Блоги / Александр Донецкий

Сбитень для либераста

15.08.2016 12:22|ПсковКомментариев: 58

Есть такая знаменитая цитата из культового фильма «Даун хаус»: «Сказочный (тут следует нецензурное слово, по смыслу примерно «долбонавт»), за чем его только из больницы выпустили?», иллюстрирующая крайнюю степень человеческого идиотизма. На днях некто Аркадий Бабченко, писатель и блогер либерального толка, посетил Псков, где сначала попробовал здешний сбитень, а потом разразился феерическим фельетоном на тему, какая же наша страна, оказывается, - фейк. Скачок мысли - поразительный. Причем поводом для сочинения писюльки послужил как раз псковский сбитень. Весьма симптоматичный и показательный для штатного оппозиционера ход мысли: начать с невинного национального напитка, а закончить привычной мантрой за упокой России.

Не поленюсь и процитирую, ибо цитата того стоит: «Когда заказываешь в Йорке йоркширский пудинг, знаешь, что он будет точно таким же, какой ели йоркширские шахтеры пятьсот лет назад. Когда заказываешь в Таллине жареную селедку с картошкой, знаешь, что она будет точно такой же, какую ели эсты при великой княгине Марии Федоровне. Когда заказываешь во Франкфурте рядом с Хауптвахе свиную рульку с тушеной капустой, знаешь, что она будет точно такая же, какую ел Отто Бисмарк. Когда заказываешь в Праге «Крушовице», знаешь, что его рецепт точно такой же, как и в день создания. Как и с «Гинессом» в ирландском Галвее. Как и со скочем в шотланском Эдинбурге. И только попытка заказать в любом древнем старинном русском городе сбитень всегда приводит к одному и тому же - «приготовлен по традиционным русским рецептам с имбирём, корицей и гвоздикой». Гвоздикой, Карл». (Конец цитаты).

Бабченко иронизирует над «традиционными русскими крестьянами» четырехсотлетней давности, которые «запрягали медведей в стойло» (да, так у Бабченко!) и доставали из своих сундуков золото, дабы накупить пряностей из индийских караванов и приготовить русский сбитень. Далее следует пассаж, ради которого собственно и была исторгнута вся эта словесная блевотина: «Крайняя попытка была проведена во Пскове вчера. С тем же успехом. Кривичи тоже пили сбитень с имбирем и корицей. Новости археологии. Страна новодел. Страна фейк. Страна без прошлого. Без истории. Без корней. Забывшая свое все. Здесь никогда ничего не будет. Именно поэтому».

Не правда ли, весьма неожиданное обобщение? Неожиданное, впрочем, только для нормального человека; для сказочного балабола, каким в последнее время демонстрирует себя Бабченко, подобный бред в порядке вещей. Разумеется, я обратился к высказыванию Бабченко не из-за того, что обиделся за псковский сбитень, а потому, что Бабченко представил всем нам чистый и концентрированный образец мышления, за которое так называемых оппозиционных публицистов и стали называть ругательным словом «либерасты». Потому что вот из таких, с позволения сказать, «публицистов на Фейсбуке», как Бабченко, либеральная идея, вполне годная и достойная сама по себе, и оказалась в России окончательно дискредитирована, превратившись в грязное ругательство. Лично мне, ей богу, обидно за судьбу либерализма в России, незаслуженно искаженного и оболганного вовсе не какими-то записными ура-патриотами вроде Проханова, а именно такими вот Бабченками. Либерал - это в первоначальном смысле всего лишь сторонник всяческих свобод: в политике, в общественной жизни, в культуре и искусстве, однако Бабченко и иже с ним, по моему мнению, никакой не либерал, а именно либераст, то есть существо вздорное, злобное и морально не полноценное, а уж презирать или жалеть его - пусть каждый выбирает сам.

Я настаиваю на этом принципиальном разграничении: либерал и либераст - это не одно и то же; настоящих либералов мало, можно сказать их в нашей стране почти нет, а либерастов - полный Фейсбук. Для меня здесь интересен, конечно, не Бабченко, который давно все сказал и абсолютно не интересен, а именно сам способ мышления, игра в слова, суть которой - сплошная подмена, вранье. И чем это вранье безапелляционней, тем лучше. Проблема в том, что подобное вранье встречаешь в писаниях либерастов постоянно, и это такой стиль полемики, но редко когда он предстает столь ярко и наглядно, как в посте Бабченко про псковский сбитень.

Процитированный выше фрагмент строится на посыле, что все, что едят и пьют сегодня просвещенные европейцы, - йоркширский пудинг, жареную эстонскую селедку, немецкую свиную рульку, чешское пиво и шотландский виски, - абсолютно точно такое же, какое ели и пили европейцы четыреста-сто пятьдесят лет назад. У европейцев все подлинное, аутентичное. И только русские угощают в Пскове своих гостей не понять чем. А почему? А потому что добавили в сбитень имбирь и гвоздику, которых якобы не могло быть в России четыреста лет назад, когда русские крестьяне «запрягали медведей в стойло». На основании этого противопоставления (выдуманного на голубом глазу самим Бабченко), противопоставления якобы истинной Европы и фейковой России, делается ударный вывод-итог: «Россия - страна-новодел, страна-фейк, страна без прошлого, без истории, без корней. Забывшая свое все».

Понятно, что вранье Бабченко легко опровергается любым более-менее грамотным пищевым технологом или кулинаром. Сто лет назад, а уж четыреста и подавно, пища и напитки, которые вкушали люди были совсем другими, потому как и сами продукты, например, сахар, и технологии их приготовления были иными. Об этом нет смысла даже говорить. Крушовице, приготовленное сто лет назад в одноименном чешском селе, и приготовленное сегодня компанией «Хейнекен», - это два совершенно разных напитка, примерно как кока-кола, которая с 1886 года продавалась в аптеках Атланты, и кока-кола, которая разливается сегодня на заводе под Санкт-Петербургом. Почувствовать «аутентичный вкус» мы, естественно, не можем, ибо его просто нет, он навсегда и безвозвратно утрачен вместе с эпохой. Так называемый «аутентичный вкус» - это всего лишь маркетинговая этикетка, рекламный ход, рассчитанный на обман потребителя. «Старый» вкус вроде как милей потребителю, вот копирайтеры и ухищряются.

Но про сбитень нельзя сказать ничего подобного. Его рецепт описан еще в Домострое, и в принципе не изменился и измениться не может; это смесь из настоя меда и настоя трав, а уж добавлять туда корицу или нет, «по вкусу», - дело десятое. Можно добавлять, а можно и не добавлять. Можно приготовить на основе трав, как готовили, допустим, крестьяне, которые по Бабченко, «запрягали медведей в стойло», а можно и с корицей, как наверняка делали или могли делать более обеспеченные люди, купцы или даже богатые мещане.

Дорогими пряностями, разумеется, торговали и на Руси, ибо Русь (во всяком случае в ее псковском варианте) мало чем отличалась от средневековой Европы. Сто пятьдесят лет назад сбитень вовсю продавали на улицах городов вразнос, и для богатых клиентов этот напиток вполне мог быть и с гвоздикой. Так что никакого обмана в традицонном псковском «сбитне с имбирем и гвоздикой» - нет. Это даже не маркетинговый ход, а простая констатация доступных нам фактов. Сбитень вполне мог быть с корицей и без корицы. И если сейчас корица доступней, чем 150 лет назад, почему ее не добавить? Это не новодел, и не фейк, а просто традиционный напиток, по какой-то неведомой нам причине вызвавший приступ звериной русофобии, лютой ненависти к России у такого сказочного персонажа как Бабченко.

А ведь этот самый Бабченко когда-то был неплохим писателем, почитайте его военную прозу начала нулевых. Сравните с его свежими постами в Фейсбуке, и сделайте выводы. Определенно, приступы русофобии без последствий для мозгов не проходят. Печально, когда адекватно мыслящий человек превращается вдруг в банального либераста.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 222 человека
Лента новостей