Блоги / Александр Савенко

Театр абсурда: занавес?

03.12.2014 14:07|ПсковКомментариев: 122

Недавно у меня поднялась температура.

И такой был странный со мной эпизод –

я посмотрел на свои руки, и возникла мысль,

что пять пальцев – совсем не норма,

а значит, со мной что-то не так.

Василий Сенин,

из интервью «The New Times»

В последние месяцы Псковская Лента Новостей неоднократно обращалась к теме происходящего в театре драмы имени А.С. Пушкина. Мы, журналисты, пытались разобраться, что же происходит в псковском академическом, насколько эффективно тратятся там бюджетные средства, соблюдает ли руководство государственного учреждения законы, отчего в частых зарубежных вояжах пропадает худрук Василий Сенин. Перефразируя вынесенное в эпиграф странное признание последнего - мы хотели понять, какая в Народном доме «температура», всё ли в норме или «что-то не так». Сейчас, когда участь директора театра Сергея Дамберга фактически решена, и со дня на день он лишится должности, кто-то скажет, что, может, и не стоило бы нам вновь обращаться к ситуации в этом «храме искусств» и публиковать сведения, которых мы добивались и которые, как ни увиливало руководство театра (даже закон нарушило, на что указала прокуратура), ему пришлось предоставить. Дескать, теперь-то, перед закрытием занавеса, чего уж?..

Однако, как мне представляется, такой разговор необходим, и именно сегодня. Ибо директора приходят и уходят, а государственные учреждения остаются. И очень хочется, чтобы с реорганизацией учреждений культуры и сменой руководства та совершенно ненормальная ситуация, о которой мы писали неоднократно, навсегда ушла в прошлое. Давайте внесем ясность: на самом деле не так и важно, о каких фамилиях идет речь - Дамберг, Сенин или Пупкин, не важно - о какой организации мы говорим - об автобазе, театре или социологической конторе, только то и важно, чтобы закон исполнялся всеми, независимо от чинов и званий, чтобы в государственных бюджетных учреждениях во главу угла ставилась финансовая дисциплина, чтобы чиновники, получающие деньги из нашего общего кошелька, работали и не забывали, что они слуги народа, а не патриции среди плебеев.

Но, видимо, такой дух царит в госучреждениях, такая там карма ммм... нехорошая, что многие, оказываясь у потенциальной «кормушки», в определенный момент начинают думать, что им, «богом избранным», можно творить всё, что ни заблагорассудится - и сойдет с рук, останется безнаказанным, ни перед кем не надо держать ответ. Будем справедливы: зачастую так и происходит: горе-руководители творят что угодно и не несут за это никакой ответственности. В худшем случае, их переводят из одного властного кресла в другое (кстати, интересно, в нашем случае этот технологический прием российской бюрократии не будет востребован?). Примеров того, как заворовавшегося или просто проштрафившегося чиновника вместо того, чтобы жестко и показательно наказать, сохраняют в номенклатурной обойме - пруд пруди. И недаром в народе на такое положение дел уже давно отзываются поговоркой «Ворон ворону глаз не выклюет». Никто не хочет выносить сор из избы, и так идет с самого верха. Для примера: уж сколько говорено про материалы следствия в отношении бывшего министра обороны Сердюкова, но кто-нибудь из нас сомневается в том, что наказания он не понесет, возмездие не свершится? Исключения из этого правила редки, но все-таки случаются. Несколько примеров того, как чиновников увольняют и при этом не скрывают причины, знаем и мы, жители Псковской области. Но, повторюсь, такие явления - большая редкость. А должны бы стать нормой, ибо замалчивание негатива вредит в первую очередь самой государственной системе; факты, когда хамов, хапуг покрывают и не изгоняют, только подрывают доверие граждан к власти в целом, создают благодатную почву для появления новых коррупционеров и просто бездельников, мечтающих поживиться за казенный счет.

Если с помощью СМИ и неравнодушных граждан удается вывести рвачей и жуликов на чистую воду, сорвать маски и явить обществу их истинное лицо, то это правильно и справедливо. Если власть хоть как-то реагирует на такие сигналы, проводит проверки, принимает кадровые и организационные решения - это можно считать нашей общей, пусть и небольшой, но победой.

Теперь о содержании тех самых ответов театра на запросы ПЛН, о которых шла речь выше. Они, несмотря даже на то, что первый был откровенной отпиской, а второй - после вмешательства прокуратуры - выполнен так, чтобы, с одной стороны, соблюсти закон, а с другой, все-таки не сболтнуть лишнего - так вот ответы эти на самом деле весьма информативны. Выскажу спорную мысль, но - наверное, не может быть так, что в организации все в порядке, «комар носа не подточит», а официальные бумаги, выходящие из-под пера начальства, грешат ошибками и свидетельствуют о том, что до идиллии там как до тайланда с америкой. Так и здесь. Согласно бумаге из театра, одна из командировок худрука начинается в 2014-м, а заканчивается в предыдущем, 2013-м (ладно - это мелочь, списываем на техническую ошибку, с каждым может случиться). Другое интересно: директор и главный бухгалтер (а ответ театра после вмешательства прокуратуры подписал почему-то главбух) абсолютно по-разному отвечают на один и тот же вопрос о сумме, выделенной театру из бюджета, - причем, расхождения там не в копейки, а в десятки миллионов рублей. На широкую ногу живут, кто б сомневался. Театр тратит на собственные постановки миллионы, выплачивает колоссальный гонорар штатному режиссеру-худруку, при этом кассовые сборы - меньше расходов в разы, порой почти в десять раз, и показали эти спектакли: какой 5 раз, какой и вовсе 2. Например, на постановку резонансного «Графа Нулина» израсходовано 941 100 рублей, кассовые сборы принесли 188 150 рублей. «Гедда Габлер» обошлась в 1 миллион 398 тысяч 900 рублей, кассовые сборы - 151 210 рублей.

Фото: http://red-torch.ru/ 

Наконец, командировки худрука, о которых поначалу так не хотел говорить директор театра, ссылаясь на закон «О персональных данных». Напомню, в сентябре мы обратили внимание на то, что Василий Сенин много времени проводит вне Пскова, в различных поездках (только за год, с августа 2013-го по август 2014-го, он сам отметил в соцсетях как минимум 13 таких выездов, в том числе в Таиланд, США, Великобританию, Францию, Швецию и т.д.). И - о чудо! - после раскрытия «театрально-коммерческой» тайны выяснилось, что интересующие нас заграничные поездки худрука Сенина - это в большинстве своем командировки, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде оплаты проезда, проживания, суточных. Причем, зарубежные командировки зачастую весьма и весьма продолжительные - где 15 суток, где 18, где меньше, а где и больше - так, например, командировка худрука во французский Авиньон на международный театральный фестиваль в июле этого года продолжалась аж 25 суток и обошлась бюджету в более чем 160 тысяч рублей, а общая сумма расходов на такие вот вояжи «25 дней, 25 ночей, всё включено» с заявленной целью «развития дальнейшего сотрудничества» или «обсуждения и подписания» перевалила за треть миллиона. Здесь не могу не процитировать коллегу, обозревателя ПЛН Марину Давыдову, писавшую: «Никто не против того, чтобы творческая личность жила, как ей вздумается, и сама искала себе поводы для вдохновения. На многое можно закрыть глаза, если налицо эффективность работы. В нашей стране не принято судить победителей, но Василий Сенин - не победитель. Он - сотрудник Государственного бюджетного учреждения культуры, которое за минувший год выдало массу скандалов и поводов для критики. В роскошно изданном буклете, повествующем об «итогах 107-го театрального сезона» в Пскове (он стоит 160 рублей), собственным постановкам театра отведена одна страница с парой абзацев. И примерно столько же - на планы 108-го сезона».

И еще про деньги из казны. Как следует из ответа руководства театра на запрос ПЛН, источники финансирования у большинства командировок Сенина - это «бюджетные средства», но часть поездок оплачивалась из «собственных средств». Что это - не более чем двусмысленность (и речь на самом деле идет просто о деньгах из другого «кармана» госучреждения) или новое слово в организации процесса (когда в командировку сотрудник едет за свой счет), сказать не берусь. Однако, как следует из той же бумаги, «все остальные поездки художественный руководитель осуществлял в нерабочее время и за свой счет». Это означает, что, во-первых, «собственные средства» - это все-таки «не за свой счет», а во-вторых, выходит, были за этот год и еще «все остальные поездки», что и вовсе заставляет задаваться вопросами: а в Пскове-то он вообще бывает когда-нибудь? Театр на прямо поставленный вопрос «сколько рабочих дней с 1 января 2014 года по 1 сентября 2014 года художественный руководитель театра Василий Сенин находился на своем рабочем месте, а сколько отсутствовал по разным причинам?» отвечает уклончиво: «Художественный руководитель присутствовал на рабочем месте, за исключением времени, указанном в п.8». А из пункта 8 о служебных командировках Сенина никакого однозначного вывода вообще сделать нельзя - как раз из-за вот этого «все остальные поездки художественный руководитель осуществлял в нерабочее время и за свой счет» - что хочешь, то и думай, то ли он между выездами за кордон сидел в Пскове и посвящал себя служению Мельпомене, то ли был дома, в Москве.

«...Тут все как в жизни. Чем меньше денежных средств, тем экономнее они должны расходоваться», - буквально вчера сформулировал основной финансовый принцип при обсуждении бюджета области на 2015 год вице-спикер областного Собрания депутатов Виктор Антонов. Эти бы слова - да в уши руководству региона, чиновникам от культуры и самим сотрудникам театра. А то ведь кризис на дворе, рубль падает, оптимизация бюджетных расходов запущена с «филиализацией», всем предлагают потуже затянуть пояса. А театр - что? Так и будут туда вбухиваться десятки миллионов бюджетных рублей без всякой видимой отдачи или все-таки театр, как и вся область, начнет жить в общей системе координат? Вероятно, решающее слово здесь должен сказать Андрей Турчак, но он, к удивлению многих, по-прежнему молчит. Так что ждем, понимая, что уж кому-кому, а губернатору не должны быть безразличны ни общественное мнение, ни тревожная ситуация в «витрине» псковской культуры, некогда объявленной приоритетом в деятельности региональных властей.

Кому-то, возможно, покажется, что журналисты ПЛН слишком много внимания уделяют театру - мол, такие вещи происходят сплошь и рядом, что вы прицепились к ним? Разумеется, мы не против театра, но, помимо уже озвученных причин, тут, как в капле воды отражается океан, видна общая ситуация в госсистеме. От лица редакции Псковской Ленты Новостей могу в очередной раз повторить: за событиями вокруг театра драмы мы как следили внимательно, так и будем это делать. Полагаю, продолжение истории последует достаточно скоро: как сообщили ПЛН в областной прокуратуре, после обращения регионального депутата Игоря Савицкого «по вопросу неправомерных действий руководства» псковского театра при расходовании бюджетных средств по инициативе прокуратуры Счетной палатой Псковской области проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения. По ее результатам при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования.

Александр Савенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 176 человек
Лента новостей