Блоги / Светлана Прокопьева (включен в реестр иностранных агентов )

Плесень

04.03.2013 10:15|ПсковКомментариев: 49

Пространство вокруг церкви Василия на Горке всегда было одним из моих самых любимых в городе. Зеленый холм, белокаменная церковь - чудесная и гармоничная картина, откуда ни посмотри. Пусть даже не действовавший долгие годы, храм 1413 года постройки всегда был на виду, в центре внимания у туристов и жителей города - ухоженная, образцовая историческая среда. Не придумать лучше места, чтобы, сидя на красивом холме, почитать летом книжку или съесть мороженое. Отличное было место для паузы в буднях.

С некоторых пор мимо Василия на Горке я стараюсь не ходить. Это перестало быть приятным. Наоборот - теперь это неприятно. Отчетливое, хотя и не то, чтобы непреодолимое, брезгливое раздражение всплывает каждый раз, когда приходится миновать церковь.

Истоки раздражения совершенно ясны и не имеют никакого отношения к памятнику архитектуры. После того, как Детский парк был закрыт на реконструкцию, а реконструкция до неприличия растянулась, строители «прорубили» в ограждении тропинку, прорезающую парк насквозь, от Октябрьского проспекта до улицы Советской. Это нужная и полезная дорожка, сильно сокращающая длину пеших маршрутов. И, наверное, правильно, что она идет от остановки именно к Василию на Горке, а не, например, офису ВТБ-24. Нет ничего плохого в том, чтобы путь к храму был более прямым, чем к банку.

Ожидали того строители или нет (скорее - не ожидали), однако нужная и правильная тропинка превратилась в рассадник деградации пространства. И, парадоксальным образом, ключевым фактором стало именно наличие храма.

Все дело в нищих. Единственный короткий путь, когда нужно пересечь парк, эта тропа в какой-то момент оказалась приватизирована профессиональными попрошайками. Со стороны Советской часто сидит цыганка, нарочито уничижительно раскинув по снегу свои многочисленные юбки. Около храма вечно трется какой-нибудь мужичок с бурым от алкоголя лицом. Крестные движения и заискивающее бормотание не скрывают хищный прищур бывалого паразита. Тропинка узкая, людей мало - и каждый, буквально каждый прохожий попадает в выборку «подайте-христа-ради». И особенно неприятна железная самоуверенность этих типов: они в полном праве пристать к каждому, кто идет мимо церкви. Как будто церковь одним своим присутствием дарует им привилегию паразитировать на чужом кошельке, а по сути - чужой совести, предполагая за любым человеком неизбывное чувство вины.

Я далека от мысли, что там слоняются действительно несчастные, пострадавшие, убогие… Слишком очевиден метод: подальше от цивилизации (со стороны автобусной остановки никто не дежурит), занять стратегические позиции и караулить, как караулит на звериной тропе охотник, поджидая в лесу дичь. Не нужно себя обманывать: нищенство - это стиль жизни, хорошо изученный журналистами и социологами. Это бизнес, не без издержек, но для кого-то более простой и удобный, чем, допустим, сбор грибов или огородничество - чем, собственно, и занимаются по-настоящему нуждающиеся. Полагаю, излишне доказывать рентабельность попрошайничества. Каждый может убедиться лично, плотно пообщавшись, например, с тусовкой уличных музыкантов. Но уличные концерты - это вполне честный заработок, да и музыка чаще украшает, чем уродует пространство. А вымогательство «христа-ради» всегда уродует. Конкретно то, что происходит сегодня в Детском парке - ощутимо, физически отравляет городскую среду.

И как-то все это само собой происходит. Муниципальным службам - плевать. Правоохранителям - плевать. Церковники, по православной традиции, толерантны к убогим. Законсервированный реконструкцией, изолированный от нормальной городской жизни, Детский парк в единственном доступном для пешеходов месте покрывается плесенью как забытая в холодильнике банка кабачковой икры.

Понятно, что это надо просто перетерпеть. Когда реконструкция завершится и ограждения будут сняты, вся эта асоциальная накипь исчезнет сама собой, высохнет, как лужа на солнце. Девушки с книжками и дети с мороженным вновь отвоюют себе Василия на Горке.

Но удивительно, насколько же близко это убожество. Как легко, оказывается - чудовищно легко - потерять цивилизованное публичное пространство. Достаточно просто ничего не делать! Для меня суть этой истории - в напоминании о том, что бездействие само по себе способно привести к деградации.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей