Блоги / Светлана Прокопьева (включен в реестр иностранных агентов )

«Хочу немножечко поговорить…»

16.02.2014 11:12|ПсковКомментариев: 121

- Хочу немножечко поговорить… - присоединилась к обсуждению на семинаре ИРР Зинаида Иванова. Ее речь по большому счету не имела отношения к результатам социологического исследования, поэтому включать ее в репортаж с семинара, пожалуй, не имеет смысла. Но и проигнорировать нет никакой возможности. Поэтому – колонка.

Я, честно говоря, уже не помню, каким был расцвет псковской культуры, когда Зинаида Николаевна возглавляла областной комитет по культуре, и знать не знаю, каких поднебесных высот достиг морально-нравственный облик псковского студента, когда она заняла пост проректора ПсковГУ по воспитательной и социальной работе. Подозреваю, что достижения грандиозны. Потому что говорила Зинаида Иванова как человек, имеющий полное право судить, расставлять оценки и определять направления. А что, как не собственный успех, может быть тому основанием?

Признавшись с ложной скромностью, что посетила лишь один спектакль – и это был «Онегин» Тимофея Кулябина – Зинаида Иванова следом припечатала всю афишу как «альтернативный Пушкинский театральный фестиваль». Проректор смогла, так и быть, примириться с тем, что изменился художественный облик фестивальной программы (впервые за двадцать лет, неужели?), «но когда я не увидела в афише Пушкинских Гор»…

Раз не впечатали в буклет два спектакля «Пушкинской школы», сыгранных в Пушкинских горах (и давайте забудем объяснения Юрия Стрекаловского на этот счет) – то и всё, на фестивале крест. Категорично, не правда ли?

Не менее категорична оценка новосибирского спектакля, который, к удивлению Зинаиды Николаевны, выдвинут на Золотую маску аж в пяти номинациях. Процитирую:

- И что блистательно показал спектакль Тростянецкого Геннадия Рафаиловича: что можно быть режиссером XXI века и читать Пушкина глазами современного человека, вместе с тем не уходя в безнадежно-безграничное пространство эксперимента, зачастую все же с сомнительным результатом. И когда мы сейчас говорим о том, что надо облагодетельствовать районы, влиять на культурную ситуацию в районах, я сразу подняла руку, потому что я не уверена, что таким культурным продуктом можно и нужно пытаться изменить культурную ситуацию в районах.

Все, буквально все прекрасно в этом высказывании (надеюсь, вы уловили горький сарказм). Оно многослойно, как селедка под шубой (а это уже серьезно).

На семинаре действительно говорили о том, что Псковский драмтеатр должен гастролировать по районам. Только и.о. директора театра Сергей Дамберг не употреблял слово «облагодетельствовать». Он как раз говорил о том, что жители районов – это не люди второго сорта, которые должны довольствоваться драмкружками. «Наша задача сделать так, чтобы культурная жизнь в муниципалитетах изменилась», - говорил социолог, подразумевая, что Невель, Опочка и Локня заслуживают такое же разнообразное и качественное культурное меню как и областной центр.

«Облагодетельствовать» - это слово из лексикона человека, привыкшего быть главным. Поскольку феодалы перевелись, то педагога или начальника. Зинаида Иванова много лет проработала и тем, и другим. Так что, прозвучало предсказуемо, и очень логична следующая посылка: «…я не уверена, что таким культурным продуктом можно и нужно…».

А каким можно и нужно? А кто должен решать, каким? Какого черта вообще вопрос ставится таким образом, что один культурный продукт годится для районов, а другой не годится?

Я уж не говорю о том, что для Зинаиды Николаевны собственная оценка перевешивает все пять номинаций Золотой маски (возьмет ли Кулябин хоть одну – посмотрим, но то, что театральный мир заметил и оценил его «Онегина» – факт). Суть не в этом.

Суть в том, что Зинаида Иванова с легкостью допускает мысль, что культурный продукт допустимо сортировать как пригодный или непригодный для демонстрации зрителю. И что делать это можно административным путем. Сам зритель, дитё малое, решить этот вопрос самостоятельно ну никак не сумеет. (Ладно, в Пскове еще может быть, но уж точно не в районах!)

Слава богу, Зинаида Иванова больше не возглавляет областной комитет по культуре, и ее «неуверенность» в том или ином культурном продукте никак не отразится на гастрольном плане Псковского драмтеатра – вот что я вам скажу.

Да что же это я прицепилась к Зинаиде Ивановой, скажете мне вы. Честное слово, ничего личного. Позиция, которую я критикую, свойственна не ей одной. То же самое, только другими словами, говорят и пишут многие-многие представители нашей культурной общественности. Это немалая группа людей, которая знает, каким на самом деле должен быть Пушкинский театральный фестиваль. Какая она, настоящая пушкинская драматургия. Какие спектакли хочет видеть публика. Как надо «говорить о Пушкине с молодежью».

Да с чего это вдруг?!

По-моему, нужно мнить себя Господом Богом, чтобы с уверенностью утверждать, что имеет, а что не имеет право на существование. Хоть на сцене, хоть на кухне.

И ладно, если утверждать – тогда можно хотя бы поспорить по существу. Так нет же, вслух каждый скажет: пусть цветет сто садов, пусть соперничают сто школ. «Театр должен быть разным». Но в полутонах, контекстом, через тонкую иронию, стёб и сарказм будет сквозить высокомерие и неприятие нового театра. То, что Дамберг на семинаре определил как «сглаженные интонации, недосказанности, подтексты для своих».

Но давайте вернемся к героине мой колонки. Кое-что из сказанного Зинаидой Николаевной меня искренне порадовало, а именно:

- Я впервые за 21 год поняла, что это уже не мой Пушкинский театральный фестиваль, это нечто другое.

Нет, я радуюсь не разочарованию Зинаиды Ивановой и сотен псковичей, разделяющих ее чувство. Я радуюсь, потому что:

- За эти 20 лет у нас вырос свой зритель. Здороваясь со зрителями, которые приходили на спектакли, особенно на малой сцене, я знала, буквально, всех поименно.

Сколько раз нужно увидеть человека в театре, чтобы начать узнавать его как своего зрителя и запомнить его имя? Через спектакль, на каждом спектакле? Сколько зрительских мест было в старом зале театра? Шестьсот – Большая сцена, допустим полторы сотни – Малая (самые верные из тех шестисот). То есть в Пскове за 20 лет вырос и состарился свой зритель в количестве сто пятьдесят человек, которых Зинаида Николаевна могла перечислить поименно. Круто, что уж.

Меня не было в числе тех ста пятидесяти. Поэтому я рада, что фестиваль превратился в «нечто другое».

Я не знаю, каким должен быть «правильный», каким был тот, безальтернативный Пушкинский театральный фестиваль. И буду крайне признательна профессионалам, которые «знают», если они перестанут навязывать свою точку зрения мне и тем восьмистам псковичам, которые в этом году впервые за много лет посетили псковский театр.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 179 человек
Лента новостей