли ваша работа режиссера? Насколько я знаю, вы сейчас будете приступать к новой картине. Не помешает ли это полноценному участию в процессе подготовки?

Максим Костиков: Я бы хотел продолжить вопрос Александра. Многие вообще интересуются, когда у господина Месхиева есть время на то, чтобы заниматься здесь реализацией псковской культурной политики. У него там премьеры, важные встречи, поездки по регионам…

Дмитрий Месхиев: Ну я же сижу с вами сейчас здесь. Это же находится на территории города Пскова. Да, естественно, мне приходится периодически уезжать. У меня сейчас идет подготовка кино, но я стараюсь больше времени проводить здесь, потому как здесь, с моей точки зрения, более живые и важные дела. Картину я могу готовить и на расстоянии. Сейчас есть вполне себе нормальные коммуникативные вещи, даже можно видеть лица съемочной группы и всю информацию по подготовке картины иметь, находясь здесь. Более того, я и снимать здесь буду. Я сознательно пошел на то, чтобы снимать кино про Смоленск не в Смоленске, а в Пскове, дабы отсюда надолго не выбираться.

Максим Костиков: А что за фильм про Смоленск? Расскажите нам в нескольких словах.

Дмитрий Месхиев: Я буду делать картину про начало осады Смоленска. Это 1709 год. Это историческое, военное кино.

Александр Савенко: Патриотическое?

Дмитрий Месхиев: Ну, вы знаете, какая ситуация… Я ведь не ставлю перед собой задачу: а сниму-ка я патриотическое кино завтра!

Александр Савенко: Раньше мы понимали, что вы не ставите такой задачи, а вот после «Батальона» уже не знаю.

Дмитрий Месхиев: Я искренне делаю то, что мне интересно, и то, что мне нравится. Да, делаю историческое кино… А что, фильм «Свои» не патриотический? Или фильм «Американка» не патриотический (снятый, кстати, в Пскове)?

Александр Савенко: Но не в той степени, что «Батальонъ».

Дмитрий Месхиев: Ну, может быть, не в той степени, но «Батальонъ» касается Первой мировой войны. Ситуация была, с моей точки зрения, исторически крайне патриотическая. То, что некоторые наши правители потом сдали эту войну и выигранную войну сделали проигранной, тут уж не моя вина.

Максим Костиков: Дело в том, что в нашем обществе понятие «патриотическое» сейчас трактуется очень широко. Понятно, что и фильм «Свои», и «Американку», наверное, можно воспринимать как патриотическое кино. Мы сейчас говорим про слово «патриотическое» в том понимании, когда люди видят надпись перед началом фильма: «Фильм подготовлен при поддержке Министерства культуры».

Дмитрий Месхиев: Государство в данном случае являлось бы заказчиком фильма. Давайте встанем на место любого инвестора. Некий дяденька с животиком и бородой решил снять кино. Он вкладывает в это кино свои деньги. Он же хочет получить результат тот, который он хочет получить? Ведь так? Так. Если государство вкладывает свои деньги, оно же тоже хочет получить тот результат, который хочет. Я не ставлю знак равенства между «патриотическим» и «плохо». Зачастую патриотические вещи - хорошие. Была уже полемика по поводу моего фильма «Батальонъ». С некоторой иронией люди говорят: «Ну это же кино типа патриотическое, типа заказное». Ну а что же в этом плохого, что оно патриотическое? У нас ведь не возникает вопросов по поводу американского фильма «Топ Ган», сделанного за деньги Пентагона полностью от первого до последнего цента, - а почему они там делают патриотическое кино? Что за глупости?

Александр Савенко: Кстати, читательница ПЛН Елена благодарит вас за фильм «Батальонъ». Пишет: «Дмитрий Дмитриевич, спасибо за «Батальонъ», поплакала от души». Я думаю, многие могли так сказать. Один из основных отзывов - глаза на мокром месте, плачут люди.

Дмитрий Месхиев: Это для меня было главным. Я хотел сделать пронзительное кино. Я хотел сделать кино, которое трогает, в первую очередь, душу. А оно патриотическое по самому факту истории.

Максим Костиков: То есть кто является заказчиком фильма — дяденька с животиком или государство?

Дмитрий Месхиев: Заказчиком фильма является государство.

Максим Костиков: Я понимаю. Для вас это не имеет значения, да?

Дмитрий Месхиев: Для меня имеет большое значение, кто является заказчиком фильма и что я буду делать. Я совершенно не хочу и не намерен делать то, что противоречит моей точке зрения, моей совести или моему взгляду на страну, государство, Родину. Я не хочу делать кино, извините, обгаживающее свою Родину, страну. Ну не хочу, и не буду.

Максим Костиков: А что вам интересно в данный момент? Возьмем ваш фильм «Кабинки» и, допустим, «Батальонъ». Между ними большая разница.

Александр Савенко: Раньше еще были «Циники».

Максим Костиков: Это разные фильмы с разной стилистикой. Движение к патриотическому - это эволюция, это движение души, это тренд? Как вы сами определяете?

Дмитрий Месхиев: Нет, это абсолютно не эволюция. Тем более, что я считаю фильм «Циники» очень патриотическим. Просто фильм «Циники» - это все-таки начало пути. Я искал, пытался что-то понять про кино.

Максим Костиков: Сейчас бы вы могли снять «черную» комедию после «Батальона»? Вы себе это представляете?

Дмитрий Месхиев: Я могу сказать, что после «Своих»... Знаете, почему я сделал «Семь кабинок»? Уж дело прошлое и я могу это сказать. Я не считаю это своей лучшей картиной, но после фильма «Свои» мне наперебой звонили продюсеры, кинокомпании, иностранные компании с предложениями делать фильм про войну. Я понял, что либо стану, как артист Олялин, снимать только фильмы про Великую Отечественную войну, либо мне нужно как-то вырваться и «сесть в другой поезд». Я сознательно сделал вот такого плана «черную» комедию - немножко экспериментальную, с очень низким бюджетом - именно для того, чтобы сделать что-то иное. Мне было интересно делать разное. Мне и сейчас интересно делать разное. Если бы мне сейчас предложили сделать кино еще одно сразу про Первую мировую войну, я бы, естественно, отказался. Но, постольку есть шанс сделать кино практически про средние века в России (1709 год), это же очень интересно! Конечно, я буду это делать. А будет оно патриотическим или нет? Я надеюсь, что да.

Александр Савенко: Я предлагаю сменить тему и поговорить не о кино, а о том процессе, который был запущен губернатором Турчаком в конце прошлого года. Все мы знаем, что в рамках оптимизации бюджетных расходов было принято решение об объединении ряда учреждений культуры Псковской области. Прежде всего, областной филармонии и двух театров - драмы и кукол. Несколько месяцев назад, когда вы были у нас в гостях, вы уже тогда высказывали некоторые мысли о том, как себе видите этот процесс. Некоторые тогда обращали внимание на некие противоречия, когда вы с одной стороны говорили о том, что никакой «шоковой терапии» не будет, никаких повальных сокращений не будет, зарплата сокращаться не будет, а что касается творческого состава, то люди будут зарабатывать больше, но при этом где-то собирались экономить. Я думаю, что сейчас уже появилась, наверное, возможность как-то более подробно и детально говорить об этом. Есть ли уже экономия, можете ли вы какие-то конкретные цифры сейчас назвать?

Дмитрий Месхиев: Дело в том, что пока идет процесс слияния. Каких-то конкретных цифр я назвать не могу, потому что процесса слияния еще не произошло. Более того, когда он произойдет...

Александр Савенко: А когда это будет?

Дмитрий Мехиев: Я надеюсь, что это будет в апреле. Существуют определенные процедуры, не мной придуманные, которые должны происходить в течение трех месяцев. Это изменение статуса государственного учреждения. Соответственно, это в апреле только произойдет. Потом давайте подождем еще пару месяцев. Если удастся сделать определенные шаги, по итогам я готов поговорить. Сейчас я не имею права влезать в экономику отдельных учреждений и говорить: «ну-ка, экономьте». Я сейчас стараюсь во время слияния наладить контакты, возможности совместной работы всех трех учреждений - театров и филармонии. Контакты уже есть и, собственно, я сюда приехал с нашего общего совещания. Мы совместно будем делать празднование 9 мая, помимо того, что будет в каждом учреждении. Я пытаюсь сделать так, чтобы каждое из этих учреждений взаимодействовало с другими. Когда можно делать совместные проекты, то это, опять же, развитие, это больше возможностей. По фестивалям уже разговаривали с руководством театра и филармонии, для того чтобы филармония в будущем году участвовала в Пушкинском фестивале, а театр Пушкина участвовал в том фестивале русской музыки, который сейчас начинается в филармонии. Мы заранее эти вещи продумывали, освобождали площадки, чтобы это была не «хата с краю», а совместные проекты.

Максим Костиков: Есть понимание у руководителей этих организаций? Они все-таки привыкли существовать в условиях конкуренции.

Дмитрий Месхиев: Я вам честно скажу: конкуренция не особо была конкуренцией. Театр бодался с филармонией за какие-то редкие концерты каких-то поп-исполнителей. Опять же, с моей точки зрения, места хватит всем, потому что филармония - это большой зал, в театре зал почти в два раза меньше. Существуют разные исполнители и артисты, которые могут собрать зал в театре или в филармонии. Я могу, конечно, ошибаться, но понимание есть. Вначале все были немножко напуганы, но сейчас я уже вижу по каким-то нашим совещаниям и совместным идеям, что понимание приходит. Но это с моей точки зрения. Я не берусь влезать в их сердца, души и мозги.

Максим Костиков: То есть прямого саботажа и неприятия нет?

Дмитрий Месхиев: Абсолютно нет. Более того, я могу сказать, что касается 9 мая, мы совместно придумывали этот праздник. Концепцию придумывал главный режиссер Театра кукол, исполнять это будет режиссер Пушкинского театра, художественный руководитель филармонии будет принимать участие во всех музыкальных номерах и так далее. Все абсолютно нормально взаимодействуют.

Звонок радиослушателя: Сейчас идет фестиваль итальянских фильмов. А нам что-нибудь попадет?

Александр Савенко: А где идет фестиваль?

Радиослушатель: В Москве.

Дмитрий Месхиев: Я в данном случае, к сожалению, не занимаюсь кинотеатральным показом в городе Пскове и никак на это не могу повлиять. Я думаю, что это вопрос к руководителям кинотеатров.

Максим Костиков: У меня в связи с этим вопрос. Произошло или происходит объединение театрально-концертных площадок, но у нас есть два кинотеатра, которые принадлежат государству, переданы в совместно созданное партнерство. Тем не менее, два кинотеатра функционируют, и 99% того, что они демонстрируют, - это производство Голливуда. При этом вы, насколько я понимаю, собираетесь у себя в театре развивать какие-то малые формы кинопоказа. Не проще ли было как-то продолжить эту линию к объединению, консолидации или хотя бы какому-то сотрудничеству? Опять же, многие возмущены тем, что фильм Звягинцева «Левиафан» не попал в Псков, его люди смогли посмотреть только в интернете.

Дмитрий Месхиев: Во-первых, фильм Звягинцева «Левиафан» попадет в Псков, и мы обязательно его будем показывать в нашем медиахолле в театре. Я об этом разговаривал с продюсерами картины, и договоренность мною достигнута. Я надеюсь, что в конце марта это произойдет.

Александр Савенко: А сколько показов будет? Насколько это будет доступно?

Дмитрий Месхиев: Это все-таки уже дистрибьюторская компания, которая занимается продажей картины. Маловероятно, что мы сможем для них заработать за счет показов в медиахолле какие-то деньги. Я надеюсь, что мы договоримся на два показа. В любом случае, это хоть что-то. Более того, 10 марта вернется из поездок Андрей Звягинцев. Я его знаю довольно давно и хочу попытаться с ним договориться о том, чтобы он сюда приехал. Я считаю, что непоказ фильма «Левиафан» - это мракобесие в чистом виде, потому как...

Максим Костиков: Это, кстати, не первый случай.

Дмитрий Месхиев: Это не первый случай. Кино никто не запрещал. Фильм, с моей точки зрения, хороший, и он никакой не антироссийский. Тогда «Мастера и Маргариту» можно считать более антироссийской книгой, чем фильм «Левиафан». Так нельзя относиться. Более того, это кино, получившее призы на крупнейших киносмотрах мира. Да мы гордиться должны!

Звонок радиослушателя: Можно задать вопрос о знаменитых «Солдатиках», которые вроде бы готовятся...

Максим Костиков: … То готовятся, то не готовятся. Я поясню для наших радиослушателей, что речь идет об одном из спектаклей репертуара Псковского драматического театра. Это спектакль Виктора Яковлева, который несколько раз то ставился в репертуар, то снимался, но так и не был доведен до премьеры.

Дмитрий Месхиев: Не скрою, по моей инициативе после нашего разговора с Виктором Яковлевым еще два месяца назад были возобновлены репетиции, вернулись актеры. Я считаю, что это тоже очень некорректная и вопиющая ситуация со спектаклем «Солдатики». Вчера я имел беседу по телефону с Виктором Яковлевым, потому что происходит некий саботаж выпуска спектакля. Спектакль будет выпущен. Его премьера будет в апреле.

Александр Савенко: Саботаж с чьей стороны?

Дмитрий Месхиев: Я не хочу сейчас касаться каких-то внутритеатральных вещей. Театр - организм сложный. Но я буду всячески способствовать тому, чтобы спектакль «Солдатики» вышел в апреле. И он в апреле выйдет.

Максим Костиков: Я думаю, что ваши слова сейчас порадовали очень многих поклонников псковского театра, верных его почитателей, потому что по этому поводу было очень много дискуссий, в том числе и в средствах массовой информации. У нас еще один звонок.

Звонов радиослушателя: Дмитрий Дмитриевич, здравствуйте. Прежде всего, спасибо большое за фильм «Батальонъ», с удовольствием посмотрела.

Дмитрий Месхиев: Здравствуйте, спасибо вам.

Радиослушатель: Спросить хотела, интересовались ли вы кассовыми сборами от показа, каковы они, на ваш взгляд? Можно поконкретнее, суммы, довольны ли вы?

Дмитрий Месхиев: Дело в том, что я на фильме «Батальонъ» работал кинорежиссером за конкретный гонорар и в прибылях не участвую. Конечно, я интересовался, потому что для меня это очень важно. От кассовых сборов напрямую зависит количество зрителей, посмотревших кино. Кассовые сборы большие для отечественного кино. Мы лидеры проката. Я надеюсь, что к сегодняшнему дню кассовые сборы перевалили за 400 миллионов, я надеюсь, что мы перевалим рубеж в полмиллиарда. Это будет большой успех.

Александр Савенко: Я напомню, что звонок радиослушателя прервал нас на обсуждении происходящего в псковском театре. Не буду спрашивать о каких-то внутритеатральных делах. Напомню о том, что стало достоянием общественности, о чем мы узнали. Это самое известное кадровое решение за время вашей работы в Пскове за последние три месяца - увольнение Сергея Дамберга. С одной стороны, говорилось о том, что человек уходит по собственной инициативе. С другой стороны, известно, что принятию этого решения предшествовала его встреча с губернатором Андреем Турчаком. Вместе с тем, вы в декабре говорили, что если по результатам проверки Счетной палаты и прокуратуры в деятельности театра будут выявлены серьезные нарушения, то такому директору там не место. Насколько взаимосвязаны эти факты? Можно ли говорить о том, что это было не совсем собственное решение Сергея Дамберга?

Дмитрий Месхиев: Саш, вы, по-моему, уже сами ответили на ваш вопрос. Но я все-таки хочу заметить: с губернатором Андреем Турчаком, насколько мне известно (а мне это доподлинно известно) господин Дамберг встречался уже после принятия решения и после того, как он написал заявление и отнес в комитет по культуре. Их разговор происходил не при мне и, видимо, это разговор о какой-то дальнейшей деятельности или будущем господина Дамберга. Я в этом не принимал участия и не буду. Господин Дамберг написал заявление сам. Никто его к этому не толкал. Это его решение, его воля. Я не бегал и не кричал: «Увольте Дамберга!» Так произошло. Будет ли это «плюсом» для театра или «минусом», должно показать время. Что касается нарушений в деятельности театра по результатам проверки Счетной палаты, то нарушения эти есть, и я не считаю, что их нужно скрывать. Более того, я не считаю, что это нарушения одного Дамберга. В театре два руководителя. Художественный руководитель, с моей точки зрения, пусть косвенно, но ответственен за какие-то ситуации, происходившие и происходящие в театре. Это главное лицо. Я не хочу обвинять ни Дамберга, ни Сенина. Там существовали какие-то объективные ситуации. Проверки Счетной палаты происходили по 13-му году, когда театр был закрыт на ремонт, когда тратились по-другому средства и так далее. Обвинить людей в том, что они сделали какие-то неправомерные вещи с деньгами, тоже нельзя.

Александр Савенко: Ну и потом, это не ваша задача.

Дмитрий Месхиев: Да. Но то, что они не оформили правильно бумаги и «пролопушили», извините за подробности, да, конечно, в этом их вина. Опять же, Сенин - человек творческий, он режиссер и, может быть, ему недосуг понимать, как нужно оформлять бумаги, тем более, что он только-только пришел к руководству театром и была сложная очень ситуация. Театр работал вне помещения. Это было очень тяжело и сложно. Счетная палата это, при всем уважении, почему-то во внимание не приняла. Я надеюсь, что мы как-то эту ситуацию урегулируем, потому что театр - это творческая лаборатория. Не так все просто. Нельзя придти и просто посчитать, а вот они там эти деньги направили не туда. Да, они направили внутри своего бюджета, может быть, как-то что-то сделали. Это два года назад было, уж я тогда ни сном ни духом к театру отношения не имел, поэтому не очень даже берусь комментировать эту ситуацию. Но и обвинять людей голословно я совершенно не хочу. Есть какая-то презумпция невиновности. Пусть органы разберутся. Сейчас говорить, какие они плохие, нельзя.

Александр Савенко: Органы тянут, насколько я понимаю.

Дмитрий Месхиев: Ничего никто не тянет. Есть официальная информация, есть переданные в прокуратуру документы. Это слухи, уж извините. Все идет своим чередом.

Максим Костиков: Давайте перейдем к тому, что вам ближе, - к творчеству. Хочу напомнить, что помимо финансово-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений руководством театра очень много было дискуссий по поводу пути его развития. Скажу вам, как наблюдатель этого процесса, все началось с дискуссии о том, нужен ли театру репертуар. Именно эта тема стала главным водоразделом между новым руководством театра и творческим коллективом еще на заре совместной работы. Много было по этому поводу дискуссий, много сказано неосторожных слов о том, что нам тут репертуар фактически не нужен и мы обойдемся двумя спектаклями. Каково сегодня видение руководства театра и ваше? Должен ли развиваться репертуарный театр? Если да, то в каком плане? Какая часть в этом репертуаре должна быть отдана полностью главному режиссеру, художественному руководителю, сколько должно быть привлеченных режиссеров? Какой процент приезжих постановок? Обрисуйте нам театральную политику.

Дмитрий Месхиев: Я опять хотел бы подчеркнуть, что буду выражать только свою точку зрения, потому что я не очень склонен насаждать и сильно лезть в творчество. С моей точки зрения, репертуар театру необходим, потому что репертуарный театр - это традиция русского театра. Сейчас брать и ломать все...

Максим Костиков: Переходить полностью на антрепризы..

Дмитрий Месхиев: … Это нельзя, это недопустимо, с моей точки зрения. Более того, есть труппа, есть хорошие артисты. В театре, могу заметить, очень много отличных профессионалов. Я могу сказать по итогам сотрудничества с театром в течение трех месяцев: там есть много хороших профессионалов из непосредственно работников театра, и у меня снимались некоторые актеры. Я какие-то вещи видел уже. Далеко не все, но что-то хотя бы посмотрел. В театре очень хорошая труппа, поэтому репертуар, конечно, необходим. Важно, какой это будет репертуар. С моей точки зрения, репертуар должен быть, опять же, разным, для того чтобы каждый мог выбрать что-то на свой вкус. Соответственно, должно быть какое-то количество приглашенных режиссеров, которые бы делали разные спектакли. Более того, когда есть один театр и один город, то нужно делать разное, чтобы не зацикливаться на чем-то одном. Но при этом, с моей точки зрения, если есть у театра художественный руководитель, то он, конечно, должен ставить в Пушкинском театре в Пскове спектакли, а не по всей стране.

Звонок радиослушателя: Я приехала из очень театрального сибирского города Омска, где у нас 8 театров. И академический драмтеатр. Сами можете себе представить, вы, наверное, знаете.

Дмитрий Месхиев: Добрый день. Я очень хорошо знаю этот театр, актеров. Омский театр - один из лучших в стране.

Радиослушатель: Да, замечательно. И когда я узнала репертуар псковского театра, когда он был в убогом состоянии, это просто была жуть. И когда, наконец, отремонтировали, когда стали привозить... Я была на спектакле «Сон в летнюю ночь». Я не знаток английского языка, но все это так поразило. Мне хочется сказать: ведь Москва, Питер рядом. Всегда нужно это использовать. И по поводу Пушкинского фестиваля несколько слов. Мне тоже очень понравилось, хотя я очень мало посетила, все эти недоступные цены. Но это замечательно, когда есть авангардный театр, когда есть разные спектакли. По поводу кинофильмов. Я не видела «Батальонъ» и не хочу, потому что мне нравятся слова Дмитрия Быкова: «оттоптаться на былом». Мне бы хотелось современное показывать или классику. А это опять «Батальонъ», это опять война, это ужасно. Я ребенок войны, мне совсем не хочется в то направление патриотизма. Не в этом в моем понимании патриотизм, чтобы восхвалять то, что было. Надо гордиться тем, что сейчас есть. Вот почему «Левиафан» не пустили, а «Батальонъ» везде идет красной нитью? И напоследок: вот это объединение филармонии и театра, мне кажется, чудовищно. Еще хочу сказать, что я совсем недавно была в Омске. Там чудный кукольный театр. Они так заинтересовались, а нельзя ли приехать на гастроли. Я дала свой домашний адрес. Вы, наверное, знаете, это международного значения кукольный театр в городе Омске.

Дмитрий Месхиев: Да, знаю. Театр кукол, извините, я вас поправлю. Это не кукольный театр, а театр кукол. Мы таким образом иначе обижаем работников театров кукол. Я абсолютно с вами согласен и по поводу спектаклей, и по поводу фестиваля. Спасибо вам за добрые слова. И по поводу фильма «Батальонъ» я абсолютно с вами согласен, и по поводу современного кино. Просто мне кажется все-таки, нужно делать так же, как и спектакли, кино тоже разное: и современное, и историческое, иначе мы отстанем, погрязнем в только современном кино. А нашу историю никто не отменял. Весь мир, все страны мира делают исторические фильмы про свою страну. Почему же мы не должны делать? Я, опять же, не сторонник какой-то однобокой ситуации. Более того, я совершенно не сторонник того, чтобы фильм «Батальонъ» всем понравился. Есть ряд зрителей, которым он категорически не нравится и это очень хорошо.

Максим Костиков: Приведите примеры.

Дмитрий Месхиев: Я читаю в интернете отзывы, например, и вижу, что некоторым кино не нравится.

Максим Костиков: Есть кто-то из ваших коллег, людей, к которым вы прислушиваетесь, которым не понравилось?

Дмитрий Месхиев: Я думаю, что и ряду моих коллег кино не очень понравилось. Может быть, у кого-то есть какие-то другие мнения и вкусы. Это правильно и хорошо, потому как, если бы фильм, который я сделал, всем нравился, совсем всем, я бы счел, что у меня неудачное кино.

Александр Савенко: Владимир Владимировичу Путину понравилось. Насколько я понимаю, вы на прошлой неделе с ним встречались большой группой. Владимир Владимирович посмотрел фильм и, насколько я могу судить по публикациям в СМИ, остался доволен. Не плакал?

Дмитрий Месхиев: Я не очень бы хотел вдаваться в подробности этого просмотра. Могу сказать, что это была не очень большая группа: продюсеры, я и две актрисы.

Александр Савенко: И Мединский, и Бондарчук.

Дмитрий Месхиев: И министр культуры. Бондарчук - продюсер фильма.

Александр Савенко: И Угольников.

Дмитрий Месхиев: И Угольников - продюсер фильма. Поэтому им само собой должно было там быть. Президенту кино понравилось, я очень город и доволен этим. Конечно, для меня это очень лестная ситуация. Но я бы не стал президента как-то отделять от людей. Он смотрел кино как зритель, ему кино понравилось, кому-то кино не понравилось, опять же нормальная ситуация.

Александр Савенко: Ваш ответ понятен. У нас остается буквально пять минут. Есть интересные вопросы читателей ПЛН. Вот Сергей Авдеев пишет: «Господин Месхиев, вы известны как путинец и друг таких государственников как Андрей Турчак, Никита Михалков, Владимир Мединский. Вместе с тем, среда, которой вы принадлежите и в которой вы работаете, в челом либеральная, свободолюбивых прозападников. Как вам удается строить отношения с ними, ведь понятно, что помимо творческих моментов, есть вопросы доверия, разделения общих взглядов и устремлений.

Дмитрий Месхиев: Во-первых, я могу сразу сказать, что все вышеперечисленные, вернее частично, не являются моими близкими друзьями или вообще друзьями. Это люди, с которыми я работаю, сотрудничаю и которых я много лет знаю. Честно скажу: «пропутинец», «противопутинец» - я не очень все это вообще понимаю и разделяю. Я Родину люблю, я страну люблю, я не отделяю позицию страна и Родина, я не олицетворяю позицию страна с кем-то конкретным, с оппозицией или с неоппозицией. Более того, я стараюсь в эту ситуацию не лезть. Я не очень понимаю в принципе наших оппозиционеров. Я не разделяю их точку зрения, во-первых, потому что я не считаю, что все так плохо. Да, конечно, у нас есть определенные недостатки, а где их нет, в какой стране их нет? И закончу про либерально настроенных граждан. Если бы оппозиция была правильная, то они хотя бы что-то предлагали. А они только ругают и все.

Максим Костиков: Вопрос, который бы конкретизировал вопрос нашего радиослушателя. Представим себе ситуацию, что художественный руководитель в нашем театре поставит оперу «Тангейзер», с которой сейчас происходит скандал в связи с обращением РПЦ. Можете себе представить такую ситуацию? И вам позвонит губернатор Андрей Турчак и скажет: «Дмитрий, ко мне Владыка обратился, нужно снять спектакль». Ваши действия.

Дмитрий Месхиев: Я думаю, что этого не произойдет, потому что я сам буду против как верующий человек.

Максим Костиков: А как же свобода творчества?

Дмитрий Месхиев: Я не против любых экспериментов, но я считаю, что любые эксперименты должны уважать мнения и чаяния части людей. Мы же сейчас только с вами говорили об уважении к публике, о том, что должно быть разное и так далее. Но нужно уважать чаяния православной церкви. Нужно. Я считаю, что это необходимо. Я бы сам был против каких-то тенденциозных постановок. Ведь можно сделать хорошо, не ругая православную или иную церковь. Я категорический противник таких вещей, хотя я не сторонник что-либо насаждать или что-либо запрещать. Мне кажется, что это получается однобокая подача. Это значит не проявление либерализма или свободы творчества и слова, а четкая такая показуха. А если это показуха, то это уже не творчество.

ПЛН в телеграм
Лента новостей