Блоги / Елена Ширяева

Под занавес. Были бы деньги — гастроли купим

30.06.2015 16:43|ПсковКомментариев: 16

Смотрю сегодня с утра по «России 24» новости культуры: «Малый драматический театр под руководством Льва Додина привез в Оренбургскую область один из своих самых знаменитых спектаклей. Это турне - часть большого проекта по восстановлению гастрольных связей с провинцией».

«Один из самых знаменитых спектаклей» - это, конечно же, «Дядя Ваня», премьера которого состоялась 12 лет назад («Золотая маска» Додину за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль Сергею Курышеву). Как же, знаем, видели — в ноябре 2014 года, когда в Пскове проходили гастроли фестиваля «Золотой маски»...

Но привлекло в новости другое: сюжет из Оренбургской области был посвящен не столько гастролям МДТ в провинции, сколько рассказу об Орском государственном драматическом театре имени Пушкина (!), который в сентябре 2014 года открылся после масштабной (да-да) реконструкции. А дальше — сплошная радость узнавания ситуации: этот замечательный провинциальный театр не знал капитального ремонта со дня открытия (с 1969 года, а у нас — с 1946), на трехлетнюю реконструкцию понадобилось 750 млн рублей (спокойно: Орский театр новодельный, а Псковский - памятник архитектуры, поэтому на него и понадобился миллиард с небольшим).

Зато теперь в Орске (население 230 тысяч) есть современнейшая сценическая площадка, новые цеха, работу которых регулярно освещают местные журналисты, лучшее световое и музыкальное оборудование и даже рояль Steinway. Здесь можно слушать оперу, смотреть балет, принимать гастроли самых лучших театров мира. Весной этого года, например, даже готовились принять в рамках Пасхального фестиваля оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, но маэстро решил дать два концерта в областной столице — Оренбурге. И, кстати, в этом году оркестр Мариинки выступил в Смоленске, Владимире, Рыбинске, Ярославле, Нижнем Новгороде, Воткинске, Перми, Екатеринбурге, Ижевске, Барнауле, Пензе, Магнитогорске и так далее... Такой же длинный список городов, в котором играли музыканты Гергиева был и в прошлом году, когда оркестр оказал честь Пскову.

Смотришь сюжет об Орском театре, читаешь длинный гастрольный список Пасхального фестиваля и чувствуешь, как уходит из-под ног какой-то устойчивый островок собственных представлений. Ведь даже те, кто скептически относился к бывшему псковскому худруку Василию Сенину как к режиссеру, всегда отдавали должное его способностям антрепренера. Я сама в статье на уход Василия Георгиевича из псковского театра написала, что «лучше всего ему удавалось делать три вещи: производить впечатление, производить конфликты и привозить на гастроли в Псков разные театры, в том числе очень хорошие». И когда коллега Юлия Шарипова из «Псковской правды» написала, что именно благодаря обширным, в том числе международным связям Василия Сенина «Псков увидел огромное количество по-настоящему талантливых спектаклей высокого класса», а теперь «ничего подобного псковичи еще долго не увидят», то тоже как-то взгрустнулось... Действительно — неужели больше никогда?

Но ностальгически листая программы гастролей «Золотой маски», Международного Чеховского фестиваля или «Больших гастролей 2014», вдруг замечаешь, что «по-настоящему талантливыми спектаклями высокого класса» тогда была охвачена половина России.

Возьмем хотя бы «Большие гастроли» 2014 года. Только в прошлом году они прошли более, чем в 20 городах России. К нам приезжала Александринка с «Солнечным ударом» и «Укрощением строптивой», а в Брянск — МХАТ имени Чехова, в Киров - «Мастерская П. Фоменко», в Ростов-на-Дону — театр «Мастерская» (они, кстати, только что гостили в Пскове со спектаклем «Наш Авлабар»), в Казань — Государственный академический театр имени Волкова из Ярославля с «Домом Бернарды Альбы» (этот спектакль Псков также увидел осенью 2014 года уже в рамках тура «Золотой маски»). Ну и так далее.

Скажу больше: только что «Большие гастроли 2015» прошли у наших соседей в Новгороде (и много где еще). В Новгородском академическом театре драмы имени Достоевского гостил Московский академический театр имени Маяковского со всеми своими звездами: Евгенией Симоновой, Игорем Костолевским, Светланой Немоляевой, Михаилом Филипповым и другими. Давали «Плоды просвещения» Льва Толстого и комедию «Август» Трейсси Лейтса. Я не знаю, кто в новгородской драме худрук или главный режиссер, но, видимо, связи у него в художественных кругах не слабее сенинских.

Или дело все же не в связях, а в существовании Федерального центра поддержки гастрольной деятельности? И федеральных же программ по организации гастролей с федеральным финансированием (при софинансировании местных бюджетов)? Да, так бывает: государство в кои-то веки вспомнило, что хорошо бы тратить деньги на «разумное, доброе, вечное» и начало его сеять в провинции. После многолетнего перерыва. А в Пскове можно и нужно было посеять в два раза больше: все же миллиард рублей, вложенных в театр, и пару визитов министра культуры Мединского из песни не выкинешь. А у господина министра не настолько плохая память, чтобы не поставить во все «дорожные карты» театр, который сам Путин фактически открыл. Сейчас в этих «картах» наверняка не последнее место занял Орск, входящий теперь в десяток лучших (по оснащению) российских театров.

Да, в Пскове все сливки с этой ситуации удалось снять только что снявшемуся с места художественному руководителю. Да, возможно, мы действительно будем реже видеть в театре «шведские вёсны» или постмодернистские спектакли со сложной рассадкой на 50 человек. Но, как показала практика, и «Ханума», то есть «Наш Авлабар» способен собрать в Пскове аншлаг. А псковские зрители с одинаковым энтузиазмом устраивают овацию и театру «Глобус», и театру «Мастерская», у которого, к слову, очень насыщенный репертуар.

И прежде чем оплакивать уходящий театральный сезон, как неповторимый, стоить сложить два и два. Если у города есть хорошая сценическая площадка, если у бюджета (как федерального, так и областного) есть деньги на прием гастрольных спектаклей, то в этот город приедут лучшие театры России и мира. Они приедут в Псков и в Орск, в Новосибирск и в Новгород, даже не спрашивая фамилию художественного руководителя местного театра. Ведь вряд ли большинству наших читателей известны фамилии худруков из Архангельска, Южно-Сахалинска, Ульяновска, Липецка, Череповца? Это я сейчас перечислила города, которые наравне с Псковом, где тогда только что открылся шикарный театр, принимали у себя в 2014-м году «Золотую маску». С Чеховским фестивалем та же история.

Безусловно, новому художественному руководителю псковского театра, кто бы он ни был, будет сложнее, чем предшественнику: денег в стране становится всё меньше, «орски» наступают на пятки, а наш театр уже теряет послеремонтную свежесть. Но повторюсь: были бы деньги, а гастроли купим. То есть - «восстановим гастрольные связи с провинцией».

Хотя с деньгами-то всякий сможет. Как бы не пришлось новым руководителям театра вспоминать времена, когда постановщиков приглашали «за еду» и гонорар в рассрочку, а гастролеров — за оплату проезда... Времена-то нынче какие: все лучшее — обороне, а до культуры скоро только РПЦ да прокуратуре дело будет. Но хочется верить, что прорвемся. И еще раз убедимся, что режиссер — это, прежде всего, личность, а организатор гастролей — функция. При таком раскладе любой театр работает замечательно.

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей