Экс-блогеры / Евгений Самуйлов

Что в программу попало…

02.03.2015 12:09|ПсковКомментариев: 8

Одним из величайших достижений за последние годы Минфин и правительство считают то, что бюджеты всех уровней стали формироваться исключительно в формате программ. Впрочем, по преимуществу, так думают только они сами. Хотя одна из пришедших на прием в феврале псковичек тоже начала разговор с того, что прошла перерегистрацию своей очереди на жилье, и, несмотря на то, что стоит в ней с 1987 года, все равно две тысячи какая-то по списку. А дальнейшую свою и, похоже, последнюю надежду строит на том, что ведь объявлено же о программе «Жилье для российской семьи», ведь говорил же об этом с экрана сам президент, так доколе…. А и впрямь, доколе, если еще совсем недавно первыми в городской очереди был те, что встали в нее аж в 1969 году. Столько теперь, подчас, и не живут, сколько в очереди на жилье стоят.

Понимая, что возразить и впрямь нечего, собрав и проанализировав ту информацию, что есть в открытом доступе, отправил письмо по данной проблеме заместителю губернатора Александру Кузнецову. Признаюсь, был приятно удивлен, увидев, что ответ подписан им самим, да и в целом это тот случай, когда возразить мне ему нечего. Воспользуюсь подходящей случаю цитатой из письма: «К сожалению, строительные компании Псковской области не изъявили желания участвовать в этой программе. Администрация области уже несколько раз проводила приемы документов на участие в отборе земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства, однако заявок не поступало. К тому же изначально к застройщикам был предъявлен ряд требований, которым они должны были отвечать, чтобы получить возможность участия в программе. Некоторые псковские организации проявляли интерес к программе, но не удовлетворяли заявленным требованиям и не могли принять участия в ней».

Добавлю от себя: на собрании Союза городов Центра и Северо-Запада России в октябре прошлого года, где обсуждалась и эта животрепещущая тема, своим опытом поделились представители Ярославля. Следует оговориться, это город более крупный, возможности бюджета иные и они смогли найти те строительные организации, которые формально отвечали действительно очень трудно исполнимым критериям. Но дело даже не в этом. Чтобы все-таки попасть в программу, они нашли земельный участок вне городской черты (там земля дешевле), провели к нему за счет городского бюджета все сети и построили проезды. А потом, поскольку новоселы стали возмущаться тем, что живут в районе, еще год отдали, включая снова бюджетные расходы, на то, чтобы провести все процедуры и законным порядком согласовать передачу этого клочка земли городу. Извините, но, чтобы не накликать беду ни на чью голову, оставлю это без, казалось бы, необходимых исключительно нелитературных комментариев. Разве что как констатация факта: программа-то в России, вроде, и есть, да вот жилья во Пскове от нее нет, и, похоже….

Наверное, я безнадежно отстал от, как теперь принято говорить, «продвинутых» минфиновцев, остался где-то в прошлом веке, но, что делать, если они мыслят программами, а иметь дело приходиться с фактами. Вот только один из них в качестве иллюстрации порочности самого метода.

У нас в городе в 2010 году приняли муниципальную программу «Энергосбережение и повышение эффективности в муниципальном образовании «Город Псков» на 2010 – 2015 годы и на перспективу до 2020 года». Общий объем финансирования из всех источников планировался в объеме (я буду округлять цифры) 830 миллионов рублей, в том числе городской бюджет – 248. За четыре года в программу пять раз вносились изменения и в результате общий объем был сокращен почти в шесть раз! А кассовое исполнение на момент проверки контрольно-счетной палатой города в декабре прошлого года составило всего 54 процента от уточненной суммы!

Я не буду утомлять вас скучными, хотя, и важными, и необходимыми наименованиями разделов программы и какими-то деталями проверки. Честно говоря, их там и нет, а все потому, что из двадцати мероприятий, заложенных в программу, девять не выполнены, отсутствует информация об их выполнении по шести (никакого криминала здесь нет: и в том, и в другом случае, бюджетные средства не выделялись просто-напросто), два выполнены на 58 процентов, одно – на 18, еще одно (внимание!) полностью, а одно – запланировано на 2015 год. Еще раз подчеркиваю: никто ничего не украл, не прикарманил, но и не финансировал. И, опять же, не потому, что не хотел, а потому что на жизнь, на дорожные ямы, на замену унитазов полувековой давности в детских садах и на прочее такое денег в бюджете в последующие годы не доставало. И в этом не достает. И в будущем будет не доставать, судя по всему, еще больше. Зато представляете, как красиво все это звучало с высоких трибун в 2010 году! Как? А примерно так: «Мы сделали огромный шаг вперед, мы приняли программу… и запланировали потратить на это почти миллиард рублей». Шаг, вполне возможно, и сделали, только в никуда.

Поверьте, так не только с этой программой, так практически всюду, поскольку люди, стоявшие у истоков такого, с позволения сказать, программирования изначально предположили, что критерием отчетности будет следующее: выполнены заявленные в программе цели или нет. И с пресловутой жилищной программой и ее критериями то же самое: либо, прописывая их, люди в министерстве просто не представляли реальных условий на местах (что плохо); либо заранее прописали условия, которые регионы в большинстве своем не смогут потянуть (что еще хуже).

Как-то раньше была принята такая вещь: критикуешь – предлагай. Если государству на самом деле станет стыдно, что люди, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в получении жилья (а речь идет именно о них), стоят в очереди по полвека; если оно решит действительно выделить деньги на строительство социального жилья, доходных домов, пусть даже без права приватизации квартир в них, а только предоставив возможность последующего выкупа для желающих, то тогда…. То тогда пусть оно выделяет в бюджете будущего года для нашего города, как и для любого другого (возьмём для ориентира уже действующие федеральные программы), как минимум по миллиону рублей на жителя города. Пскову причтется 200 миллионов, цена и расчет стоимости квадратного метра по субъекту есть в Росстате, и единственная задача, которая должна ставиться главе администрации и за которую он должен отчитаться в конце года, что называется, головой, а не только партийным билетом - это: все дома сданы и заселены, и только при этом условии город получит деньги в будущем году. И никаких 44-х законов, и надуманных препон чтобы и близко не было….

Согласен: просто, даже примитивно. Но зато эффективно. И, боюсь, именно поэтому не осуществимо. По крайней мере, с этим правительством. И оттого, наверное, глядя на заголовок заметок, не идет из головы так хорошо знакомая всем нам поговорка: «что с воза упало…»

Евгений Самуйлов  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 130 человек
Лента новостей