АвтоМир / Голос / Автоблоги

Техосмотр: отменить нельзя, усложнить

14.06.2011 16:06|ПсковКомментариев: 39

Слово «талон» обычно ассоциируется с дефицитом. В СССР по талонам выдавали дефицитные продукты, водку и сигареты. В поликлиниках выдают талоны на бесплатный прием к специалистам. Действовавшая до 4 июня в России система технического осмотра автомобилей в некотором смысле напоминает распределение дефицитных товаров.

Псков

Отвратительное качество государственных услуг в нашей стране является аксиомой. Освидетельствование исправности транспортного средства - необыкновенно изощренная разновидность бюрократических пыток и унижающих человеческое достоинство процедур. В эпоху Сколково и нанотехнологий сфера обслуживания транспорта остановилась в развитии на пещерном уровне. Пофамильные списки на лобовом стекле, ночные дежурные по очереди. Это не воспоминания жителей блокадного Ленинграда, а реалии XXI века. Записаться через Интернет? Пожалуйста. Только сегодня все занято на неделю вперед. Попробуйте завтра.

В развитых европейских странах прохождение процедуры техосмотра по сложности приравнивается к походу в магазин или химчистку. Теоретически количество станций ТО должно быть прямо пропорционально количеству автотранспорта. Практически они отсутствуют в нескольких районных центрах Псковской области. Например, из Пушкинских Гор за заветным талоном приходится ехать примерно за 70 километров в Бежаницы. Или ждать приезда передвижной станции.

В Пскове, по данным сайта ГИБДД, насчитывается 8 станций ГТО. Попробуем решить небольшую математическую задачку. Допустим, каждая станция в среднем работает 45 часов в неделю (без учета мелочей вроде 1,5-часового обеда). Представим, что дотошный осмотр занимает 0,5 часа. Теоретически за неделю одна станция может успеть осмотреть 90 автомашин. За год - 4680 автомашин. 8 станций - 37 тыс. 440 автомашин. Автопарк Пскова на конец 2010 года составлял 89 тыс. 802 автомобиля, примерно в 2,4 раза больше существующих возможностей. Вывод - очереди неизбежны.

В результате станции вынуждены превращаться в фабрику по выдаче талонов техосмотра, а водители - искать альтернативные варианты. Точной статистики прохождения ТО «по договоренности» не существует. По данным некоторых опросов, к этому способу прибегает около 60% россиян. Некоторые просто передвигаются на транспорте, не прошедшем технический осмотр. По данным ГИБДД Пскова, в 2010 году за отсутствие талона ГТО оштрафованы 455 водителей.

На сегодняшний день существуют несколько возможных вариантов реформы системы автомобильного техосмотра. Остановимся на каждом из них подробнее.

Вариант №1 - Сказочный. Отменить техосмотр полностью. Сторонники столь радикального шага приводят в пример США. В этой стране доля ДТП, совершенных по причине технического состояния автомобиля, составляет меньше 1% всех аварий.

Плюсы:

  • Экономия водительских времени и денег.

Минусы:

  • возможность проблем при выезде за границу. Вполне возможно, беспрепятственно можно будет выехать только на Украину, если местные власти доведут до конца намерение отменить ТО.
  • Частные станции ТО будут вынуждены прекратить работу или сменить профиль. Например, переквалифицироваться в ремонтные мастерские.

Вариант №2 - Частный техосмотр

Сторонники этого варианта говорят о полной бесконтрольности должностных лиц, участвующих в организации и проведении технического осмотра. Они считают, что ГИБДД не должно заниматься техосмотром. В 2008 году правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения посчитала проведение гостехосмотра автотранспорта излишней для Госавтоинспекции функцией.

Отказ от «милицейского техосмотра» готовился на законодательном уровне. С 2009 года на рассмотрении в Государственной Думе находится проект закона о гостехосмотре (авторы - единороссы Олег Морозов, Сергей Шишкарев, Николай Гончар и справедливоросс Александр Бурков).

Суть документа сводится к передаче функции техосмотра коммерческим центрам. По депутатской задумке, работу частных станций должны контролировать некоммерческие саморегулируемые организации. Для создания такой организации в нее должны войти не менее чем 25 центров обязательного технического осмотра. При этом создается компенсационный фонд (по 150 тысяч рублей на каждую станцию ТО) на случай, если некачественный техосмотр привел к ДТП.

Для рядовых автомобилистов авторы законопроекта предусмотрели довольно курьезные бонусы. Например, свободный выбор места прохождения осмотра в пределах страны, освобождение от ТО ретро-автомобилей (старше 50 лет). Неудивительно, что в таком виде законопроект получил отрицательные отзывы правительства и президента.

Плюсы:

  • Освободившихся госавтоинспекторов можно отрядить на поимку пьяных водителей и оформление ДТП.

Минусы:

  • Предлагаемый вариант усложняет существующую систему техосмотра.
  • Стоимость техосмотра может заметно увеличиться. Согласно законопроекту, центры обязательного технического осмотра смогут предлагать услуги по ремонту транспортного средства. Следовательно, они будут заинтересованы найти максимум неисправностей и содрать побольше денег.
  • Не исключена коррупционная составляющая. Работник частной автостанции может предложить автовладельцу за определенную сумму «закрыть глаза» на выявленные недостатки.

Вариант №3 - Талон + ОСАГО

Техосмотр будет изъят из ведения МВД, а получение талона увязано с автострахованием. Во время покупки полиса ОСАГО автовладелец предъявит документ, подтверждающий исправность транспортного средства. Автовладельцы смогут пройти его в добровольном порядке на частной станции техосмотра. В результате талон будет выдавать не ГИБДД, а страховщик на основании справки о состоянии автомобиля.

По мнению экспертов, в этом случае ничего принципиально не изменится. «Одно заменили другим», - считает директор псковского филиала одной из крупных страховых компаний. Если будет реализован подобный вариант, стоимость работ по обслуживанию автомобиля у частников вырастет.

Отметим, представители псковских страховых компаний довольно неохотно комментируют реформу техосмотра. Многое пока непонятно. Неизвестно, как трактовать слова президента про «заявительный характер» процедуры. Некоторые комментаторы предполагают, что автовладельцы получат официальную возможность откупиться от техосмотра, заплатив повышенную стоимость полиса ОСАГО. С одной стороны, подобная мера решит проблему очередей и даст дополнительную строку доходов страховщикам.

На другой чаше весов - вопрос безопасности на дороге. «Меня вообще удивляет такая постановка вопроса, - говорит представитель страхового бизнеса. - Если бы водитель построил себе отдельную дорогу и ездил по ней, пускай переплачивает. Так как он находится в потоке движения, я должен быть уверен, что встречная машина технически исправна».

Плюсы:

  • Выгода для страховщиков.

Минусы:

  • Усложнение системы контроля за состоянием транспорта.
  • Подорожание техосмотра
  • Навязывание дополнительных услуг

Вариант №4 - Симбиоз

Именно эта схема, скорее всего, будет реализована Госдумой. Планы думцев корректируются под предложения президента: техосмотр отбирают у МВД и передают частным станциям. Коммерческие станции ТО объединяются в саморегулируемые организации. Штраф за непройденный техосмотр отменяется, зато без талона не дадут страховку. Страховщики получат возможность наказать технический центр за некачественный техосмотр, при условии, если страховая компания сумеет доказать, что ДТП произошло из-за неисправности.

Плюсы и минусы: см. варианты №1, 2 и 3

Итак, похоже, что из четырех имеющихся в наличии вариантов власти выбирают самый сложный. Система техосмотра принципиально не меняется. Предложение проходить ТО в любом регионе вне зависимости от места жительства собственника выгодно только тем, кто переехал работать в другой город, но зарегистрирован по старому адресу. Остальным нет резона ехать в тридевятое царство.

После окончания путинского моратория автолюбителей будут ждать с распростертыми объятиями на прежних станциях. Талон больше не потребуется на новые автомобили в возрасте до 3 лет. С 3 до 7 лет осмотр будет проводиться один раз в два года. Больше всего от данного нововведения выиграют жители Москвы и Санкт-Петербурга, где автопарк достаточно молод. А вот автомобилям постарше ежегодный ТО гарантирован. По самым приблизительным депутатским расчетам, стоимость талона в будущем вырастет, как минимум, до 3000 рублей. Несомненно, владельцы частных центров постараются заложить в цены максимальную прибыль. А значит, владельцам старых автомашин пора копить деньги на 2012 год.

Станет ли процедура техосмотра удобной услугой вместо бездушной обязаловки - большой вопрос. Ответ на который автолюбители узнают после июня 2012 года.

Денис Бахтин

опрос
Помогает ли вам наклейка «Ш» (шипованная резина)?
В опросе приняло участие 769 человек
Лента новостей