www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

Крупнее, чем в жизни «Фантазии Фарятьева» как «Объяснение в любви» Пять фриков и один фантом Здравствуй, солнце золотое! С премьерой! Фестиваль Здравствуй, солнце золотое!
     Фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник»   

Кто на новенького, или Почему Александр Кладько покидает пост худрука театра?

18.07.2017 18:30 ПЛН, Псков

Новость о том, что с художественным руководителем Псковского драмтеатра Александром Кладько не продлен контракт в минувшие выходные буквально взорвала интернет. Возмущенные таким решением молодые актеры театра начали писать на сайт губернатору Псковской области Андрею Турчаку с призывом защитить их руководителя от произвола, а гендиректор Театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев всех успокаивал, мол, отбросьте эмоции, у такого решения есть веские профессиональные причины. Своими мнениями относительно ситуации главные действующие лица этой истории и актеры труппы Псковского драмтеатра поделились с корреспондентом «Эхо Москвы в Пскове» в программе «Дневной дозор».

Александр Кладько честно признался, что пребывает от такого известия в некоем шоке. «Я сейчас тоже пытаюсь это как-то проанализировать. Для меня это стало неожиданностью. У нас были некие трения, но я думал, что это рабочие моменты, которые всегда можно обсудить. Видимо, нет. Я надеюсь, что приду к какому-то выводу, сейчас я сам не очень понимаю, что происходит, потому что я делал ровно то, о чем у нас была договоренность, когда меня приглашали на работу. Все были довольны - и труппа, и коллектив. И мне казалось, город тоже стал как-то по-другому к театру относиться, потому что мы пытались делать разнообразный репертуар, доступный для всех. Поэтому я, честно говоря, не понимаю, в чем моя радикальная вина», - отметил бывший уже худрук.

Он не исключает, что его цели и цели Театрально-концертной дирекции в процессе могли разойтись: «Когда меня приглашали возглавить театр, мне казалось, они совпадают, поэтому я и согласился. Сейчас, может быть, у дирекции появились другие планы на этот театр, а я, наверно, не вписывался в них. Я честно говоря, нахожусь в неком шоке».

Руководитель ТКД Дмитрий Месхиев, комментируя эту ситуацию не только радиостанции «Эхо Москвы в Пскове», но и Псковской Ленте Новостей, говорит, что на то есть причины профессионального плана. Он уверен, что эмоции, вызванные решением не продлевать с Александром Кладько контракт, совершенно необоснованны. «Необоснованны и эмоции, связанные с набором его актерского курса, потому что это две совершенно разные вещи - руководство театром и преподавание или даже работа в театре. Никто Александру Ивановичу не отказывал в работе в театре, в преподавании этим курсом. Театр здесь выступает лишь как площадка, предоставляя, например, репетиционные залы. Зачем все сваливать в одну корзину? Мне кажется, здесь несколько излишни эмоции, ничего в этом страшного нет. Человек отработал по контракту. Контракт можно продлить или нет. Я не очень понимаю сути переживаний. Будет пресс-конференция, я все подробно расскажу: причины, планы, объясню всю ситуацию», - пообещал Дмитрий Месхиев.

То, что в этой ситуации замешаны деньги, не исключает председатель регионального отделения Союза театральных деятелей, Народный артист России Юрий Новохижин. По его мнению, спектакли, поставленные Александром Кладько, слишком дорого обходились Псковскому драмтеатру. Стоимость некоторых из них достигала 2,5 млн рублей. Окупить их было просто невозможно. «Это может себе позволить только театр в большом городе: Нижнем Новгороде, Саратове. В Пскове - максимально 800 тысяч рублей. Если бы я знал это раньше, я бы этот вопрос задал громко. Режиссер обошелся нам дорого», - убежден Юрий Новохижин.

Возмущает его и тот факт, о котором он якобы не знал ранее, что Александр Кладько на сцене Псковского драмтеатра не поставил ни одного оригинального спектакля. Все пять его постановок на псковской сцене уже некогда были поставлены им в других театрах. Да и солидности, по мнению Народного артиста, материалу не хватало, не хватало классики. Правда, Александр Кладько в свою защиту не раз подчеркивал, что «жвачки» не делал, все спектакли адаптировались под Псков.

«На мой взгляд, все эти разговоры о каком-то неправильном распределении финансов, выделенных на спектакли - не очень убедительные доводы, потому что, во-первых, мы ставили довольно бюджетные спектакли, а во-вторых, театр, как таковой, никогда не был и не будет прибыльным. Любой историк театра знает, что не было ни одного факта, когда театр был бы прибыльным. Это надо было понимать изначально. Если театр вообще нужен Пскову, то нужно понимать, что это вещь затратная и убыточная. Мы производим не колбасу, а другой продукт, который сразу не потрогаешь, но без которого людям жить тяжело. Это вечный спор коммерции и искусства - насколько оно продаваемо, покупаемо и, может быть, самоокупаемо. История показывает, что ни один театр себя окупить не смог», - парирует Александр Кладько.

Юрий Новохижин нисколько не умаляет достоинств Александра Кладько, но убежден, что катастрофы с его уходом ждать не стоит: «Худрук - это не режиссер, это отец, папаша в театре, когда к нему можно придти, пожаловать на проблемы. Это одна из претензий к Александру Ивановичу».

Заслуженный артист России Сергей Попков усмотрел в этой ситуации конфликт интересов двух творческих личностей - Александра Кладько и Дмитрия Месхиева: «Может быть, характерами не сошлись, сферу деятельности не поделили. Не знаю, что произошло между ними. Для нас это стало неожиданностью. Две творческие личности столкнулись. Я понимаю и Месхиева: в связи с оптимизацией финансов все меньше и меньше, а расходы, связанные с творческим процессом, возрастают».

При этом, как и другие актеры театра, он отмечает, что с приходом Александра Кладько труппа Псковского драмтеатра ожила, сплотилась, в театре стало интересно работать. В постановках были заняты все. «Мы после Сенина (Василия, бывшего худрука Псковского драмтеатра - прим. ред.) только стали в системную работу входить, стали появляться творческие задумки, стало интересно в театре. И вдруг все это, как снег на голову. Самое главное - чтобы сейчас сохранилась труппа. Понимаю, что молодежь может уйти, но костяк нужно сохранить», - сказал Сергей Попков, добавив, что в целом, весь коллектив сожалеет о принятом руководством решении.

Его коллега - Заслуженный артист России Виктор Яковлев - согласился с тем, что труппа возлагала на Александра Кладько очень большие надежды. «Людей без недостатков нет. Но есть и достоинства. Кладько - профессиональный режиссер. Режиссера такого уровня профессиональности в Пскове на моей памяти не было. Конечно, жаль», - сказал он, выразив надежду на обратимость ситуации.

Яро на защиту художественного руководителя театра встали молодые актеры Алексей Пучков и Ангелина Аладова. Несмотря на отпуск, они предприняли все возможные попытки, чтобы поднять волну общественного возмущения по поводу того, что с Александром Кладько не продлен контракт. Это и неудивительно - молодые артисты не скрывают, что в Псков ехали только ради режиссера и без него в этом городе и в этом театре им делать нечего. «Я приехала в город Псков ради Александра Ивановича и без него мне здесь делать нечего. Ни в этом городе, ни в этом театре», - сказала девушка в интервью радиостанции «Эхо Москвы в Пскове». Молодую актрису смущает и тот факт, что пока никто не говорит, будет ли у Псковского драмтеатра новый худрук. «Мы не понимаем, в каких руках остаемся. Это одна из причин, по которой я хочу уйти из этого театра. Я боюсь, что останусь у разбитого корыта», - недоумевает девушка.

А что касается окупаемости спектаклей, то Ангелина Аладова, как и ее руководитель, считает, что театр не может быть самоокупаемым бизнесом.

Еще один представитель молодой актерской плеяды в Псковском драмтеатре Денис Кугай уверен, что работать в театре нужно и важно ради самого Пскова, ради самого театра и ради псковского зрителя. «Нежелательно было бы, если бы артисты труппы ушли. Я надеюсь, как бы не сложилась ситуация с руководством в театре, труппу не ждут кадровые изменения, потому что сейчас она живет очень гармонично и органично в разных своих поколениях, мне бы хотелось, чтобы это решение дирекции не повлияло на состав труппы», - высказал он свое пожелание, добавив, что лично у него претензий к деятельности Александра Кладько не было, работать с ним было комфортно.

Отметим, что за последние годы это не первый скандал, который произошел в театре вокруг должности художественного руководителя. Предыдущий худрук Василий Сенин не смог выстроить конструктивную работу с труппой и не нашел понимания среди культурной общественности. Тогда же у деятелей культуры, у общественников и у прессы появилось много вопросов к новому руководству драмтеатра. Например, куда уходят миллионы бюджетных средств, выделяемых на содержание учреждения? Насколько эффективно работает обновленный театр? Многие театралы тогда возмущались и заявляли, что репертуарный театр не развивается, а существует лишь как гастрольное агентство, служащее площадкой для заезжих трупп.

После ухода из театра Василия Сенина, созданная в Псковской области Театрально-концертная дирекция, которую возглавил Дмитрий Месхиев, активно включилась в подготовку и запуск самых разных театральных мероприятий. Это отмечали и рядовые псковичи, и заядлые театралы. Сейчас в афише псковского театра, кроме имен ведущих российских и европейских режиссеров, есть свои репертуарные спектакли. И ряд театральных критиков связывают этот успех в том числе и с деятельностью худрука Александра Кладько. Который, напомним, в 2015 году по приглашению губернатора Андрея Турчака стал сначала главным режиссером Псковского академического, а позднее, по просьбе творческого коллектива, был назначен художественным руководителем театра. За время работы в Пскове Александр Кладько стал режиссером пяти постановок. И, как он сам признается, планов по развитию псковского театра и по расширению репертуара у него очень много. Но вот суждено ли им сбыться, пока не знает никто. Судя по риторике руководства Театрально-концертной дирекции, в ближайшее время ситуация будет обсуждена с труппой театра, а окончательное решение будет озвучено на пресс-конференции 28 июля.

Источник: Псковская Лента Новостей





 


Сколько вы готовы отдать за билет в театр?











Опрос

Сколько вы готовы отдать за билет в театр?










Арт-календарь

Дата события: