Блоги / Александр Донецкий

Словарный запас. Собчачий шовинизм

24.08.2015 14:00|ПсковКомментариев: 30

Давненько мы не слыхивали о скандалах, интригах, расследованиях с участием Ксении Собчак, и вот дождались. Бывшая «блондинка в шоколаде», а ныне честь, ум и совесть «креативного класса» разразилась «высером» ненависти к толстым людям. Цитирую: «Я не люблю жирных людей. Я никогда не понимала и уже, наверное, не пойму феномен «жопы без границ» от Кардашьян, но я рада, что в мире моды по-прежнему худоба - обязательное условие большого успеха. И не надо обманываться. Нет ничего более красивого, чем худое спортивное тело. А женщин с формами и округлостями оставьте дальнобойщикам», - выдала в свет телеведущая и редактор глянцевого журнала моды. Свой феерический пост Ксения дополнила хэштегом «#бойсжиробасамипродолжается».

Отечественный сегмент интернета, разумеется, тут же откликнулся на эту провокацию многочисленными публикациями против «светской львицы» и в защиту «жиробасов», флэшмобами «девушек в теле» и разоблачениями, мол, не такая уж Собчак и худая без дорогостоящей испанской клиники клизм и - особенно - без фотошопа. Причем от комментариев не удержались даже индивиды, в умственных способностях которых ранее не приходилось сомневаться. Так, например, один известный русский националист, не отличающийся телесной стройностью, «осчастливил» Фейсбук примечательной тирадой, полной фальшивого сочувствия: «Её ведь, наверное, ещё в детстве дразнили. И в юности. Лошадь, лошадь. Цок-цок-цок. И ещё пустой лифчик. Плоскодонка». Ксюша же, вопреки всем вызовам судьбы и собственной физиологии, доказала окружающим, что «круче всех этих самок без страшной челюсти и с мяконькими сисюшками».

Казалось бы, ну какой смысл в очередной раз публично реагировать на дешевую провокацию признанной фрикессы? Ведь исключительно это, то бишь искреннее возмущение плебса, Ксении Собчак сейчас и нужно. Публичным возмущением она, как медиа-персонаж, и питается. Разжигая как бы «ненависть» к себе, в сотый раз демонстрируя свою глубокую промежность, она ловит не просто кайф и «души человеческие», а тупо повышает свою капитализацию на медиа-рынке. Что в недалеком прошлом, кстати, у нее неплохо получалось, а в последнее время получается намного хуже, вспомним хотя бы недавний скандал с так называемым «аутингом», говоря по-русски, преданием гласности чужой нетрадиционной секс-ориентации. Именно последний скандал в сети с рассекречиванием «паролей и явок» отечественного гей-сообщества (причем не последних его членов) показал, что не всякую свою провокацию Ксения Анатольевна просчитывает заранее, а зачастую предательски лажается. По-моему, и последний пост про «нелюбовь к толстым» из этой же серии. Инстаграмм, конечно, весьма укоротил путь публичной персоны к своей преданной пастве, но он же, словно прямой эфир, мгновенно высвечивает все косяки и попадания в просак, как в прямом, так и в переносном смыслах. А то, что свежее высказывание Ксении Анатольевны именно «просак», лично я нисколько не сомневаюсь.

Дело в том, что Собчак за десять лет своей неутомимой медиа-карьеры давно выросла (и это следует признать) из девичьих трусиков-танго. Выросла не просто в молодого политика новой интернет-генерации, а в целый (не побоюсь этого слова) символ эпохи - «неглянцевых десятых», в противовес «гламурным нулевым». Если бы харизматичная телеведущая просто продолжала «строить любовь» в «Доме-2», привычно эпатируя публику, к ней не было бы никаких претензий. Подумаешь, одним фриком больше, - какая разница. Однако, как все мы прекрасно помним, в роковом 2011-м Ксения Собчак сознательно переместилась из сферы чистого интертеймента, голимой развлекухи в пространство открытых площадей, на продутую чурповыми ветрами Болотную, вернее, в ее подтрибунное помещение, в тесный междусобойчик протестного комьюнити. И хотя весь этот карнавальный протест с его костюмами-презервативами в некотором смысле тоже являлся интертейментом (как и пристало в обществе тотального спектакля), закончилось-то все вполне себе серьезно - настоящей зубодробилкой, реальными тюремными сроками и даже смертями «узников Болотной».

Разумеется, «вожди Болотной» (кроме Навального и Удальцова) отделались легким испугом. А вот Собчак, судя по всему, испугалась всерьез. По-настоящему обделалась. Ну, не пристало крестнице «дяди Вовы», когда-то позировавшего за спиной ее отца, переживать какие-то обыски на элитной квартире, конфискации денег из личного сейфа и т. д. И она тут же отыграла назад. Сменила бойфренда, вполне себе идейного лидера оппозиции Яшина, на официального мужа, вполне безыдейного актера Виторгана, чтобы опять окунуться в приватную жизнь, уйти в зону комфорта, в уютный мирок шоу-биза и покоцанного гламура. Да вот беда - «как опять, как прежде, уже не получится. От статуса «символа поколения», вождя креаклов просто так не отделаешься. Нельзя вот так взять и просто отцепить белую ленточку с плоской груди. «Сидельцы» Болотной сидят, и их сакральная жертва, их живая кровь на асфальте, как и кровь расстрелянного на Большом Москворецком мосту Бориса Немцова, крепко связали «блондинку в шоколаде» с брутальным миром реальной политики, хочет она этого или нет.

Пусть в виртуальном пространстве, пусть в сознании масс, но Собчак еще долго будет ассоциироваться с эпохой Болотных надежд, и никакой «Крымнаш» не способен убить этой кровной связи, а значит, всякое ее новое высказывание, даже вполне невинное, даже, допустим, про толстых людей, будет бросать отсвет или тень (это уж как Ксении Собчак заблагорассудится) на ее бывших соратников. Не важно, - настоящие это были соратники или фиктивные.

Как представляется, сама Ксения Анатольевна пока этого своего нового положения не поняла, отчего и продолжает глупо косячить. То, что позволено легкомысленной блондинке, не позволено символу оппозиции, пусть и бывшему; необходимо, что называется, жестко фильтровать базар, а Собчак не привыкла его фильтровать, и вновь дискредитирует свой класс, своих недавних товарищей по протесту. Подчеркну: дискредитирует не специально, а по наитию, от балды. Что отнюдь ее не оправдывает, а, быть может, усугубляет «вину», вносит дополнительный раскол в ряды сторонников, и так-то изрядно поредевшие.

Вернемся к посту Собчак о жирных, этому яркому образчику хэйтчизма. Парадокс, но подобный пост возможен только в концептуально не толерантной России. На любимом либералами Западе за такое высказывание Ксению Собчак не просто размазали бы в масс-медиа и отправили бы гулять с «вольчьим билетом», а еще и, пожалуй, привлекли бы к судебной ответственности за разжигание ненависти и откровенный шовинизм. Ведь что такое шовинизм в его современном словарном значении? Социальные, этнические, религиозные, сексуально-ориентационные, возрастные и любые другие стереотипы, утверждающие неполноценность одного типа людей по сравнению с остальными. В данном случае - якобы физиологическую неполноценность «жиробасов» рядом с худосочной частью народонаселения.

Но хейт-спич Собчак не так безобиден, как кажется, не столько потому, что вскрывает базовые инстинкты телесности, которые всегда и для всех актуальны, но и потому, что в высказывании Собчак содержится убойная доза ненависти классовой. При желании ее легко привлечь за разжигание социальной розни. «Жопа без границ» от Кардашьян или «отсутствие задницы» от Собчак - это, конечно, дело вкуса, но вот фраза: «А женщин с формами и округлостями оставьте дальнобойщикам» - высвечивает нечто гораздо большее. А именно - чувство презрения и гадливости, которое испытывает символ креативного класса Собчак к тем, кто ниже ее по происхождению и положению, кто много и тяжко работает, кого прежде называли пролетариатом.

Все эти люди в картине мира от Собчак - лишь какие-то «дальнобойщики», несчастные работяги, достойные разве что презрения и «женщин с округлостями, то есть (уж продолжу направление мысли бывшей оппозиционерки), - люди, не успешные, малосущественные, какая-то серая биомасса. Не за права ли этой жирной биомассы, то бишь избирателей, бились еще вчера лидеры Болотной?

Определенно - нет. Бились, но явно за «свое». За свое сокровенное чувство превосходства, за тот мессидж, который выдала Ксения Собчак: «не люблю жирных людей», где под «жирными», под «жиробасами» нужно подразумевать вообще всех, кто якобы ниже Собчак, кто, по ее священным понятиям, неполноценен - физиологически или социально. Вот она, - подлинная идеология Собчак, ее собчачья правда, и в этом настоящий смысл ее недавнего «откровения» с хэштегом: «#бойсжиробасамипродолжается».

Саша Донецкий

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрации из социальной сети Фейсбук

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 244 человека
Лента новостей