АвтоМир / Автоблоги

Закрыть, запретить и забыть. Обзор дорожных нововведений. Часть 2

06.04.2013 17:35|ПсковКомментариев: 61

Ситуацию на отечественных дорогах принято характеризовать не иначе как «бардак». Водители и пешеходы обвиняют друг друга в незнании правил дорожного движения. Светофоры вместо движения регулируют стояние в пробках. Дорожные знаки сначала ставят, потом убирают. Прерывистая разметка меняется на сплошную. Псковская Лента Новостей, продолжая заложенную в прошлые годы традицию, проанализировала основные тенденции дорожной политики за 2012 и начало 2013 годов в Пскове и пригороде. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ОБЗОРА ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.

Борьба с пробками

Не заметно успехов на фронте борьбы с пробками. Проблема усугубляется в связи с интенсивной стройкой на рубежах дальнего Завеличья, перекинувшийся в Борисовичи (Псковский район). Нагрузка на городские дороги увеличивается, пропускная способность падает.

Предпринятые меры носят точечный характер и мало влияют на общую картину. На четной стороне Рижского проспекта у автобусных остановок «Универмаг» и «Маяк» убрали стоянку такси с правой полосы. Появилось три полноценных полосы для движения в центр города, однако на ситуации с дорожными заторами это фактически никак не отразилось.

На мой взгляд, необходимо расширить Рижский проспект и выделить полосу специально для правого поворота на улицу Горького (см. образец на перекрестке Юбилейная – Маргелова). Конфигурацию поворотной полосы продумать с учетом удобства для автобуса №2.

Серьезно мешает движению режим работы светофоров на площади Ленина. Придумать пока ничего не получается. Теоретически можно «спрятать» под землю пешеходные потоки. Строительство подземного перехода связано с переносом многочисленных коммуникаций, археологическими раскопками и ежедневными пробками, даже если строить решат по частям. Ситуацию мог бы исправить разрешенный правый поворот на красный, но отсутствие культуры вождения пока не позволяет сделать это.

С весны 2012 года на тропу «войны с пробками» вышла псковская Госавтоинспекция. Правый поворот на красный с Ольгинского моста работает в «ручном» исполнении. Довольно удобно, но есть и минусы. Во-первых, «человек-стрелка» появляется на площади не каждый день; во-вторых остается затор со стороны Запсковья и левый поворот с Ольгинского моста. Правда, в последнее время регулировщики стали выходить на площадь Ленина парой. Один работает с Завеличьем, второй с Запсковьем.

Других попыток «укротить» пробки не предпринято. Напротив, некоторые новации приводят к их увеличению. На перекрестке Рижский – Рокоссовского долгожданная допсекция светофора для левого поворота частично уменьшила длину зеленого сигнала светофора на выезд из города.

Многим не ясно, почему до сих пор не разрешен левый поворот из правой полосы с улицы Горького на Рижский проспект и с Красноармейской набережной на Юбилейную. Безопасный поворот возможен сразу из двух полос (из левой только налево, с правой налево, прямо или направо). Правый поворот из двух полос возможен с Рижского проспекта на Юбилейную. С Западной на Рижский давно поворачивают налево с двух полос. Достаточно поставить знак направления движения по полосам. Полгорода выполняет подобные маневры, автомобили и даже автобусы спокойно разъезжаются. По-моему, давно пора это узаконить. Кто не верит, прокатитесь до Витебска и посмотрите, как это с умом сделано у Батьки.

Светофоры. Не там где надо

Увеличение дорожного трафика порождает потребность в строительстве новых светофоров и настройке существующих электронных регулировщиков.

Тут Пскову есть чем похвастать. Большим достижением стала реконструкция шести устаревших ламповых светофоров на Октябрьском проспекте и на улице Яна Фабрициуса 1973 - 1980 годов строительства. Новые светодиодные светофоры с табло обратного отсчета для водителей и пешеходов позволили уменьшить время проезда машинами перекрестков. Новый контроллер светофора позволил выделить дополнительное время для левого поворота на улицу Кузнецкую с Октябрьского проспекта, где до этого постоянно бились машины.

Сразу нашлись недоработки. Бесцельно пропадают лишние секунды для проезда автомобилей, которым нужно повернуть вправо с Кузнецкой на Октябрьский проспект (при движении со стороны ул. К. Маркса). Красный сигнал светофора запрещает маневр, хотя именно в это время его можно выполнить безопасно. Самая безопасная схема движения на перекрестке – когда пешеходы и транспорт не пересекаются.

Аналогичная проблема существует для правого поворота с улицы Некрасова на Октябрьский проспект со стороны областной администрации. Забавно, что это одно из первых предложений на сайте губернатора  обсуждали с участием трех чиновников. До сих пор ничего не сделано.

Предложение внести коррективы на перекрестке Кузнецкая – Октябрьский обсуждалось на комиссии по безопасности дорожного движения. Привели возражение: не позволяет ширина проезжей части улицы Кузнецкой. Данная ситуация зафиксирована и дорожным знаком: только две полосы. На самом деле на бумаге одно, а в жизни - совсем другое. На Кузнецкой принято трехполосное движение.

Хочется спросить только одно. Господа, разве вы не видите, что предлагаемая схема успешно работает на «четырех углах»? Пока открыто движение с Ольгинского моста во все стороны, разрешен правый поворот с улицы Горького на мост. Отсутствие знаков «направление движения по полосам» на Горького не мешает существованию трехрядного движения и допсекции светофора.

Светофоры на Октябрьском и Фабрициуса переделаны по софинансированию. За счет города проведены подготовительные работы, основное за счет федеральной программы. За счет исключительно городских средств в 2012 году в городе построили только один светофор на улице Советской Армии. Выбор места для установки довольно странный.

Светофор на Советской Армии нужен только военнослужащим. В досветофорную «эпоху» военные прекрасно обходились силами ВАИ, если надо было перейти дорогу колонной. Непонятно, почему светофор на пустом участке дороги не снабжен кнопкой? Берите пример с Изборска на Рижском шоссе.

Деньги можно было израсходовать более рационально. Светофор давно просится на пересечение улиц 128-й Стрелковой дивизии и Вокзальной. Выехать на Вокзальную бывает довольно трудно. Данный маневр приходится выполнять автобусам маршрута №6 и некоторых внутриобластных маршрутов. Есть и другие места в городе, где требуется электронный регулировщик. На перекрестке Кузбасской дивизии – Владимирская надо исправить оплошность и заменить «лежачего полицейского» на светофор.

Стрелки для левого поворота на перекрестке Рижский - Юбилейная скоро попадут в книгу рекордов Гиннеса в номинации «максимальный срок исполнения решения».

Не понимаю, почему нельзя менять старые светофоры с помощью застройщиков. Строительство торгового комплекса «Меркурий» на перекрестке Рижский – Народная можно было с выгодой использовать для переустройства светофора.

Мы хорошо помним, как вместе с «Двором Подзноева» в 2008 году допотопный пешеходный светофор на Советской превратился в транспортно-пешеходный светофор на стыке улиц Советской, Некрасова и Георгиевской.

Лучше заставить инвестора построить новый светофор вместе с разрешением на строительство, чем бегать и кричать на каждом углу про нищий городской кошелек. Что помешало объявить конкурс на застройку земельного участка и включить светофор в качестве обязательного условия?

Права предпринимателей это не нарушает. Если торговые центры строятся, значит это кому-нибудь выгодно. А если выгода базируется на муниципальной земле, надо сделать что-то полезное для города. Как говорили в известном кинофильме, «так никаких волостей не напасешься».

«Не пущать»

Многие попытки наведения порядка в дорожном хаосе воплощаются в запретительные и ограничительные меры. Запрещают, закрывают и ограничивают гораздо чаще, чем разрешают, открывают и усовершенствуют.

До сих пор вызывают споры абсурдные решения прошлых лет. Скачки городских автобусов по лежачим полицейским. Раскатанные в лепешку «лежачие полицейские» на Ипподромной. Установленный с нарушением ГОСТ и всеми игнорируемый знак ограничения 30 километров в час на Ольгинском мосту.

Вот самые известные новые запреты 2012 года:

  • Запрещена остановка транспорта на улице Поземского от автобусной остановки до перекрестка с улицей Труда. Установленный дорожный знак «Остановка запрещена», игнорируется.
  • Запрещена стоянка у дома №40 по Октябрьскому проспекту.
  • Ограничен въезд транспорта в Корытовский лесопарк
  • Запрещен левый поворот с улицы Шестака на Рижский проспект
  • Скорость движения на улице Алмазной у строительного рынка ограничена до 40 километров в час. Обгон запрещен.
  • Ограничена скорость до 50 километров в час на Чудской у пешеходного перехода к наркодиспансеру

на фото: народный протест против ограничения на Чудской. 

Разрешено:

  • На четной стороне улицы Некрасова в Пскове разрешена остановка автотранспорта у здания администрации и думы. Нововведение сделано по предложению одного из депутатов городской Думы.

Запрещающие знаки стали появляться даже во дворах (Рижский проспект, 57, Кузбасской дивизии). Следующим этапом могут стать специальные дворовые светофоры.

 

Осторожно, штукатурка

Забавной традицией стали запреты на парковку у стен супер и гипермаркетов. Проблема связана с обрушением и падением частей зданий. Широко известен случай, когда с крыши гипермаркета «Лента» попадали буквы на припаркованные машины.

С подобной проблемой столкнулся супермаркет на Рижском проспекте, 17. В связи периодическим падением штукатурки на водосточной трубе здания прикрепили знак «Остановка запрещена». После ехидного отклика со стороны активиста «Убитых дорог» знак убрали и заменили на столбики.

Разметочные ляпы

Продолжается экономия на дорожной разметке. Ее наносят дешевой, легко стираемой краской. Даже в техническом задании администрация заказывает нанесение разметки дважды в год. Из года в год она появляется только на основных улицах. 

Разметка в 2012 году (от которой в большинстве случаев не осталось и следа) нанесена с множеством ошибок. Традиционно на улице Гагарина перед перекрестком с Октябрьским проспектом вместо трех полос рисуют две. На Вокзальной после ремонта дорожники нарисовали разметку, несогласующуюся с дорожными знаками.

На улицах Коммунальной, Поземского и Некрасова законопослушных водителей лишили возможности совершить левый поворот к себе во двор и заставили крутиться по соседним перекресткам. Вышло довольно странно. В один двор поворот запрещен, в другой – нет.

Позже была проведена работа над ошибками, за исключением улицы Поземского. ГИБДД Пскова почему-то упрямо отказывается вернуть прерывистую разметку между домами №64 и 66 (единственный въезд во двор домов № 60, 62, 64, 66). Обращения одного из псковичей в прокуратуру с вопросами на данную тему не дали результата. Пришел ответ из ГИБДД с отсылками на некий «проект организации дорожного движения» и советом разворачиваться на перекрестке у «Шведской горки». Впрочем, сейчас разметки нет, дорожные знаки не запрещают маневр.

Остается добавить, что в 2012 году Псков потратил на разметку 4 млн 842 тыс. 867,38 рублей. Деньги осваивал петербургский подрядчик ООО «Горизонтальная Разметка Автомобильных Дорог». Для сравнения: на 2013-й год максимальная цена контракта составляет 2,5 млн рублей. Возможно, ошибок можно избежать, если привлекать псковских подрядчиков. И если прекратится отток кадров из УГХ.

Прогнозы

В ближайшее время несколько событий могут серьезно повлиять на дорожную ситуацию в Пскове.

Первое - строительство нескольких объектов «массового притяжения» (Джем Молл, Макдональдс, аквапарк). Выезд из «Макдональдса» предлагают сделать непосредственно на Рижский проспект. По сути, речь идет о появлении нового нерегулируемого перекрестка на участке между улицами Горького и Петровского. Градоначальникам следует крепко подумать, прежде чем выпускать автомобили на проспект у автобусной остановки с интенсивным движением общественного транспорта.

Второе. Улица Пушкина может стать пешеходной от центральной аптеки до театра. Появление псковского «Арбата» автоматически направит часть транспорта на улицы Ленина и Некрасова со всеми вытекающими последствиями.

Проблемы и советы

В завершение позволю себе дать несколько советов городским главам и напомнить о проблемах, которые явно выпали из зоны их внимания. По крайней мере, об этом давно ничего не слышно.

Первая проблема - отсутствие транспортного сообщения между крупными элементами улично-дорожной сети. На Дальнем Завеличье остро необходима новая улица, соединяющая Рижский проспект и Коммунальную за улицей Рокоссовского. Между ними вырос большой густонаселенный квартал, стройкам нет конца и края. Интересанты строительства - тысячи горожан, автобусный парк (новая конечная площадка и новые автобусные маршруты), торговая сеть «Лента» (подвоз покупателей).

В конце 2012 года при сдаче домов №70 и 72 по Коммунальной появился межквартальный проезд между Коммунальной и Рижским. Пока он не имеет асфальта и дорожных знаков. Заменить полноценную дорогу с двусторонним движением эта пародия на улицу не может. С учетом того, что земля для новой дороги осталась только в Псковском районе, проблему надо решать на уровне губернатора.

Вторая проблема – дефицит парковочных мест, избыток запрещающих остановку-стоянку знаков, особенно в центре города. Снимите, наконец, запрет на остановку по улице Пушкина. Пропадает зря участок улицы с односторонним движением. Валютчики давно переместились в кафе, а законопослушным людям негде машину поставить возле центральной аптеки.

Еще раз напоминаю: организация парковок является прямой обязанностью администрации Пскова. Перекладывать заботу о поиске машиноместа на людей нелепо и безответственно. Все равно, что открыть пивной бар без туалета.

Третья проблема - парковка на Привокзальной площади. Несколько лет нас кормили баснями про якобы ведущуюся разработку проекта реконструкции площади. Пока документы пылятся где-то в чиновничьих кабинетах, встречающие-провожающие паркуются в привокзальных дворах или отчаянно нарушают ПДД на Вокзальной. Зато привокзальные таксисты с космическими ценниками чувствуют себя вольготно. «А мы еще боремся за звание дома высокой культуры быта». Позорно для города, претендующего на внимание туристов.

Подведем итог. Доставшаяся в наследство от СССР городская среда слабо приспособлена к современному уровню автомобилизации населения. Слишком много пешеходных переходов, слишком мало парковок. Автопарк растет в геометрической прогрессии. Утренние и вечерние пробки стали насущной проблемой. В Пскове нет метрополитена и «выделенки» для общественного транспорта. Пора засучить рукава и приниматься за работу.

Денис Бахтин

опрос
Помогает ли вам наклейка «Ш» (шипованная резина)?
В опросе приняло участие 948 человек
Лента новостей