АвтоМир / Общественный транспорт

Трудности «Псковпассажиравтотранса»: слухи или реальность?

26.04.2018 11:13|ПсковКомментариев: 60

25 апреля в эфир радио «Эхо Москвы в Пскове» вышел очередной выпуск программы «Дневной дозор». Ключевой его темой стала ситуация на государственном предприятии «Псковпассажиравтотранс».

В нашем регионе, в отличие от многих других регионов России, несмотря на сложное постсоветское время, удалось сохранить автобусный парк в руках государства. Сегодня «Псковпассажиравтотранс» ведает как городским общественным транспортом, так и осуществляет межрайонные, межрегиональные, школьные и даже медицинские перевозки. В других регионах подобные предприятия просто погибли, а их место заняли частные перевозчики, работающие по муниципальному и государственному заказу. Собственно, такая модель работает у нас в южной столице региона. Вместе с тем, у госпредприятия-монополиста жизнь не без проблем: со временем стали накапливаться долги, государственных субсидий хватает, что называется, на хлеб, но без масла. В последние пару лет на лентах информагентств нет-нет, да и появляются сообщения о проблемах с обновлением подвижного состава, выплатой налогов и задержках по выплатам зарплат. В эту ситуацию пришлось даже вмешаться госинспекции труда и оштрафовать компанию. Права работников на своевременную оплату труда также отстаивала и прокуратура. Попытки изменить ситуацию с помощью смены руководства не увенчались успехом - деятельность прежнего гендиректора, как известно, закончилась уголовным делом. Подобного рода опасные звоночки рождают опасения, непонятные сообщения в неавторизованных телеграм-каналах, что порой приводят к явному искажению объективных фактов. 

Какова реальная картина дел на «Псковспассажиравтотрансе», почему предприятие оказалось в тяжелой ситуации и возможна ли смена государственной модели собственности на частные руки по примеру Великих Лук? На минувшей неделе и. о. заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Алексей Салтыков подтвердил «Дневному дозору», что ситуация по налоговым выплатам «Пассажиравтотранса» действительно трудная.

ГППО в настоящее время имеет задолженность по уплате налогов, причем, достаточно значительную. В отношении этого предприятия ФНС в 2017 году было принято 31 решение о предоставлении рассрочки по федеральным налогам на сумму более 90 млн рублей. В связи с нарушением условий предоставления рассрочки, а именно несвоевременным гашением задолженности и текущих платежей, действие рассрочки было досрочно прекращено 13 ноября 2017 года. Остаток непогашенной задолженности по рассрочке составил 80 млн рублей. Да, ситуация на предприятии сложная, вопрос подачи заявления в Арбитражный суд Псковской области о признании «Псковпассажиравотранса» банкротом находится на рассмотрении в ФНС.

Ситуация с финансовой устойчивостью госпредприятия тяжелая, не скрывая, говорит и заместитель губернатора региона Александр Кузнецов. 80 миллионов - это задолженность только перед налоговиками. На самом деле долгов около 200 млн рублей, в том числе происходят и задержки по заработной плате на несколько дней, что недопустимо, констатирует Кузнецов. Вместе с тем, по словам вице-губернатора, региональные власти и руководство компании-перевозчика предпринимают оперативные меры по выведению «Пассажиравтотранса» из пике.

Для стабилизации положения пришлось в ручном режиме разбирать ситуацию с кредиторами предприятия, прежде всего с с налоговой инспекцией. С прошлого года налоговая стала администрировать страховые взносы. Получилось, что в предыдущие годы к этому относились несколько несерьезно, сумма долговых обязательств сложилась большая, и сегодня перед налоговой инспекцией имеется задолженность в сумме чуть более 200 млн рублей. Наверное, не стоит пугаться этой суммы, потому что под новый год, когда мы раскладывали ее в ручном режиме, сумма невыплаченных налоговых платежей во все бюджеты составляла более 300 млн, и сегодня предприятие снизило свою долговую нагрузку на 30 процентов. Чтобы снять все риски, ведется диалог с налоговой инспекцией уже не на уровне нашего региона, а с Федеральной налоговой службой. Мы готовим до 15 мая график погашения и реструктуризации задолженности. Мы видим,что налоговая инспекция идет нам навстречу, есть схемы, которые находятся в правовом поле. Мы их отрабатываем и до 15 числа должны будем представить график с поэтапным погашением задолженности и механизмом, который мог бы четко гарантировать полную стабильность работы предприятия.

Откуда и почему сейчас, в непростой экономической ситуации накопился такой массив проблем, который может погубить самого крупного пассажирского перевозчика региона? Историю вопроса для нашей программы прокомментировал экс-руководитель госпредприятия, ныне советник генерального директора Георгий Лупандин. Он 27 лет стоял у руля компании и сегодня с полной уверенностью говорит: проблема копилась годами и характерна не только для нашего региона.

С 2001 года идет постепенное наращивание убытков предприятия из-за того, что субсидии выделяются на сельские перевозки по остаточному принципу. Каждый год мы заканчиваем с убытками, которые из года в год нарастают по принципе пирамиды. Такая ситуация наблюдается и в других регионах: из-за нарастающих убытков многие автотранспортные предприятия банкротятся.

Георгий Лупандин также констатирует, что выделяемых госсубсидий на сегодняшний день хватает только на уплату налогов. А на что платить зарплату, приобретать ГСМ, запчасти и вообще менять подвижной состав? Понятно, что городским МАЗам уже к 15 годам, «Мерседесам» и вовсе за 20, а по нашим дорогам в режиме работы в несколько смен - это значит, что отдельные машины собраны из двух-трех. Понятно, что именно эта статья расходов на сегодняшний день является одной из тяжеловесных. Соответственно, одна из антикризисных мер на сегодняшний день - обновление парка автобусов. Выбирать будут среди трех производителей - белорусский МАЗ и отечественные ЛиАЗ и «Волгобас», рассказывает гендиректор «Псковпассажиравтотранса» Александр Питиримов.

С точки зрения предприятия автобусы - это основное средство производства, а если они устаревшие, физически и морально изношенные, то они требуют большого объема вложений. Поэтому естественно речь идет о необходимости глубокого обновления парка практически на сто процентов. В ближайшие три года такие планы у нас есть, мы от них пока не отступаем и планируем начать в этом году.

Есть ряд экспертов, которые утверждают, что для благополучия подобных предприятий достаточно совершить одно, но радикальное действие - передача предприятия в частные руки. Государство не может быть эффективным хозяином - убежден депутат городской Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Денис Иванов.

Эффективный собственник может быть только частником. Если посмотреть на пример тех же муниципальных предприятий, редко бывают случаи, когда человек обладает коммерческими талантами и эффективно управляет. Я, честно говоря, таких примеров не знаю. Если кто-то из радиослушателей знает, пусть напишет мне в соцсетях. Я об этом всем буду рассказывать. Исходя из этого, у нас есть только один вариант - это коммерческий проект. Когда будет коммерция, будет и эффективный автопарк. Стоит вспомнить наши «Мерседесы», купленные лет 20 назад, - в каком состоянии они находятся. К большому сожалению, государство - неэффективный собственник.

Депутат признает, что с приходом частника тарифы могут резко вырасти, что неизбежно ударит по кошельку пассажиров. Коллега Иванова, депутат гордумы и член Общероссийского народного фронта Григорий Турчин категорический противник передачи госпредприятия в частные руки. Этот вариант просто неприемлем, поскольку сразу уйдет социальная составляющая пассажирских перевозок, ни о каких льготах просто речи быть не может в этом случае, а это недопустимо, уверен Григорий Турчин.

Надо понимать, что госпредприятия в отличие от коммерческих несут социальную нагрузку. А если предприятие станет коммерческим, я не знаю, как мы будем реализовывать свои социальные обязательства в отношении определенных групп населения. Не всегда коммерсант пойдет на убытки. Сможем ли мы контролировать стоимость проезда? Очень много вопросов. Я исключительно за сохранение госпредприятия. Но нужен хороший менеджмент, который выведет предприятие из кризиса.

Свое мнение Григорий Турчин сформировал в том числе с оглядкой на ситуацию с общественным транспортом в южной столице региона. В Великих Луках много лет уже перевозками занимаются частные компании по муниципальным контрактам. При этом о выполнении социальных обязательств речи не идет, людям с ограниченными возможностями перемещаться маршрутками практически не возможно, констатирует депутат областного Собрания и представитель ОНФ Всеволод Козловский.

Автобусы удобны для подвоза маломобильных групп населения. Вот автобусы - «Мерседесы», которые раньше ходили по городу, были для этого более приспособлены: благодаря низкой площадке в них мог въехать человек на инвалидной коляске. А в маршрутках такого комфорта не получишь. В то же время маршрутки очень востребованы на центральных маршрутах. Там идет большая проходимость маршруток. Зато движение маршруток из города в район, тем более в час пик, не очень удобно. С точки зрения организации автобусного движения существенный минус — очень узкие улицы в городе. Улица Дьяконова сейчас закрыта из-за строительства путепровода, и в центре города наблюдается коллапс. Если б по улицам ходили автобусы-гармошки, все было бы совсем плохо, зато маршрутки ходят без проблем. Тяжеловато ходить автобусам. Раньше они спокойно бегали, потому что машин на улицах было не так много.

Точку в вопросе с коммерциализацией предприятия «Псковпассажиравтотранс» ставит заместитель губернатора Александр Кузнецов. Предприятие сложное и многопрофильное, осуществляет межмуниципальные, межрегиональные, школьные, медицинские перевозки. Частник не возьмет на себя весь этот функционал, а органы власти не имеют права оставить тысячи людей без транспортного сообщения. В ближайшее время ни о какой коммерциализации перевозчика речи не идет, утверждает замгубернатора.

Сегодня бизнесу было бы удобно взять на себя «сладкие куски» - направления, которые дают максимальную прибыль, но при этом он не очень готов брать на себя социальную ответственность. Я имею в виду перевозки, которые нужно поддерживать из бюджетов всех уровней. В данном контексте, взвесив все за и против, можно сказать, что сегодня такой актуальности, чтобы переводить предприятие в другую форму, смотреть на его дробление, точно нет. Поэтому в ближайшей перспективе такие планы не рассматриваются.

При всей совокупности негативных факторов, которые нависли над руководством «Пассажиравтотранса» и региональными властями, еще большая тяжесть ляжет на плечи чиновников, если предприятие не будет выведено из трудной ситуации. Не будем забывать, что услугами автоперевозчика ежедневно пользуются тысячи псковичей. Любой сбой или неконструктивное решение незамедлительно даст о себе знать. А социальная напряженность никому не нужна. Ко всему прочему, европейские страны старательно пересаживают своих граждан на общественный транспорт, делают его эффективным, избавляясь от засилья личного, как фактора транспортного коллапса и экологической угрозы. Это объективная реальность.

опрос
Какая основная выгода при покупке подержанного автомобиля по сравнению с новым?
В опросе приняло участие 455 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.