Блоги / Константин Калиниченко

Псков - город для кого?

20.12.2019 11:19|ПсковКомментариев: 8

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую верию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий - Константин Калиниченко.

«Вообще города бывают двух типов. Я использую это в своих произведениях. Первый - я называю их Sunnydale, Солнечная  долина или вроде того. Там все четко, хороший город. Второй тип - Castle Rock. Это довольно дерьмовый город. Прочитайте «Тело» - там все  его признаки и проявления. Без нормального прошлого, здорового настоящего и внятного будущего… Зачем этот город? Прежде всего потому, что во всем должно быть равновесие. Ну и надо же куда-то девать все дерьмо этого мира…».

Стивен Кинг

2019 год близится к неизбежному завершению, понемногу можно начинать подводить итоги. Как обычно говорится в новогоднем спиче главы государства, «этот год был непростой…». С этим не поспоришь. Давайте ретроспективно посмотрим, каким был уходящий год для Пскова, становится ли город лучше, похож ли он на лучше, похож ли он на оптимальные или хотя бы социально одобряемые примеры современных городов.

Не знаю, совпадает ли мое видение с мнением большинства псковичей. Мне кажется, что Псков не только не похож на нормальный современный город, но и в избранном пути развития все дальше дистанцируется от нормы. Весьма в этом смысле показательно, что одним из самых обсуждаемых событий стали метания властей разных уровней на тему ликвидации пешеходного перехода на пересечении Октябрьского проспекта и ул.Свердлова. Переход, как известно, в итоге ликвидировали. И особенно символично, что примерно тем же год и заканчивается - буквально на наших глазах власти ликвидируют еще 4 пешеходных перехода в разных частях города.

Это, на самом деле, парадоксально. У нас принято критиковать советскую эпоху, в том числе в части касающейся градостроительной политики. Мол, строилось много всего некрасивого, без учета интересов и потребностей граждан, абсолютно не задумываясь о завтрашнем дне. Города развивались неправильно, без малейшего понимания масштаба проблем, с которыми предстояло столкнуться по мере развития. Все это верно.

Но вот сегодня на дворе 2019 год, а ощущение, что в градостроительной теории и практике мы застряли в хрущевско-брежневской эпохе. Весь цивилизованный мир давно планирует жизнь и развитие городов, основываясь главным образом на актуальных потребностях человека и экологии пространственного развития (есть такое понятие).

Самые передовые стратегии развития городов во главу угла сегодня ставят развитие инфраструктуры и управления людскими потоками. Что ж, давайте и мы попробуем это поставить, применительно к Пскову. Но для начала немного теории.

С точки зрения инфраструктурного развития, города сегодня бывают двух типов. В первом варианте приоритет отдан личному автомобильному транспорту. Пешеходы и все остальные в нем задвинуты куда-то на задворки. И если вы попробуете найти нормальный современный город такого типа, то я вас уверяю, что поиски будут абсолютно тщетными. Подобные города остались в далеком прошлом, потому как этот путь развития давно и обоснованно признан тупиковым. Просто потому, что никакие темпы дорожного строительства не в состоянии поспевать за стремительным ростом числа автомобилей. Поэтому весь цивилизованный мир давно отказался от инвестиций в повальное дорожное строительство - ибо сколько ты не строй новых дорог, это не как не решает проблему автомобильных пробок и загрязнения окружающей среды.

Второй вариант - город для пешеходов. К пешеходам, по мере развития цивилизации, добавлялись велосипедисты, поклонники электросамокатов, гироскутеров и прочих достижений науки и техники. Но вы скажете, что это все про перемещения  в ограниченном пространстве. А что же делать, когда необходимо в достаточно короткий период времени преодолеть значительное расстояние? В таком случае современные жители современного города пользуются общественным транспортом.

Пересадить людей из личного авто в автобусы, трамваи и прочие средства коллективного перемещения оказалось не так уж и сложно. Самая первая концепция была разработана известным бразильским архитектором и по совместительству мэром города Куритиба Жайме Лернером. Когда его город столкнулся с буквально «нерассасываемыми» пробками, Лернер понял, что необходимо просто уменьшить число транспортных средств на дорогах - так пусть люди пользуются общественным транспортом. Его концепция поражает простотой: чтобы пересадить людей из личного авто в общественный транспорт, нужно его сделать, во-первых, достаточно комфортным, во-вторых, самым быстрым способом перемещения из точки «А» в точку «Б». Сегодня это вообще-то прописные истины, которые понятны, очевидны и не нуждаются в доказательной базе.

С той поры системы общественного транспорта постоянно совершенствуются, а города все более ориентированы на пешеходов. Любой, кто бывал в европейских городах, мог лично убедиться, что собственный автомобиль там является в лучшем случае приятным излишеством, а отнюдь не актуальным средством передвижения.

Ну а что же Псков? Чему и кому у нас отдан приоритет? Про общественный транспорт - думаю, тут все понятно каждому - в этом смысле говорить не приходится. В нашем городе автобусы - это отнюдь не быстрый и комфортный способ добраться в точку назначения. Сегодня это, увы - средство сегрегации. Способ поделить общество на тех, кто может позволить себе собственный автомобиль и тех, кто не может. Автобусами в Пскове обычно пользуются от безысходности. Да они и выглядят так, будто на них давно поставили крест и ждут, когда уже они развалятся окончательно.

А как насчет индивидуальных средств передвижения? Человек со стороны мог бы сказать, что Псков идеально подходит для перемещения на велосипеде. Но мы-то знаем, что объективная реальность этому никоим образом не способствует. Велосипедных дорожек в городе примерно 2 штуки, которые не ведут никуда, да вот еще в Финском парке можно круги нарезать, пока не надоест. В остальном, уважаемые велосипедисты, добро пожаловать на проезжую часть. Но это развлечение, надо сказать, не для слабонервных, а передвижение по главным городским магистралям и вовсе похоже на попытки камикадзе свести счеты с жизнью.

Вот тут можно лишь в недоумении развести руками - дело в том, что Псков напоминает, простите за сравнение, какой-то насквозь ущербный организм. И я тут ни капли не преувеличиваю. Смотрите сами.

Этот город организован максимально неудобно для всех. Для водителей, пешеходов, туристов, велосипедистов. Каким бы способом вы не пытались передвигаться в пространстве, созданы все условия, чтобы это передвижение максимально затруднить.

Про пешеходов и говорить нечего. Тротуары в Пскове издревле делаются по остаточному принципу. Даже когда дороги худо-бедно ремонтируются, а где-то (как на ул.Юбилейной, Свердлова или Калинина) их чудом удается сделать ровными, тротуарам часто удается избежать нормального ремонта. Некоторые пешеходные зоны, судя по их состоянию, не ремонтировались со времен немецко-фашистской оккупации и еще отлично помнят сапоги солдат Вермахта. Элементарная пешеходная прогулка в Пскове по уровню сложности запросто может напоминать преодоление горного перевала.

Добавим сюда такой нюанс: если в Пскове выпало чуть более трех капель дождя, то город оперативно превращается в неправильную версию Венеции. Ведь ливневая канализация в этом городе всегда считалась буржуазным излишеством. Задайте себе вопрос: можно ли нормально пройти по Пскову в дождливую погоду? Как пройти так, чтобы тебя не окатили по уши проезжающие мимо автомобили? Ответ, думаю, очевиден.

Ну а делают ли власти что-нибудь, дабы исправить положение и улучшить жизнь пешехода? Конечно же делают. Вот, например, регулярно ликвидируют пешеходные переходы. Не знаю, честно говоря, на что это влияет, наверно в Пскове действительно есть лишние переходы. С виду компетентные чиновники говорят, что некоторые переходы опасные, и чтобы снизить аварийность, нужно их ликвидировать. На первый взгляд, все логично. Однако же в приближении этот способ улучшения ситуации на дорогах очень напоминает лечение насморка путем отрицания головы. Чего же мелочиться - давайте вообще отменим пешеходные переходы, запретим под угрозой расстрела переходить проезжую часть. Так и победим аварийность.

Но разве Псков комфортен для автовладельцев? В известном смысле так и есть. Пока получается обходиться без километровых пробок, а автомобиль , к сожалению, по-прежнему остается наиболее комфортным и быстрым способом перемещения по городу. В остальном водители - такие же жертвы ущербного развития города на протяжении десятилетий. О качестве дорог говорить не приходится. А в этом году актуализировалась проблема освещения города. Он так-то и прежде мало напоминал Лас-Вегас, а в 2019 году складывается впечатление, что ставят над всеми нами эксперимент: как-то псковичи поведут себя, будучи погруженными в кромешную тьму?

2 месяца нас кормят сказками про «последствия урагана». Это уже даже и не смешно. Отбросим тот факт, что в октябре был никакой не ураган, а просто сильный ветер. Но что говорить, если даже от этого город никак не может оправиться неделями. Что это вообще: полная импотенция ответственных за решение проблемы? Или же техническое состояние системы городского освещения таково, что малейший природный катаклизм незамедлительно оставляет нас без элементарных достижений цивилизации и неиллюзорно отправляет в 19-й век?

Кстати, в эту среду ведь снова был «ураган». Освещение тут же вырубилось в половине города. Из каждого утюга нам сообщили, что «экстренные службы приведены в повышенную боевую готовность». Вероятно, это должно как-то успокоить и обнадежить, правда не совсем ясно, какой жителям Пскова с этого толк? И вообще может нужно просто все нормально сразу сделать, чтобы потом «экстренные службы» не проявляли чудеса героизма, меняя очередную перегоревшую лампочку под ударами стихии…

Вот такой он - город Псков на излете 2019 года.

Константин Калиниченко 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 108 человек
Лента новостей