Сцена / Из первых уст

«Вся пытка - на связках вокалиста!..»

26.11.2015 13:10|ПсковКомментариев: 19
Оперный детектив Джакомо Пуччини «Тоска» исполнят артисты театра «Санкт-Петербург Опера» 12 декабря в Пскове
 
«Тоска» Пуччини — настоящий хит мирового оперного искусства, входит в пятерку самых репертуарных опер. Впервые была поставлена в Риме, в Театро Костанци», в январе 1900 года. Оперные шедевры Джакомо Пуччини относят к высшим достижениям итальянского оперного искусства. Они поражают богатством мелодий, игрой оркестровых красок, а главное – демократичностью музыкального языка и экспрессивностью стиля.
 
 
История певицы Флории Тоски, ее возлюбленного - художника Каварадосси и шефа полиции Рима Скарпио, развернувшаяся на фоне революционных событий в Италии в мае 1800 года, всегда привлекала любителей оперы острым детективным сюжетом и богатством музыкального материала. «Эта опера обо всех, кто играет, пишет и сочиняет, о тех, кто не отделяет жизнь от искусства и живет одновременно в двух мирах. О трудных взаимоотношениях художника и тирана, - говорится на сайте театра «Санкт-Петербург Опера». - Жить для искусства и любви – смертельно опасно. Но по-другому – невозможно. Поэтому художник Каварадосси не расстается с карандашом и бумагой даже за час до расстрела, а Тоска гибнет под аплодисменты своих палачей, доиграв последнюю роль».
 
 
Режиссер спектакля Юрий Александров – народный артист России, лауреат престижных театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит», один из немногих режиссеров, равно востребованных как в России, так и за рубежом. Он, пожалуй, единственный из российских оперных режиссеров, чьи спектакли шли на самых престижных сценах мира: Арена ди Верона, Метрополитен Опера, театр Ла Скала. Всего же в российских и зарубежных оперных театрах им поставлено более 200 спектаклей. В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр, изначально задуманный как своего рода творческая лаборатория, со временем выросшая в профессиональный государственный театр «Санкт-Петербург Опера», хорошо известный в нашей стране и за ее пределами всеми любителями оперного искусства.
 
Накануне приезда артистов «Санкт-Петербург Опера» в Псков мы попросили худрука театра Юрия Александрова рассказать о спектакле, который увидят псковские зрители.
 
- Это знаменитое произведение о двух представителях богемы. Герои оперы — актриса и ее возлюбленный, замечательный художник. Мы не стали уходить далеко от хрестоматийного либретто. Время действия - революционные события в Италии в 1800 году, война с Наполеоном, взрыв национального самосознания, тема освобождения, борьбы за свободу, - рассказал Юрий Александров. - Сюжет «Тоски» - фактически детектив о том, как политика вторгается в искусство, и художники, артисты включаются в политические интриги и неминуемо гибнут, потому что, в отличие от своих врагов, наивны и чисты. Художник выступает на стороне революционеров, его хватают, пытают и убивают. Все в этой истории перемешано: и политика, и революция, и сопротивление, и театр, и музыка, и живопись, и страстная любовь. Обычно опера не апеллирует к политике, а вот «Тоска» Пуччини - редкий образец взаимопроникновения жизни, политики, крови и искусства.
 
 
- Насколько концертная версия, которую ваш театр покажет в Пскове, сохранит особенности спектакля?
 
- Дело в том, что это психологическая вещь, и основа спектакля заложена в музыке. Сама музыка удивительно образно описывает состояния персонажей, поэтому даже в концертном исполнении «Тоска» сохраняет полностью весь драматизм спектакля. Переживания героев — не искусственные, не выдуманные, они очень ярко проявляются в музыке. На первый взгляд вроде бытовая вещь: нормальные современные люди выясняют свои отношения. Здесь не нужны какие-то экзальтированные мизансцены. На сцене — жизнь человеческая. Именно в концертном варианте наш театр эту оперу очень часто исполняет, и эти концертные выступления всегда имеют неизменный успех у публики. Взять хотя бы кульминацию — сцену пытки, там не нужно проливать бутафорскую кровь. Вся пытка — на связках вокалиста!..
 
- По признанию критики, в своих постановках вы особое внимание уделяете сценической метафоре. Эта особенность вашего театра как-то проявится в концертном исполнении?
 
- В любом спектакле естественно включение метафорического языка. Главное, чтобы концертное исполнение дало повод домыслить слушателю весь замысел. Если это будет мощное высказывание, сценическая метафора обязательно родиться в сознании зрителя. И зритель увидит и гибель Тоски, и смерть Каварадосси. Должно сработать воображение, и тогда обязательно появится ощущение метафоры. Мы оденем артистов в театральные костюмы, чтобы повеяло эпохой конца XVIII века, мы постараемся мизансценировать исполнение, чтобы передать, «реконструировать» образную систему спектакля. Знаете, как слуга Лепорелло говорил Дон Жуану: «Тебе лишь пятку посмотреть, воображение воссоздаст все остальное». Зритель будет нашим союзником и со-творцом, как бы «дорисовывающим» спектакль. Мы покажем «болевые точки» спектакля, музыкально очень сильного, и публика, я уверен, обязательно сумеет воссоздать целое.
 
 
- Юрий Исаакович, когда вы выбираете какое-то произведение для новой постановки, то вы ставите его как классический текст, что, разумеется, важно и значимо само по себе эстетически, музыкально, или все-таки дополнительно надеетесь, что спектакль будет как-то взаимодействовать с современностью?
 
- Непременно надеюсь, что будет взаимодействовать, ведь театр — это зеркало жизни! Наша последняя премьера — спектакль «Крым». Мы, может быть, единственные в России, моментально отреагировали на судьбоносные для нашей страны события, чем очень дорожим. Естественно, обращаясь к «Тоске», всякий режиссер имеет в виду, что конфликт между государством и свободным художником извечен. И нам было интересно исследовать эту тему, ведь и для нас свобода выражения, свобода творчества то же самое, что и для художника Каварадосси 215 лет назад. «Тоска» - опера о противостоянии правящего класса и художника. И эта тема очень актуальна. Обратите внимание, как раскололась наша творческая интеллигенция по поводу Крыма. Все не так просто в этой жизни. И на острые политические темы тоже нужно говорить, ставить спектакли, которые всегда будут актуальны.
 
- Если бы вы были не художественным руководителем «Санкт-Петербург Опера», а его рекламным агентом, то что сказали бы зрителю, чем привлекли бы внимание публики?
 
- Сегодня театр «Санкт-Петербург Опера» - один из лидеров музыкального театра. Мы владеем коллекцией самых престижных театральных наград - «Золотых масок», «Золотых софитов». Вот совсем недавно актриса нашего театра Ирина Скаженик получила «Золотой софит» за лучшую женскую роль в опере, опередив артистов Михайловского и Мариинского театров. Мы привезем в Псков прежде всего великолепный певческий состав. Первоклассный! Высочайший уровень исполнительского искусства мы гарантируем. Наши зрители знают, когда они идут в «Санкт-Петербург Опера», они гарантированно получают высококлассный вокал. Кроме того, мы привезем с собой свой оркестр, один из самых профессиональных музыкальных коллективов Петербурга. Наконец, псковский зритель увидит молодой театр, творческие пожелания которого не затуманены амбициями, какими-то «звездными» взаимоотношениями. Люди увидят великую музыку. Партии Каварадосси (тенор), Скарпио (баритон), Тоски (сопрано) — это знаковые роли в оперном жанре. На самом деле артистов, которые поют эти партии, не так много. Это достаточно редкое явление. И вот такой шанс выпал жителям вашего города - повстречаться с интересным оперным театром и с великой музыкой Пуччини.
 
Беседовал Александр Донецкий
Лента новостей