Экс-блогеры ПЛН / Сергей Карпов

Кто сказал «Поехали»?

26.05.2008 10:15|ПсковКомментариев: 19

Псков

Я даже не подозревал, что мой рассказ об автошколе вызовет настолько бурную реакцию. Причём абсолютно противоположную: от обвинений меня в исполнении чьего-то заказа с одной стороны (вот хоть убейте – я до сих пор не понимаю, откуда такие выводы. Неужели из-за того, что не назвал школу?) до упрёков со стороны тех, с кем я учился, в том, что я сгладил углы («Серёга, надо им вкрутить по полной!»).  Поэтому прежде чем продолжить печальную повесть, я расставлю все точки над i:

1. Про «врежь им как следует». Это уже будет… неправильно, что ли. Я рассказываю то, что было лично со мной, кому-то эта школа может и нравится. Я не имею морального права из-за личных эмоций ославлять кого бы то ни было. Скажем так, просто предупреждаю будущих курсантов, чтобы были внимательнее и придирчивее в выборе автошколы.

Псков

2. Про упрёки «любишь халяву – получи, что заслужил, и не вякай». Я не искал халявы, я не хотел «побыстрее и без мороки» получить пластик «permis de conduire». Желание было как можно раньше начать обучение чтобы, соответственно, раньше закончить. Мне кажется, что разница тут очевидна. Да, изначально я рассматривал вариант сдачи экстерном, но после того, как меня неделю гоняли по телефонам, не давая конкретного ответа о том, возможно ли это в принципе, я решил, что по времени это будет то же самое, что и обычное обучение, но в автошколе будет гораздо надёжнее. Опять же о какой халяве может идти речь, если сдача собственно в ГАИ происходит на общих основаниях для всех (ну хорошо, почти для всех), независимо от формы обучения.

3. Про «раз такой честный – сдай права взад». Ни за что. Я всё сдал на общих основаниях, я знаю правила и езжу я далеко не хуже многих. Пока немного неуверенно, но это от отсутствия опыта. Зато никого не подрезаю и поперёк пешеходных переходов машину на светофоре не ставлю.

4. Про заказ. Тут я уже сто раз всё сказал. Не знаю, как доказать (да и зачем?), но чесслово, это моя инициатива живописать маленький эпизод своей биографии по горячим следам.

Вроде, ответил всем, теперь продолжим.

Как несложно догадаться, неотъемлемой частью обучения вождению является само вождение,  «водитель-теоретик» – понятие забавное, но опасное для окружающих. Разумеется, вождение ещё и самое интересное в обучении, поэтому положенных 36 часов ждали с нетерпением. Перед вожделенным «Поехали!» зампотех всё с теми же постоянными ремарками про секс (ну вот как у человека получается? Дома, что ли, репетирует?) распределил курсантов по машинам. Горячий, но недолгий спор между «пассажирами» каждой машины на предмет того, кто во сколько начнёт, ожидания нисколько не испортил. И вот, наконец, настал он, праздник свободного полёта.

Честно – я не знаю, как правильнее начинать вождение: с бесконечных «завелись-тронулись-остановились-заглушили» на полигоне или сразу езды на пусть и загородных, но настоящих дорогах, но склоняюсь ко второму варианту. Если первые шаги делаешь на реальном шоссе, то как-то само собой в привычку входит сто раз в секунду смотреть в зеркала, не нарушать скоростной режим ну и прочее, и прочее. Лучше уж начинать неуверенно, чем выехать на трассу грудь колесом и два пальца на руле («ну я ж на автодроме-то никуда не врезался! Значит, ас!). Я, кстати, будучи уверен, что начнём мы с автодрома, немного струхнул, когда инструктор остановил машину на дороге в Корытово и со словами «Ну, садись!» вылез из-за руля.

Когда-то шедевр немецкого автопрома был полностью готов к обучению. Тугая (я более категоричного слова вспомнить не могу, но её скрип явно был слышен и на улице) педаль сцепления, неработающий ручник, в хлам разбитая КПП, сломанные спидометр и датчик температуры готовили новичка не только к собственно управлению, но и ко всем тяготам и лишениям, поджидающим небогатого отечественного автолюбителя. Ручник заодно тренировал память – поскольку мы им не пользовались, надо было постоянно держать в уме, что он вообще существует и не забыть «обозначить действие» на экзамене. Моя однокурсница, практикуясь вождению вне школы, получила возможность по душам поговорить с мужем. Супруг, наслушавшийся об успехах любимой в автошколе, слегка ошалел от того, что она трогается и едет, не обращая внимания на такие детали, как стояночный тормоз. Вопрос с неработающим спидометром решался проще – большой знак «У», установленный на крыше, обладал слабым магнитом, и после пятидесяти кэмэ в час его просто сдувало. Безотказная, между прочим, система: скребёт по крыше – сбавь скорость. На последних вождениях мы просто снимали его с машины и клали в салон, но это вовсе не значит, что спидометр к тому времени починили. А ещё сначала немного раздражала фраза инструктора «Плавно отпускаешь сцепление». Не покидало ощущение, что он просто издевается: педаль жила своей жизнью и, когда убирал над ней ногу, она ждала полсекунды и «Трын!» – со скрипом стукала тебя по ступне.

Разумеется, ко всему этому достаточно быстро привыкли, тем более что у всех курсантов на нашей машине (у других автомобилей всё, вроде, работало нормально) опыт вождения отсутствовал, а значит, и сравнивать было не с чем. И мы стали ездить по прямой. И вот это-то, на мой взгляд, и есть самая большая беда.

Зачем идут разговоры об увеличении сроков обучения, об ужесточении экзаменов, о каких-то там сроках ответственности, если всё равно вся практика в школе строится на медленном перемещении по согласованным маршрутам, представляющим собой прямую, неоживлённую трассу с минимальным количеством поворотов, да и вообще перекрёстков? Какие навыки могут быть у человека, который за рулём «автошкольной» машины по большей части заучивал назубок экзаменационную трассу? Причём такая ерунда творится во всех автошколах – в любой день недели около областного ГИБДД полно машин с буквами «У» в красных треугольниках. Этому уделяется немалая доля времени, то есть опять же, как и с теорией, учат не водить, а сдавать экзамен. Это же всё равно, что на выпускном экзамене, скажем, по литературе не тянуть никаких билетов, не напрягаться с чтением Толстого и Платонова, а просто встать и рассказать наизусть не очень длинное стихотворение, которое учил полтора месяца каждый день по два часа (ах, да, собираются же ввести полугодичное обучение. Значит, не полтора месяца, а шесть). К чему высокое ГИБДДшное начальство возмущается низким уровнем выпускников автошкол, если оно само же и не даёт возможности получить практику на действительно оживлённых трассах? Да, понятно, что нельзя выпускать новичков на Октябрьский проспект, их там попросту убьют. Так введите какую-то градацию по «уровням допуска», промежуточные экзамены по вождению: сдал первую ступень – можешь ездить быстрее 40 км/ч и по более оживлённым улицам, сдал ещё одну – можешь выезжать с инструктором на Рижский. В реальной-то жизни я буду ездить не только по Ипподромной, значит, и практическую часть экзамена надо сдавать так же – сели и поехали в город, куда глаза принимающего глядят, там сразу будет всё видно. Да, экзамены будут идти раза в три-четыре дольше, ну так вы и не пульт от телевизора вручаете, а права на управление тонной железа.

В общем, инструктора наши  вставали перед выбором: либо нарушать предписания, либо готовить непригодных к реальным дорогам водителей. К их чести (я говорю о тех троих, кто был закреплён за нашей машиной, про других не знаю), они после первых трёх-четырёх занятий выбирали первое, за что им большое спасибо. На Рижский, конечно, не выезжали, но опыт мы получали более-менее пристойный, если машина, конечно, была на ходу. Но на этом дилеммы инструкторов не заканчивались. Почему? А потому что учить водить по правилам иногда опасно для жизни.

Продолжение? Конечно же, следует.

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 449 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.