Сцена / Фестивали

Пушкин и рок-н-ролл

09.02.2017 22:35|ПсковКомментариев: 47

Моноспектакль KLIM «Пушкин: Сказки для взрослых...» эпатировал аудиторию XXIV Пушкинского театрального фестиваля.

Разгневанные зрители, шумно возмущавшиеся «Пиковой дамой» от «Коляда-Театра», или на чем свет стоит костерившие новосибирскую «Снегурочку», не видели «Сказок для взрослых» в постановке столичного Центра драматургии и режиссуры. На этот раз в панике бежал почти весь зал. Пережили антракт и сохранились до финала три чертовых дюжины зрителей. Теперь, за вычетом гостей фестиваля, мы примерно знаем, сколько живет в Пскове подлинных театралов, готовых воспринять самый дерзкий сценический эксперимент.

Если вдуматься, не так уж и мало.

Однако попробуем взглянуть на произошедшее глазами тех, кто сбежал, не выдержав испытания актуальным театром. Вот они явились в Народный дом имени Пушкина на светское событие, то есть не просто посмотреть, но и себя показать. А в фойе почему-то ненавязчиво звучит рок-н-ролл шестидесятых - легендарные хиты «The Rolling Stones». Аннотация честно предупреждает, что моноспектакль (то есть выступление одного актера) будет длиться три часа. Перечислены тексты, которые прозвучат со сцены. Хрестоматийная «Сказка о попе и работнике его Балде» и две вещи, менее известные: «Царь Никита» и «Жених». Чтения вслух - вроде бы на полчаса. Откуда же взялись три? В пору заподозрить что-то неладное и эстетически рисковое. К тому же и само название «Сказки для взрослых...» с этикеткой «18+» как бы намекает... Наконец, имя режиссера - KLIM. Ну, призови в помощь Гугл. Вообрази, что примерно тебя ожидает. И смирись. Ведь ты зритель, то есть человек, добровольно доверившийся режиссеру.

Нет, псковский зритель предпочитает действовать иначе. А именно - феерически обмануться в своих лучших ожиданиях. Прийти, глянуть, расплеваться и - бежать. Громко топоча каблуками и хлопая массивной дверью. Оглянувшись в гневе, покинули театр даже те, кому вроде бы по званию не положено: один строгий местный критик и один заслуженный артист России. Видимо, не вынесли их души «надругательства над Пушкиным».

Об «издевательствах над классикой» мы вообще в последние дни узнали много нового. Реплики из псковских интернет-форумов уже цитируют московские жители. Согласно форумам, жаль, что нет сегодня Сталина с Берией. Уж они-то знали, что делать с организаторами Пушкинского фестиваля в Пскове.

Итак, что же увидел зритель на спектакле KLIMа?

Некий молодой человек (актер Александр Синякович) весьма симпатичной наружности, включив смартфон с песней роллингов «Paint It Black», одевается и прихорашивается у большого зеркала. Выглядит он как фрик или хипстер - длинные волосы, босые ноги, бордовое галифе, камзол, блестка на лбу, черный лак на ногтях. Тут он вдруг начинает скакать по сцене, отбивая пятками некий одному ему ведомый ритм, и читать Пушкина.

Повадками и мимикой подражая молодому Мику Джаггеру, он декламирует ту самую заявленную в программе «Сказку о попе и работнике его Балде». При этом знакомый всем с детства текст вдруг предстает совершенно незнакомым. Это — явно какая-то другая сказка. Сексуальная. Неприличная. Местами даже похабная. Телодвижениями, жестами и интонационными акцентами актер подчеркивает ее сугубо телесный «заветный» смысл. Каждую пушкинскую строчку он повторяет по три-четыре раза. Отсекает слоги от слов. Переставляет морфемы. Наделяет слова новым «потаенным» смыслом, внезапно вывернутым наизнанку. Вся эта филигранная филологическая игра не просто звучит и повторяется, как рефрен, но и демонстрируется актерскими средствами - ужимками и языком тела.

Выглядит настолько необычно и странно, столь вызывающе, а главное - непонятно, что первые шокированные зрители вскочили со своих мест еще до того, как Балда отправился к чертям мутить омут. Абсолютно не ожидая, что наш Мик Джаггер тут же превратит их бегство в увлекательный сценический интерактив. Он бросает им вслед пушкинские цитаты, вдруг превратившиеся в брань: «Подворье - ворье, ворье, ворье!..»

Вот у кого-то запиликал неотключенный телефон. «Черти! Черти! Черти!» - десять раз выкрикивает актер, выступление которого уместно сравнить с роковой импровизацией, когда записанный на пластинку короткий трек в концертном исполнении неожиданно для слушателя превращается в полноценную сторону винилового диска. «Оброк - рок, рок, рок ты получишь вскоре».

«Пора заканчивать, надоело!» - выкрикнул какой-то возмущенный мужик из темноты зала, но даже это не смутило нашего пушкинского импровизатора: «Сука, сука, сука, сука! - повторил он несколько раз и внезапно закончил пушкинским текстом: «С укоризной, не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». И сразу начал следующую сказку - про царя Никиту и его сорок дочерей, вновь погружая зрителей в медленную и рисковую игру по извлечению телесных пластических картин-жестов буквально из каждой звучащей строчки. Более того, из каждого слова, а иногда - и слога.

И как тут быть ошеломленному зрителю? Конечно, убегать!

«Царь Никита» - озорная шутка гения, сказка о том, как сорок девочек родились без одного важного органа - догадайтесь какого, или перечтите Пушкина. И уже понятно, что если из «Балды» KLIM сделал сексуальный боевик, то уж из этой «заветной» штуки извлечь максимум движенья сам Бог велел. И снова Александр Синякович виртуозно играет со зрителем, приглашает на сцену, сам спускается в публику, пьет воду на брудершафт, предлагает понюхать собственный палец, здесь и сейчас, согласно сценарию, погруженный в воображаемую вагину. Точнее, в целых сорок вагин, спрятанных в ларец, «дух» которых оказался столь знаком отчаянному рассказчику.

К этому моменту, кажется, все, кто хотел, уже покинули зал, и оскорбить было некого. Те, кто остался, с удовольствием внимали необычному сценическому эксперименту, разыгранному на сцене. После антракта три чертовых дюжины зрителей все-таки настиг настоящий триллер и последовавший сценический оргазм, когда включилась фонограмма и актер с топором в руках спел в микрофон стихи Пушкина под «Paint It Black». Но и это было еще не всё. По белой дорожке наш маэстро-импровизатор, будто в телевизорном повторе, дважды покинул сцену, пока из его смартфона звучали первые две строфы из «Евгения Онегина» в каком-то безумно отвязном исполнении двух чудесных баб.

Надо ли тут упоминать, что публика кричала «Браво!» и вызывала актера «на бис»?

Что это было? Если совсем коротко, опыт медленной и пристрастной деконструкции художественного текста, выраженной театральными средствами. Такой театр не только развлечение, но и большой труд, и взаимное художественное усилие; впрочем, как показал наш зритель (пусть и оставшийся в меньшинстве), оказывается, это еще и по-настоящему изысканное удовольствие. Сделать такое открытие было особенно ценно. И да, - если бы не Пушкинский фестиваль, об этом satisfaction мы бы даже не догадывались.

Саша Донецкий

Сюжет: XXIV Пушкинский театральный фестиваль О театральных праздниках и буднях Человек в белом Оборотни в погонах-буфф Пушкин и оскорбление чувств Пушкин и Булгаков могут стать темой юбилейного Пушкинского театрального фестиваля «Пинежский Пушкин» стал лидером зрительного голосования по итогам режиссерской лаборатории Олега Лоевского Уже выбран спектакль на открытие юбилейного Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин извинился перед зрителями за высокие цены на билеты XXIV Пушкинского театрального фестиваля Преподаватели Псковского колледжа искусств высоко оценили музыкальную составляющую XXIV Пушкинского театрального фестиваля Стоя и бурными аплодисментами проводили псковичи Пушкинский фестиваль В Пскове завершается Пушкинский фестиваль Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова 24-й Пушкинский. Версия 6+ Три спектакля покажут сегодня в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля Зрители выберут лучший эскиз спектакля, созданный в рамках лаборатории Олега Лоевского на Пушкинском фестивале Средства с концерта Камерного хора Смольного собора будут направлены на строительство храма при псковской больнице Спектакль «Пушкин: Сказки для взрослых» произвел удручающее впечатление на прокурора Псковской области Реконструкция уникального пещного действа состоялась в Приказной палате Псковского кремля. ВИДЕО В Псковском театре драмы состоится показ эскиза спектакля «Моцарт и Сальери» Пушкин и рок-н-ролл Лекция Майи Кучерской и уникальное «Пещное действо» ждут зрителей XXIV Пушкинского театрального фестиваля 9 февраля «Снегурочка»: Шум и радость За пять дней Псковский драмтеатр выпустит три полноценных спектакля Лекция Майи Кучерской пройдет в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Спектакль «Записки юного врача», который псковичи увидят 12 февраля, получил гран-при фестиваля «Монокль» Револьвер «Достоевский» Театры из Петербурга и Новосибирска сегодня покажут два спектакля в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Дамский дебют «Фальшивый купон»: Кромешная Россия Германн «оскор блять», графиня капут «Пиковую даму» покажут сегодня в 4-й день Пушкинского театрального фестиваля На спектакль «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» все билеты проданы С успехом прошла на малой сцене Псковского драмтеатра премьера спектакля «Пиковая дама» Сразу две премьеры ждут сегодня гостей Пушкинского театрального фестиваля В Пскове открыт 24-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль «Коляда-театр» открыл в Пскове XXIV Пушкинский театральный фестиваль «Другой Пушкин» представлен на выставке в Пскове в рамках театрального фестиваля Сегодня в Пскове откроется XXIV Пушкинский театральный фестиваль Режиссер Юрий Печенежский: Наша «Пиковая дама» - больше человеческая драма, чем триллер Второй эскиз в рамках лаборатории Олега Лоевского будет показан 12 февраля на малой сцене Псковского драмтеатра Опция «вход - выход» будет предусмотрена для зрителей пещного действа в Приказных палатах Я никогда не думал, что Достоевский может быть таким смешным - театральный критик Андрей Пронин 19 крупных сценических событий вошли в программу XXIV Пушкинского театрального фестиваля Завтра в театре пройдет розыгрыш билетов на Пушкинский фестиваль Опубликована обновленная программа научной конференции «Литургия и театр» Пушкинский театральный фестиваль вошел в список лучших событий февраля в России На спектакли на малой сцене в рамках XXIVПушкинского фестиваля все билеты проданы В рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля пройдет режиссерская лаборатория Выставка «Другой Пушкин» откроется в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове состоится благотворительный концерт Псковичи могут посетить лекторий Пушкинского фестиваля бесплатно, но по предварительной записи Андрей Пронин: Надеемся, что псковская публика оценит своеобразный театральный язык спектакля Клима Стали известны имена молодых режиссеров, которые примут участие в лаборатории Олега Лоевского в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер, который везет на Пушкинский фестиваль «Братьев Карамазовых», признался, что не любит Достоевского Уникальное пещное действо будет реконструировано в рамках Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин: Пушкинский театральный фестиваль открывает панораму современного российского театра Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль в этом году выходит на совершенно иной уровень Андрей Пронин: «Снегурочка» - один из лучших спектаклей России, созданных в 2016 году Ларисы Маркины из двух столиц России представят в Пскове свои истории о золотой рыбке За дни работы Пушкинского театрального фестиваля актеры Псковского драмтеатра подготовят эскизы нескольких спектаклей Организаторы Пушкинского театрального фестиваля советуют зрителям обратить внимание на те спектакли, которые приедут в Псков из далека «Пиковую даму» в Псковском драмтеатре интересно смотреть с разных точек - актеры Юрий Печенежский призвал псковского зрителя не сравнивать фестивальных «Пиковых дам» Режиссер псковской «Пиковой дамы»: Мы не делаем ультрамодный спектакль Афиша Daily назвала показ спектакля «Фальшивый купон» одним из главных театральных событий 2017 года Впервые в Пскове состоится лекция известного российского композитора Александра Маноцкова «Сказки для взрослых» по Пушкину покажут в рамках театрального фестиваля Оргкомитет XXIV Пушкинского театрального фестиваля приглашает американскую певицу Ферги стать почетным гостем фестиваля Дополнительный показ спектакля «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» состоится в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Опубликована сводная афиша XXIV Пушкинского театрального фестиваля Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова Поклонники театрального искусства могут выиграть билет на XXIV Пушкинский фестиваль Мистический анекдот Александра Пушкина представит театр «Кукольный формат» на псковской сцене Независимый театральный проект «ББТ» Бориса Бирмана станет участником XXIV Пушкинского театрального фестиваля «Пиковая дама» Псковского драмтеатра в рамках Пушкинского фестиваля будет показана дважды Фантастическую оперу по пьесе Островского «Снегурочка» увидят зрители Пушкинского театрального фестиваля Объявлен еще один хедлайнер XXIV Пушкинского театрального фестиваля Коляда-театр откроет XXIV Пушкинский театральный фестиваль Хор Исаакиевского собора в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля даст в Пскове благотворительный концерт Тему взаимоотношений русского театра с РПЦ обсудят в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Создатели XXIV Пушкинского театрального фестиваля намерены удовлетворить вкусы всех зрителей Известный критик Андрей Пронин стал арт-директором XXIV Пушкинского театрального фестиваля
Лента новостей