Блоги / Юрий Моисеенко

Спектакль, который будет?

27.10.2014 12:46|ПсковКомментариев: 16

Завершается Год культуры в России. Но это не значит, что в 2015-м культура как таковая должна закрыться. Доказательством (от обратного) может стать первый довлатовский фестиваль, который пройдет в Пскове в сентябре 2015-го.

Каким он будет?

Повод поговорить о его перспективах – вполне подходящий. Такой же осенней порой, но только одиннадцать лет назад, в год сорокалетия областного театра кукол, на сцене батовского дома состоялась премьера спектакля «Человек, которого не было» по неизвестной пьесе Сергея Довлатова. 

 

В театральной жизни региона было, пожалуй, только две постановки, которые по своей значимости и художественному уровню стали заметным явлением не только Псковской области, а всей страны. Первой можно считать спектакль по пьесе П. Чередниченко «Дочь России» (1965 год), которая с большим успехом шла на сцене Кремлевского дворца съездов. При этом буквально все критики (и столичные, в том числе) единодушно отмечали яркую запоминающуюся игру исполнителя заглавной роли Карла Маркса, актера Николая Крицкого, который впоследствии был удостоен звания "Заслуженный артист РСФСР". Прошло немало времени, и о нашем городе снова заговорили, когда вдова писателя Елена Довлатова дала согласие на постановку пьесы мужа в Пскове.

По словам директора областного театра кукол Татьяны Ааб, «этот спектакль сегодня можно с полной уверенностью назвать легендарным». Частью этой легенды, к слову, стала и сама Татьяна Бруновна - именно она вместе с завлитом, псковским литератором Алексеем Масловым сидела в тот солнечный апрельский день 2001 года перед «уважаемым шкафом», разбирая репертуарный архив театра. Честь открытия принадлежала Алексею, но без напористости и творческого желания всего коллектива театра, его главного режиссера Александра Заболотного не было бы той, по-настоящему блистательной, премьеры. Практически все центральной газеты, крупные телевизионные каналы посчитали необходимым рассказать о постановке, взять интервью у Елены Давыдовны, которая со своей дочерью Катей приехали на премьеру. Впрочем, судить о том, КАКИМ был спектакль, лучше всего предоставив слово его зрителям.

Елена Довлатова: «Спектакль очень понравился. Он мне показался ярким и красочным. Актеры великолепно вели свои роли. Совершенным можно назвать и оформление*. Эта постановка — большая творческая удача театра. Я с удовольствием думаю, как новый спектакль будет интересен детям».

Александр Голышев, в то время - председатель областного комитета по культуре: «Довлатов сегодня — один из самых читаемых писателей страны. Поэтому все, что связано с этим именем, для нас, псковичей, поистине бесценно. На мой взгляд, постановка его пьесы в областном театре кукол (особенно хочу подчеркнуть - первая в России!) подняла творческую планку коллектива. Я был потрясен слаженной работой актеров. Все это выглядело так, как будто они выходили на сцену в последний раз. Оставляет яркое впечатление оформление спектакля. Уверен, что все, кто посмотрит его, уйдут из зала с улыбкой на лице. И с такой же улыбкой проснутся на следующее утро».

Была в этом сладкоголосом хоре восторженных откликов только одна, но довольно едкая ложка дегтя, которая наглядно демонстрировала, что такое на самом деле хваленая журналистская солидарность. Ни ОДНА газета, НИКТО из телевизионщиков даже не обмолвились, что спектакль стал возможным только благодаря настойчивости главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, который нашел спонсора постановки. Тогда компания группы «Вимм-Билль-Данн» в лице ее генерального директора Давида Якобашвили перечислили на благое дело 200 тысяч рублей - сегодня это уже просто смешная цифра, что и позволило воздать яркое и запоминающееся зрелище.

К чему я все этого говорю? Когда придет время соображать, какой вклад наш регион может сделать в копилку будущего фестиваля, хотелось бы, чтобы у современных культуртрегеров, обгоревших под искусственным ультрафиолетом, не отшибло память от полного погружения в собственное творчество. Наша славная культурная общественность прекрасно помнит все, чтобы было 800, 500 и даже 100 лет назад, но в упор не желает замечать события 10-летней давности. Может, она сподобится и вспомнит-таки, что у Пскова тоже есть свой довлатовский список, своя уникальная довлатовская театральная история, довлатовская документалистика - зря, что ли, Саша Донецкий старался? И все это культурное наследие будет, честное слово, не стыдно представить во всех секциях предстоящего шоу.

А если брать по гамбургскому счету, то, может быть, есть смысл снова отправиться в далекий город Нью-Йорк, на улицу имени Сергея Довлатова, найти в одном из домов вдову писателя, прийти к ней с букетом цветом, упасть ей в ноги и предложить возобновить спектакль. А вдруг чудо снова повторится? Полагаю, это будет иной коллектив, другой режиссер, но оживший «Человек…» может и (хочется верить) должен стать подлинным украшением предстоящего культурного события всероссийского значения. Если, конечно, его организаторы не захотят превратить Довлатов-фест в увеселительный междусобойчик на лоне «псковских далей».

Юрий Моисеенко

* художник-постановщик спектакля Андрей Севбо

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 146 человек
Лента новостей