Блоги / Игорь Докучаев

Как реконструкция набережной может преобразить город

11.12.2012 15:38|ПсковКомментариев: 27

То, что происходит с набережной реки Великой в Пскове – некий казус, в этом уже мало кто сомневается. Два года, как любимое место отдыха псковичей исключено из общественной жизни под предлогом глобальной реконструкции. При этом, видя проектные рисунки, сложно говорить о глобальных изменениях, о превращении этого уголка псковской действительности в нечто наполненное новым современным содержанием при сохранении псковской оригинальности. В общем-то, ничего особенного, если не принимать за это новенькую тротуарную плитку и разбивку газонов. Хотя нынешнее градостроение имеет возможности превращать любые территории, даже самые заброшенные в сказочные уголки. Вот, например, ситуация, похожая на псковскую, в датском городе Орхусе, где также задумали реконструировать набережную. Разница лишь в том, что набережная у них морская, и, более протяженная. Но в результате реконструкции она должна стать центром нового современного города.

Стержнем всего проекта станет дом-маяк высотой 150 метров

Кто-то может сказать: «зачем нам знать о том, что делают в Дании, Швеции, Бельгии, Польше - нам важно то, что происходит у нас…». Действительно, самый простой вариант быть довольным телегой - не знать, что кто-то ездит на автомобиле. Не понятно только одно, ведь российские архитекторы, проектировщики изучают современный мировой опыт – так почему же результаты их работы часто совсем противоположные? Как хочется, чтобы и псковичи, и жители других российских регионов получали бы то же самое, что, к примеру, жители этого датского города. Чтобы наши ответственные лица применяли современный мировой опыт городского устройства и в наших пенатах. В Пскове подобный опыт должен быть весьма интересен. Особенно, когда идут споры о необходимости точечной застройки псковских улиц, о появлении новых кварталов, о том, в каких условиях должны жить псковичи...   

Вода в новом проекте играет важнейшую роль

Вот перед нами макет реконструкции старой гавани Орхуса, выставленный в портовом пакгаузе, превращенном в офис - это выставка для всех желающих о том, что будет со старой гаванью в ближайшие годы. За год тут проходят больше шести тысяч человек из числа самых любознательных и нетерпеливых.

Перестройка старой гавани началась в 2008 году, после того, как здесь запретили разгрузку контейнеровозов, отправив их в новый порт. Скорость проектирования и возведения впечатляющая: пять лет и уже готов и проект, и вся документация, и часть домов уже стоит. При этом вы никогда не догадаетесь - какие здания стали возводится в числе первых. Кому ни задавал эту загадку – никто не ответил… Здания новой публичной библиотеки и научно-технического центра. В последнем разместятся два вуза, университетская школа инженеров, научно-технологические парк, лаборатории и т.д. Все это будет оснащено самым современным оборудованием. Библиотека, кстати, тоже… Кроме того, что само здание «публички» будет очень оригинальным и одним из самых больших в городе, в ней установят передовое оборудование для того, чтобы она могла стать популярным местом встреч для всех жителей, ее должны сдать под ключ к декабрю 2014 года.

В новой гавани уже проложены большие бульвары, зона променада, стоянки для яхт

Кстати, само строительство в прибрежной зоне достойно внимания. Например, сегодня бетонируют котлован, под подземный паркинг библиотеки, дно его – самая нижняя точка сооружения находится на глубине 10 метров ниже уровня плещущегося в нескольких метрах моря. Для того чтобы вода из моря не прорвалась через землю  – котлован укреплен со стороны моря толстыми железными массивами. Вообще море и вода здесь будут играть одну из важных ролей: часть кварталов вовсе строят на искусственно созданных выступах в море, в основание которых идут экологически чистые отходы и мусор с большой земли. Появится и система каналов, большие стоянки для яхт. Планируется дать людям свободный доступ к морю и линии побережья. Для этого даже перенесут железнодорожную линию с движением электричек и оживленную автомобильную трассу, которая сейчас проходит очень близко к берегу. Вместо электричек, планируют проложить новую скрытую линию и пустить городской трамвай. А зона променада, то есть приспособленная для прогулок, будет длиной почти в два километра. В 2010 году на ней открыли так называемый пляжный бар – теперь организуют его каждое лето и сюда ежедневно приходит много молодежи, там все устроено для занятий различными видами спорта, всякие водные аттракционы, разнообразные развлечения, и музыкальные площадки. Кстати, разработчики не стесняются говорить, что все лучшее они копируют с зон отдыха устроенных в немецком Гамбурге. Уже через два года, поменяется весь вид старой гавани. А к 2017 году на строительстве окончательно поставят точку. Но, что характерно, и очень важно, например, для Пскова - при глобальности реконструкции гавани все старые здания, которые находятся под защитой государства, ни в коем случае не будут снесены. Это делать нельзя, ни при каких условиях. Они не разрушатся сами, не сгорят случайно, не превратятся по документам в аварийные… А будут вписаны в новый ансамбль, как старые жемчужины. В том числе и оригинальное здание старой таможни, которому несколько веков, стоящее в самом центре будущей центральной площади.

Старое здание таможни - одна из жемчужин Орхуса

Но центром всей новой-старой гавани будет дом-маяк – небоскреб высотой 150 метров, который вырастет у самой линии моря. В нем разместится отель и жилые квартиры. Все дома весьма оригинальны и построены по проектам архитекторов, которые были приглашены специально для этой работы и которым за свои проекты не стыдно. Совместная работа понравилась и тем и другим. Комплексы называются красиво и романтично – «Айсберг», «Парус», и т.д. Квартиры будут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Причем, стоимость самых дорогих апартаментов – 35 тысяч датских крон за кв.метр. Дешевые квартиры в аренду – по 8 тысяч крон в месяц. И что немаловажно, учитывая уровень зарплат в Дании, такое жилье может позволить себе практически любой работающий человек. «Айсберг» уже построен – квартиры здесь дорогие для покупки, но их также легко арендовать.

Жилой комплекс "Айсберг" уже построен

Все жилые дома строят с нулевым потреблением энергии, то есть они сами производят всю необходимую энергию за счет солнечной и других видов, и даже «экспортируют» в город излишки. Плюс самые современные научные достижения по изоляции и избеганию тепловых потерь. Например, уже возведенное общежитие для студентов инженерной школы под завязку напичкано датчиками и технологическим оборудованием, которые показывают и возможные расходы, и количество полученной энергии. Студенты могут сами, в домашних условиях изучать и планировать расходование энергии. Кстати, зимние сады, размещенные на крышах и других удобных местах, также будут вырабатывать энергию.

Здания строятся по энергоэффективным технологиям

Здесь кажется просчитано все до мельчайших деталей на долгие годы вперед. Готовы даже к возможному повышению мирового океана в результате потепления. Даже если уровень моря вырастет на 1 метр, что мало реально, тут к этому готовы и легко переживут - все для этого уже предусмотрено. Продумана и система парковок. И если в Пскове квартиросъемщики даже в новых домах спорят из-за места во дворе для своей машины, то здесь парковать авто на улице будет нельзя, только на подземных паркингах – это правило и для жильцов, и для тех, кто приедет к ним в гости. Потому что приоритетная задача при строительстве, чтобы у жителей была комфортная обстановка проживания. Некоторые из широких бульваров уже готовы, рядом с ними много зеленых лужаек, деревьев, садиков, пляжей. Здесь также будут и небольшие офисы, и магазины. Что примечательно, все улицы в новой гавани будут носить имена женщин, кроме одной, которую назовут именем самого уважаемого горожанами мэра Орхуса, который очень многое сделал в 70-е годы, чтобы горожане и спустя десятилетия продолжали жить счастливо.

Здание научно-технического центра и оригинально, и функционально

К 2030 году число жителей Орхуса предположительно увеличится на 75 тысяч жителей. Понадобится 50 тысяч новых жилых квартир, 50 тысяч рабочих мест и места для 10-15 тысяч студентов. Поэтому сегодня современная планировка города предполагает большее количество жилья. На территории старой гавани планируется поселить 7-8 тысяч жителей и организовать 12 тысяч рабочих мест и при этом сохранить колорит старого города и обеспечить жителям комфорт и отдых в прибрежной зоне. И что, пожалуй, самое интересное - вся территория застройки принадлежит муниципалитету. Проводятся тендеры и конкурсы на застройку. А после строительства земля не продается, а переходит в совместное использование компании-застройщика и муниципалитета. Муниципалитет же контролирует все планы и ведение строительства, и последующую эксплуатацию – в ходе которых ничего нельзя изменить.

В новеньких зданиях уже живут студенты

Игорь Докучаев, фото автора

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 250 человек
Лента новостей