Блоги / Александр Донецкий

Суррогаты мнения

23.03.2010 16:29|ПсковКомментариев: 17

На ближайшей сессии Псковского областного Собрания депутаты должны утвердить кандидатуру местного уполномоченного по правам ребенка, так называемого омбудсмена. Предполагается, что им станет главный шахматист Псковщины Дмитрий Шахов. Омбудсмен для взрослых уже утвержден. Это заслуженный профсоюзный деятель Виктор Иванов. Еще раньше, преодолевая трудности, с грехом пополам, но была сформирована Общественная палата Псковской области, которую возглавил уважаемый псковский общественник Леонид Трифонов. Общественная палата - структура призванная служить коммуникационной трубой между обществом и властью -  на самом деле странный орган, вроде аппендикса в теле власти. Так или иначе, но фактически власть (как в свое время картошку или кукурузу) насаждает в стране общественные институты.

Возникает вопрос: зачем это ей, власти, нужно? Жили же прежде без общественных палат и омбудсменов, не тужили. Нафига они вдруг нам понадобились?

Ответов, по обыкновению, сразу два.

Первый - негативный. Власть пытается изготовить своего рода ширму, загораживающую довольно жесткую и герметичную чиновничью вертикаль, которая сама по себе выглядит не очень привлекательно. Россия, член Совета Европы, по крайней мере, внешне, претендует на звание одной из европейских демократий, где соблюдаются гражданские права. И очень обижается, когда на Западе в это не верят. Обвинения в культивировании тирании, пусть и бархатной, чрезвычайно раздражают великодержавную элиту, которая последние лет 10 последовательно воздвигала железный занавес между собой и населением. Поэтому необходим некий оптический эффект, создающий иллюзию, что в цельнометаллической оболочке, отделяющей государственных топ-менеджеров и их обслугу от обычных граждан, существуют как бы некие люки. Право на доступ в эти «иллюминаторы псевдодемократии» и будут иметь члены Общественной палаты, люди, быть может, и уважаемые в своем кругу, но в палате исполняющие сугубо декоративные функции.

Второй ответ проистекает из гипотезы о том, что, по сути, все значимые общественные преобразования в России инициированы именно сверху. Государство само по себе глобальный просветительский проект, тогда как снизу никакого живого творчества масс ожидать не приходится, а возможен исключительно русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Парадоксально, но кажется, что эти ответы друг другу совсем не противоречат.

Общественная палата – и пропагандистская ширма, и просветительский проект. Этот дуализм как нельзя кстати символизирует персона члена Общественной палаты России от Псковской области Валентина Курбатова. Талантливый литератор, уважаемый человек и, как говорится, бла-бла-бла, несомненно, облагораживает казенное мурло власти, но этим почетным косметическим эффектом его функция по существу и исчерпывается.

Страшные чиновники с лицами, как тюфяки, нашли удобный способ улучшить собственный  имидж. Создали палату и собрали почтенных граждан в формате «всякой твари по паре».

Вот и готов коммуникационный иллюминатор с дополнительной опцией, обеспечивающей иллюзию трансляции общественного мнения, точнее, его суррогатов.

На самом деле, будь у нас подлинная демократия, а не ее суверенный аналог, никаких дополнительных опций в виде Общественных палат не потребовалось бы. Но раз власть суверенна от своего народа, как бы приходится надеяться на то, что стон народный, который у нас песней зовется, хотя бы эхом иногда дойдет до ушей тех, кто вроде бы как отвечает за надлежащее исполнение законов.

Имперская Россия, согласно учебникам истории, никогда не была демократической страной, а практиковала те или иные формы тирании, хотя лучшие представители ее народа к конституции стремились, как к хрустальной мечте, и в 1917-м году, когда царский режим слинял в три дня, более либеральной страны не было на земном шаре. Как и предрекали многие пророки в своем Отечестве, масштабный эксперимент закончился такой дикой рубкой леса, что те, кто застал царя-батюшку, не раз помянули его добрым словом.

Со столь травматичным национальным опытом надеяться на сколько-нибудь влиятельное общественное мнение – по крайней мере, наивно.

Народ по-прежнему безмолвствует, в том смысле, что его мнение остается в режиме преимущественно кухонных разговоров, в последнее время, правда, все больше перемещающихся в сеть.

Однако говорить о серьезном влиянии этих стихийно выплескивающихся в он-лайн мнений и оценок пока не приходится. В лучшем случае власть запоздало реагирует на какие-то резонансные события (вроде ДТП с вице-президентом «Лукойла»). Повлиять на власть так, чтобы на дорогах вдруг исчезли автомобили с мигалками, или все граждане независимо от табеля о рангах внезапно стали равны перед законом, Интернет пока не может. Оказывается, одной информационной открытости для демократии не достаточно. Как не достаточно и членов Общественной палаты.

Демократия – это все-таки возможность влиять на принятие решений посредством выборов. В России же выборы, как и все демократические институты, сведены к фикции. Уж не знаю, как это у них, власть предержащих, получается, но в высокие рейтинги «Единой России» я не очень верю.

Понятно, что в стране, где исторические решения принимаются в бане под водку, а на итоги национального референдума можно положить с большим прибором - наивно ожидать перемен. Если мой голос не имеет никакого значения, и тупо игнорируется электронной машиной, выдающей столбики с процентами, то и мое частное мнение, как составная часть фантома под названием «мнение общественное», тоже сводится к нулю.

Зато имеются 36 членов Общественной палаты, которые теперь, согласно плану, должны будут обеспечивать связь между обществом и государством.

И здесь уже ирония не уместна.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 235 человек
Сюжет: Уполномоченный по правам ребенка Назначение Шахова детским омбудсменом - это не попытка чиновника вернуться «в обойму» – Андрей Турчак Леонид Трифонов: Практика работы омбудсмена покажет, нуждается ли в нас население Омбудсмен знает как минимум трех человек, претендовавших на должность уполномоченного по правам ребенка Борис Полозов: Уполномоченный по правам ребенка – это не только тот, кто любит детей, но и кто действенно может им помочь Дмитрий Шахов всегда добивается поставленной цели - Анатолий Копосов Дмитрий Шахов назначен уполномоченным по правам ребенка Псковской области Депутаты Псковского областного Собрания поддерживают назначение Дмитрия Шахова уполномоченным по правам ребенка Суррогаты мнения Депутаты определятся с кандидатурой Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области Дмитрий Шахов может стать уполномоченным по правам ребенка в Псковской области
Лента новостей