АвтоМир / Новости

«Умные» дороги за 100 миллиардов рублей построят в России

23.01.2013 14:48|ПсковКомментариев: 38

В России построят современные «умные» автотрассы за 100 миллиардов рублей. «Сегодня дороги у нас строят на основе стандартов 60-х годов, они рассчитаны на 5-тонные грузовики. А трассы уже забиты огромными грузовиками, в том числе 40-тонными фурами. Они нещадно крушат и месят наши устаревшие покрытия. Именно под таких тяжеловесов в ведущих странах мира уже давно строятся дороги», - пишет «Российская газета».

Многие дорожные стандарты безнадежно устарели, а на пешеходные переходы их вообще нет. Стране нужны дороги мирового класса, и под них надо «подложить» новые стандарты.

В России объявлено о начале Федерального пилотного проекта «Инновационные дороги». Его осуществляют Минэкономразвития, «Роснано», Федеральное дорожное агентство, правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области. Цели проекта - увеличить долговечность дорог в 3-5 раз, в 10-15 раз сократить потребление энергии, в 3 раза уменьшить массу конструкций – мостов и ограждений. Главная цель - в разы сократить число аварий, их тяжесть, смертность водителей и пешеходов.

Дорога начинается с покрытия или, как говорят спецы, с «одежды». Она должна обеспечить долговечность, надежное сцепление, защищать от воды и химических антиобледенительных реагентов. В обширном «гардеробе» насчитывается более десятка вариантов.

Дороги будут служить в 3-5 раз  дольше, в разы снизится число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов. «Это, к примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика, - объяснил координатор проекта Александр Наумов, представляющий «Роснано». - Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Что и понятно, ведь базальт в 3 раза прочней стали, в 4 раза легче, а его долговечность более ста лет. Сегодня очень распространены фибробетоны, они повышают прочность покрытия на 40-200 процентов, водоустойчивость на 50, повышают сцепление на 70 процентов. Все более популярными становятся покрытия из геотекстиля. Его кладут слоями, как пирог. Он также улучшает почти все характеристики дороги.

Окончательный выбор варианта «одежды» заказчик сделает по итогам испытаний.

Кроме того, будет проведена инвентаризация дорожных знаков. Каждый знак будет «оцифрован», на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры. Знак сможет «общаться» с водителем - на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот.

Авторы проекта намерены сократить на дорогах в 15 раз потребление энергии. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Все светильники будут автономны и смогут питаться за счет энергии, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.

Сами столбы освещения и вообще вся дорожная инфраструктура кардинально изменятся. Сегодня, врезавшись на скорости в бетонную или металлическую опору, автомобиль сминается как консервная банка. Аналогичная конструкция из композитного материала погасит скорость и силу удара. Последствия аварии окажутся менее трагичны.

Центром всего проекта будет интеллектуальная система управления транспортом. Она должна свести к минимуму пробки, сократить число аварий и вообще навести порядок на дорогах. Система будет получать информацию с помощью разных датчиков и ГЛОНАСС.

Вся информация о потоках машин будет стекаться ентральный пункт управления, где суперкомпьютер постоянно должен вести расчеты оптимального движения по городу и управлять работой светофоров, чтобы скорость была максимальной и равномерной.

Система сможет предлагать водителям наиболее выгодный для них маршрут, с учетом аварий на трассе, пробок, строительных работ, различных возникающих неожиданных ситуаций. Информация будет передаваться на интеллектуальную бортовую систему, установленную на автомобиле или на световые табло в разных точках города.

Обращаясь к базе данных и отслеживая номера проезжающих машин, интеллектуальная система сможет выявлять автомобили, не прошедшие техосмотр, не получившие страховку, находящиеся в розыске. Кроме того, она предупредит о всех опасностях, которые могут возникать при движении, например, надвигающемся ухудшении погоды, тумане, дожде, снегопаде, гололеде. На трассах будут установлены специальные антигололедные распылители, которые включатся по команде интеллектуальной системы.

Разработана концепция «Инновационной дороги», ее авторы готовят технические задания. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап - тиражирование лучших научных и технических решений.

опрос
Помогает ли вам наклейка «Ш» (шипованная резина)?
В опросе приняло участие 945 человек
Лента новостей