Сегодня: Пятница, 22 Сентября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
У ребенка мерзнут ноги: что делать? Фит-модель Аренда Kia Rio за 444 р. в день Театр кукол Сделай подарок любимой учительнице Свободный участок охотхозяйства Творог «Прасковья Молочкова» признан лучшим Ниже не будет! «Охота на свалки» «Авентин-Псков» приглашает на День открытых дверей 26 августа Лучшая интерьерная печать в Пскове



«Миссия» не выполнима

31.03.2010 17:43 ПЛН, Псков

Псков

Псковская православная миссия, открытая в 1941 в Пскове с «благословения» немецкого командования, стала в новой России объектом художественного исследования методами игрового кино. Скоро на экранах города появится фильм Сергея Хотитенко – «Поп» с Сергеем Маковецким в главной роли. Не собираясь давать оценку самой ленте и тем историческим фактам, которые легли в основу сценария, скажу лишь, что деятельность этой общественной организации на оккупированной территории Псковской области уже подвергалась анализу.

Псков

Для расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников на оккупированной территории области была создана специальная комиссия. В ее задачу входило учет урона, который нанесла оккупация. И не только экономике. При этом с удивительной скрупулезностью было подсчитано: сколько деревень уничтожили фашисты, сколько человек было убито, угнано в Германию и т.д. Не меньшее внимание комиссия обращала внимание на то, как был организован оккупационный режим. Новый порядок, по замыслу его «архитекторов», должен был решительным образом поменять нравственные ориентиры самих людей. Для этого  в каждом (!) районе создавались специальные, скажем так, идеологические  подразделения, в задачу которых входило соответствующая обработка массового сознания. Будем говорить прямо: не последнюю роль при этом отводилась такому институту, как церковь. Перелистаем это литерное дело №005/5, где можно найти страницы посвященные деятельности, в том числе, и Псковской православной миссии.

Гдовский район.

- В 1942 году в Гдов из Пскова прибыла большая группа белоэмигрантов во главе с Борисом Боровским. Группа развернула активную работу про созданию в самом районе филиала контрреволюционной организации «НТС». Наряду с проведением устной и печатной пропаганды, группа также организовала педагогические курсы, а также религиозно-исторический кружок, занятия которого проходили, как правило, на квартире священника Афанасьевской церкви отца Родиона. Деятельность кружка была тесно связана с местным отделением гестапо, и ее сотрудником Шиллинтоном и его переводчиком Михайловым…В октябре 1941 года в Гдов из Риги прибыл священник отец Иоанн (Легкий), который помимо службы в Афанасьевской церкви, занялся открытием других храмов. Всего было открыто 10 храмов, где богослужение проводили священники, которые приезжали из Пскова. Среди них были, в том числе: Р. Иродионов, В. Соколовский, В. Першев и протодьякон Юдин, которые в последствии бежали с немцами.

Среди верующих священнослужители  проводили антисоветскую агитацию, имели тесную связь с тайной полевой жандармерией (ГФП) и «СД». В проповедях они восхваляли фашистский строй. По окончании молитвы протодьякон Юдин провозглашал многолетие Гитлеру. Гитлеровский закон «О земле» впервые был оглашен в церквях 15 марта 1942 года, а 17 июня в годовщину оккупации Гдова, совершалось молебствие с антисоветской проповедью. Также в городе служители церкви  распространяли антисоветский журнал «Православный христианин», который издавался Псковской православной миссией.

Дедовический район

- В период оккупации в районе было открыто три церкви: Высоцкая, Красногорская и Болчицкая. В самом поселке службу вел священник Н. Стефаносов.  В феврале 1944 года при бегстве с немцами он был схвачен партизанами и расстрелян. В Болчинской церкви (деревня Болчино) служил бывший дьякон псковской церкви, который потом бежал с немцами. В Высоцкой и Красногорской церквях Стефаносов после каждой службы выступал с речами контрреволюционного характера, восхвалял фашистский строй. Инструкции на этот счет он получал из Псковской духовной миссии. Перед отступлением немцев районный церковный совет передал в Дедовическую военную прокуратуру 30 тысяч рублей, собранные  с верующих.

Дновский район

- В период оккупации в городе Дно был открыт «Дом просветителей», где проводились курсы пропагандистов, немецкого языка, семинары волостных пропагандистов. Всем эти руководил зондерфюрер Блюм. В его ведении находилась фашистская газета «За Родину», а также выпуск книг и брошюр антисоветского содержания. В самом Дно располагался и  Дновско-Порховский церковный совет, во главе которого стоял отец Василий (Рушанов), который был привезен немцами из Прибалтики. Получивший церковное образование в Париже, по некоторым данным он был убит партизанами в поезде. После него был прислан священник и фашист Толстоухов, тоже получивший образование в Западной Европе. Надзор за их деятельностью осуществлялся Псковской духовной миссией. Для этого из Пскова приезжали священники Павел Букин и Павел Зубов – оба убежденные фашисты. Зубов также ежемесячно появлялся в приходах и собирал сведения об антифашистки настроенных гражданах. 10 ноября 1942 года в Дно прошел съезд духовенства. При этом все его участники призывали к борьбе с Советской властью и Красной Армией. В частности, священник Рушанов говорил: «При советской власти по всей России церковная жизнь была разрушена, теперь пришла освободительница русского народа – немецкая армия, которая проявляет заботу об открытии храмов». Немцы с помощью церковников проводили антисоветскую агитацию. В частности, в 1942 году оккупанты организовали 10-дневные курсы для учителей. Курсанты прослушали цикл лекцией, в которых призывали бороться с безбожием в церкви, давали практический инструктаж,  как вести преподавание закона божьего. Сами лекции при этом читали священнослужители. После завершения курсанты организованно посетили церковь и провели молебен. Перед учителями выступил отец Стефан (Макаренко), который призывал учителей к решительной борьбе с безбожием и борьбе с коммунистами. В дальнейшем вся деятельность школ была тесно связана с церковниками, которые прививали антисоветские и профашистские взгляды.

При этом следует сказать, что не все служители православной церкви «по велению сердца» встали на путь предательства. В этой связи весьма характерен документ, автором которого был отец Иван (литерное дело № 005/5 по Псковскому району).

- В ночь 8 июля 1941 года звери-фашисты захватили древний город Псков. Свое наступление они ознаменовали все уничтожающими пожарами. В ночь с 8 на 9 июли город запылал со всех концов. И в этом ужасном пламени погибли навсегда главные памятники Псковской древности: храмы Космодемьянский и Богоявлений на Запсковье, Николы со Усохи и Вознесенский монастырь на Советской улице, Ивановский монастырь на Завеличье. Остальные храмы Пскова были заняты под склады, казармы или кино. Во всем городе во время оккупации были открыты только два храма – Троицкий собор и Дмитриевская (кладбищенская) церковь. Одновременно с главным собором была открыта Пароменская церковь, но она проработала не дольше одного месяца – потом немцы переоборудовали ее под склад. В таком состоянии, несмотря на все просьбы верующих перед миссией открыть ее, она оставалась до самого бегства фашистов. Казанская церковь, в которой фашисты потом устроили кино, Михаила Архангела, Варлаамовская, в которых фашисты устроили склады, Алексеевская  - были открыты только в ноябре 1943 года. На короткое время была открыта и Иоанно-Богословская церковь, что на Мишариной Горе, но потом немцы сделали там конюшню. Не лучшая участь храмов выпала на долю людей, преданных своей Великой Родине. С первых же дней захвата города немцами по его улицам  гоняли колонны голодных, полуодетых и почти босых наших военнопленных. Жуткую картину представляли эти несчастные страдальцы, двигающиеся, как тени, держащиеся друг за друга от истощения. Не лучше выглядели и мы - «свободные», когда видели своих братьев, умирающих от голода и не имеющих никакой возможности оказать им посильную помощь. Здесь же на улице избивали палками или прикладами, просто расстреливали тех, кто пытался им помочь, а кто принимал помощь, среди бела дня на глазах всего народа тоже расстреливали. Фашисты не щадили и тех пленных, кто не могли от истощения дойти до лагеря. Можно судить, каково было обращения в самих лагерях. Осенью все мужское население Пскова было отправлено в Эстонию, в лагерь, что располагался под Печорами. От голода, холода и побоев, всевозможных пыток и расстрелов много верные сыны своей Родины не вернулись к своим семьям, а также много их погибло казнью на виселицах, которые были устроены на базарной площади. А какие зверства творились над беззащитными семьями евреев? 

Зимой 1941-го их превратили в рабочий скот, заставляли в мороз и непогоду сгребать снег с тротуаров и дорог и на себе вывозить его, а также все нечистоты города на свалочные места. Но такими жертвами фашисты не удовлетворились, и вскоре евреи начали исчезать из города, и народная молва говорила, что они все были расстреляны. Когда наша доблестная Красная Армия погнала фашистского зверя с нашей родной земли в его логово, то он в припадке бессильного бешенства, свое зло стал вымещать на беззащитном русском населении. Пламя огня, как в первые дни оккупации, начало опустошать наши села и города вместе с населением, которое пряталось от насильственной эвакуации. Люди становились жертвами массовых расстрелов (деревня Ланёва Гора Карамышевского района) динамитных подрывов в церквях (погост Рюха, деревня Добрывитки Псковского района) и пр. и пр. зверства. Те, кто случайно избавлялся от быстрой, но мучительной смерти, попадал в лагеря на медленное, но также мучительное вымирание от холода, голода, сыпняка и других видов болезни. В нашем Псковском эвакуационном лагере, который размещался на окраине военного городка, что на Завеличье, зимой 1941 года, умерла не одна сотня стариков и детей из-за отсутствия пищи и тепла, а сколько их умерло в дороге - трудно учесть. В псковских лагерях, где находился и я со 2 марта 1944 года, мы еще кое-как перебивались взятым из дома, но когда нас 11 марта повезли в Литву и заперли в Шауляйские лагеря на баланду, в дырявые, без отопления и стекол бараки, приспособленные на 500 человек поместили свыше тысячи завшивевших и запаршивевших в дороге, то здесь всякое понятие о смертности по обстоятельствам и условиях жизни превосходило всякие границы.

После эвакуации населения из города фашистские варвары заняли грабежом древних икон, книг и утвари, хранившихся в храмах Пскова и окрестностей. По словам гражданина Алексеева Михаила Алексеевича участие в этой грабительской работе принимал некто Сабуров Николай Дмитриевич, служивший в Псковской духовной миссии, заведующим иконописной мастерской и вместе с ней прибывший в Псков из Латвии. Одновременно с вывозом псковских святынь были сожжены и храмы: подворье Печорского монастыря в Краснофлотском переулке, Успенская и Иоанно-Анненская церкви по улице Калинина, Сергия с Залужья на улице Свердлова и взорвана Никитская на ул.Горной. Вообще зверства фашистов к мирному русскому населению, варварство к памятникам Псковской древности, неописуемы и во время оккупации и жизни в них они проявились в самой ужастно-неизмеримой мере.

Да воздаст им наша родная, непобедимая Красная армия сторицей по делам их.

отец Иван (Иванов), священник

Текст подготовил Юрий Моисеенко (ранее – не публиковалось)

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах главы Пскова?








Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах главы Пскова?








Календарь

«« 2017 г.
«« сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30