АвтоМир / Автоблоги

Зеркальный остров

27.06.2011 13:46|ПсковКомментариев: 7

Europcar. You rent a lot more than a car.

(«Вы арендуете намного больше, чем просто автомобиль»)

Лично я всегда делил общество водителей на две категории. Первая - это обыкновенные граждане, рутинно передвигающиеся на своих «железных кониках» и вспоминающие о его сущности только в момент заправки топливом или технического обслуживания. И вторая:  О, братцы… Это мир эстетов. Мир людей, которые видят в четырехколесном объекте не только результат причудливого синтеза из металла, пластмассы, стекла и резины, а произведение инженерного искусства. Те, для кого слова: «немецкий инжиниринг», «Макферсон», «Pininfarina» что-то значат. Они знают величину таких легенд как Айртон Сенна и Юха Канккунен. Они иронично улыбаются, когда им уверенно заявляют, что Porsche Cayenne есть самый совершенный автомобиль концерна, и подсмеиваются над теми, кто, не понимая сущности, клеит эмблемку «М5» на свою потрепанную BMW. Те, кто уважает Автомобиль и искренне любит его всем своим многоклапанным сердцем. Я из таких.

Волею ежегодного заслуженного отпуска появилась возможность посетить Кипр. Прелести пляжного отдыха мало интересовали меня. Я горел желанием арендовать автомобиль и увидеть как можно больше достопримечательностей острова именно из окна машины. Экскурсии, гид, автобус, пляж и море? О чем Вы? Ключ-заправка-дорожная карта-отличные дороги. Вот искомая цепь наслаждения. Итак, дернул ручку двери автомобиля. Черт, не та сторона. Обойдя автомобиль, открыл правую дверь и, плюхнувшись на сидение, подумал: «Как же я поеду-то? Руль справа, ехать слева. Непривычно. Необычно».

Право руля

Как известно, до 1960 года Кипр являлся Британской колонией, которая наградила остров левосторонним движением, отличными дорогами и культурой вождения. Левостороннее движение, что мы знаем о нем? Откуда взялось распределение по рулевому признаку? По «неправильной» для нас стороне дороги в мире передвигаются жители порядка семидесяти стран, хотя большинство знают только про Японию и Великобританию. Помимо них, движение по левой стороне дороги принято в Австралии, Индии, Кипре, ЮАР, в общем, везде, где когда-то владычествовала английская корона.

Точки зрения автомобильных историков разнятся в вопросе происхождения предпочтений в выборе стороны дороги. Самая романтичная версия, объясняющая выбор левой полосы, имеет рыцарские корни. Первыми левосторонним образом стали ездить всадники, причем, сугубо по утилитарным соображениям. Англичане находили, что правшам удобнее забираться на четвероногих друзей слева. Да и шпага или меч создавали бы никому не нужные проблемы и изрядный дискомфорт при ином способе посадки на лошадь.

Другие историки говорят о более технологичных истоках данного явления. Дело в том, что с появлением массового движения конных экипажей по дорогам Великобритании там получил распространение достаточно своеобразный тип вождения. Кучер сидел справа-сзади своего экипажа. При правостороннем движении от удара кнутом перепадало бы не только лошадям, но и прохожим. Приходилось двигаться по левой стороне, чтобы не задевать мирных пешеходов.

В правостороннем движении в континентальной Европе, по словам историков, виновата обыкновенная политика, вернее, имиджевая составляющая. Во времена Наполеона Бонапарта крайне остро стоял вопрос соперничества Франции и туманного Альбиона. В то время, когда Европа, так же как и Англия, двигалась по левой стороне, был издан указ французского императора. Он гласил, что его воинские подразделения должны передвигаться только по правой стороне дороги. Передвигаясь «против шерсти», французские войска заставляли уступать ей дорогу, тем самым демонстрируя свою мощь и уверенность в силах.

Что касаемо России, по одним данным, решение о стороне передвижения экипажей приняла императрица Елизавета. По другим, в смутное революционное время было решено перейти на правую сторону в пику Британии. Пролетарии решили полностью разрушить влияние старого монархического уклада на жизнь молодой России.

Прокат? Легко!

Многие туристы сознательно выбирают Кипр из-за одного важного нюанса. Прокат автомобилей. Казалось бы, что в этом такого? Практически в любой стране мира мы можем взять «колеса», но на Кипре данную процедуру облегчили донельзя.

Для аренды машины Вас попросят предоставить только заграничный паспорт и права. Все! Конечно, существуют разумные ограничения. Водитель обязан иметь годные водительские права, достичь 23-летнего возраста, иметь стаж не менее трех лет. Согласитесь, разумно, учитывая левостороннее движение.

Благодаря таким либеральным условиям данной услугой в полном объеме пользуются иностранцы. И перед милыми, добрыми, черноволосыми жителями Кипра возникла проблема в виде автотуристов, часто совершающих нелогичные правосторонние действия. То угол срежут, то выедут на встречку, а то вообще растеряются и встанут посреди дороги. Решили данную проблему очень изящно. В то время как «местные» номера имеют черные цифробуквы на белом фоне спереди и желтом сзади, на прокатные автомобили стали вешать красные номера. Красный цвет - danger, местные! Какой логичный и правильный шаг. Завидев «красного», киприоты загодя прогнозируют ситуацию. На всякий случай.

Теперь иностранец может не бояться возмущения, гудков и прочих последствий в случае своей ошибки. Его простят, проигнорируют, а чаще подскажут! Было дело, сам заплутал в одном из городов. Заехал в спальный район, приткнувшись у бордюра, вышел спросить дорогу. Стою диким иностранцем, жду пешехода-подсказчика. Вдруг тормознула машина, мол, помочь чем?  Пока объяснял сердобольному гражданину суть катастрофы, остановилось еще два автомобиля. Обступив меня, водители начали на три разных пальца шарить по карте. Выяснилось, что в картографии киприоты слабы, но безмерно желают помочь. Кое-как я вник в суть объясняемого. Поблагодарил их. Разъезжаясь, один из них пожалел о невозможности лично вывести меня из города. Нет времени. Спроецировал ситуацию относительно Родины. Загрустил. Видимо, климат у нас злой, народ неспокойный. Шучу.

Двигаясь по улицам города, через каждые 200 метров можно увидеть прокатную конторку. Их несметное количество. Соответственно выбор автомобилей и цены разнятся. Конкуренция - великое явление. Но при мониторинге предложений столкнулся с абсурдом. Запрещая переписывать на листик цены (мол, конкурентам сообщишь), тут же вручали красивый прайс с подробной выкладкой по стоимости. Иду в соседний салон, достаю буклетик и сравниваю. Менеджеры хмурятся и, опять запрещая записывать, дарят свой прайс. И так далее. Набрал 10 штук и, разложив, начал сравнение.

Как правило, в окончательную цену прайса вбито: сама аренда автомобиля, страховка на одного человека (повреждение авто до 800 евро), диспетчерское обслуживание, бесплатная замена автомобиля в случае поломки. Ну и естественно в подарок карты острова и городов, а также чай/кофе/милая беседа при оформлении документов.

Все автомобили поделены на классы, средняя стоимость аренды которых следующая (за сутки):

А-класс: Chevrolet Matiz, Kia Picanto (самое популярное авто) - 30 евро

В-класс: Hyundai Getz, Nissan Micra, Suzuki Swift - 35 евро

С-класс: Mazda 2, Toyota Yaris, Volkswagen Polo, Opel Corsa - 40 евро.

D-класс: Mitsubishi Lancer, Opel Astra, Chevrolet Lacetti - 45 евро

Далее шли внедорожники (60 евро), минивэны (60 евро) и кабриолеты (85-120 евро).

Автомобили с автоматом и кондиционером (были и без них) стоили чуть дороже. Разница нивелировалась широким выбором предложений. Прокат машины учитывается по суткам. Лимита пробега нет. Нет никакого предварительного осмотра кузова, колес, салона. Поиска и согласования царапин, списывания номера магнитолы и модели аккумулятора. Метки краской амортизаторов и ковриков тоже нет. Все проще. Зашел в салон, показал документы, подписал договор (подтверждением прав управления автомобиля является копия договора) и обменял кровно заработанные на ключ.

Допив чай, пошел забирать со стоянки авто. Менеджер даже сопровождать не хотела. Я арендовал Маzda2. Машинка была 2009 года выпуска, с пробегом 92 тыс.км. Автомат и кондиционер. Состояние на 4+. Технически изумительно, кузов с парочкой боевых шрамов и видимым ремонтом передних крыльев и капота.

Трое суток обошлось в 126 евро. Хотел сделать дополнительную страховку от всего и вся (30 евро), но передумал. Подарком было полбака бензина. Машину можно было сдавать хоть с пылью в баке. Стоимость бензина практически копирует цену наших эстонских соседей. 95 Евро - 1,2, ДТ- 1,3. Заправок мало, поэтому рекомендацией было заправляться дома, а не испытывать судьбу, проводя поиски в горной деревне. Ночевала машина на стоянке при гостинице. Одиноко ей не было.

Ямы на дорогах? Не, не слышали…

Да, братцы, за 800 километров пути, я не встретил ни одной ямы. Заезжая в глухие горные деревни, спускаясь к самому краю моря, катаясь по рыбацким деревушкам, заруливая по грунтовой дороге в цитрусовый сад, каюсь, чтобы украсть лимон, ни разу не испытал знакомого ощущения. Мое тело вертикальных нагрузок не испытывало, отчего душа волновалась. Привычка, знаете ли. Все ровно и стерильно. Вернее, все грамотно и человечно.

В целом на Кипре не существует иной возможности перемещения товарно-людской массы кроме как на автомобиле (вода и воздух не в счет). В начале 20 века британские власти построили железную дорогу, объединив все крупные города, но в 1951-52 годах ее закрыли в связи с нерентабельностью. Логично. Представьте: покуда реализуется цепь событий: проводница - билет - провожающие - снедь «что Бог послал», человек на автомобиле может уже полчаса пить кофе в нужной точке. Соответственно был сделан упор на строительство шоссе. И результат, ребята, блестящий.

Кипр считается страной с одними из лучших дорог Евросоюза. Дороги подразделяют на классы:

- Основные. Асфальтовое шоссе с двухполосным движением. Разметка четкая, знаки минимальны и по существу. Логично и правильно. Киправтодор доверяет разуму своих граждан. Если в голове не горох, нарушать даже мысли не возникнет.

Типичная городская улица

- Вспомогательные асфальтовые. Милые междупоселковые дорожки. Без заплаток и провалов грунта.

- Проселочные. Грунтовые дороги ровным кроем петляют между садами и сельхозпостроениями. Замечу, что «стиральной доски» на них не наблюдал.

- Автомагистрали (motorway). Изумительные дороги, проложенные между четырьмя основными городами Кипра. Минимум по две полосы в каждую сторону, между проезжими частями создано бетонное ограждение. При этом замаскированное разноцветной шапкой цветов. Видимость дороги - минимум километр. Повороты плавные. Съезды обозначаются за 500 метров информативными щитами и ведут водителя до момента покидания шоссе. Вся нужная информация водителю предоставлена на двух языках: местном греческом и английском. Заплутать на основных трассах невозможно в принципе. Исключение - фатальные чудики. Но за этими героями и так премия Дарвина гоняется. Бывает, настигает.

Аналог российского «соблюдай дистанцию». Проще и нагляднее.

В соответствии с градацией дорог установлены и лимиты скорости. Для первых трех видов - 80 км/ч, для автомагистрали - 100 км/ч, города и поселения - 50 км/ч. Но, как часто бывает, эти лимиты слегка нарушаются, например, на автострадах все едут около 120 км/ч, но не больше. Каждые 5 километров стоит знак с предупреждением о фоторадаре. Проверять правдивость знаков не позволял бюджет.

Любопытно, но на Кипре очень мало светофоров. По возможности все перекрестки и развязки заменяют на круговое движение. Причем у них нет выдуманных исключений. Если на круге - значит на главной. И никак иначе. Даже развязки с плотным трафиком (например, такие, как наша Коммунальная - Юбилейная) - это круг. В столице (Никосия - около 200 тыс. жителей) в час пик такой перекресток можно проехать, затратив чуть более минуты.

Перед тем, как брать в прокат автомобиль, меня мучил вопрос, легко ли приспособиться к правому рулю и левой стороне дороге? Легко. Но если соблюдены два условия: есть достаточный опыт вождения и наличие автоматической коробки. Адаптация к «неправильной» стороне происходит через 20 минут вождения. Проблем было несколько. 

Во-первых, это выезд на перекресток. Всегда хотелось срезать его по кратчайшему пути. Во-вторых, абсолютно не чувствовалась левая сторона автомобиля. Долго было не сориентироваться, по какой траектории едут левые колеса. Зацепил однажды колесом бордюр. В-третьих, постоянно путал рычаги «поворотников» и «дворников» Они расположены зеркально нашим. Бывало, подъедешь на перекресток и с важным видом включаешь дворники. Но, повторюсь, все ошибки совершались в течение первого дня и первой сотни километров.

Солнечная и честная

Полицию за 10 дней видел три раза. Около ночного клуба экипаж из двух чернявых дам контролировал отдых молодых граждан, мотоциклист-полисмен выписывал штраф потертому пикапу и патруль, который утешал мужчину, разбившего свежий БМВ 5-й серии об ограждение. Причиной аварии, вероятно, послужил дождь, который совместно с шинами создал эффект аквапланирования и устроил мужчине калейдоскоп событий из удивления, испуга, вспоминания Всевышнего и себя неаккуратного, удара об подушки безопасности.

Кипр славится своими законопослушными гражданами. В этой стране самый низкий уровень преступности в Европе. Одна тюрьма на всю страну, и то приютившая сплошь мошенников да генетически шальных людей. Возможно, причиной этому, что 80% граждан имеют высшее образование, полученное в университетах США и Англии. В целом уровень жизни достаточно высок. Минимальная зарплата 800 евро. Средняя-1200/1500 евро. Автопарк представлен в основном немецкими и японскими производителями. Причем иногда у меня складывалось впечатление, что половина всех автомобилей потока носит имя Mercedes и BMW.  Эти марки ну очень уважаемы на Кипре. И при  этом, внимание! Я ни разу не встретил Toyota Land Cruiser. К чему этот мастодонт, если есть более утонченные автомобили?

Цены в супермаркетах, в среднем, на уровне российских. К примеру, молоко - 35 рублей, яйца 90 рублей - 6 штук, но зато свинина (вырезка) - 120 рублей за килограмм.

Стоимость такси. Посадка 3,45 евро. Километр стоит 0,73 евро днем  и 0,85 ночью. Поездка в 50 км обойдется 45 евро, 150 км - 120 евро и так далее. В качестве машин в основном используются Mercedes Е - класса. Да какие. Благодаря растянутой базе в салон вставлен еще один ряд сидений, и машина получается семиместной. Дизель, автомат, харизматичный таксист присутствует по умолчанию.

По словам местных жителей и переехавших на ПМЖ русских, страна живет за счет туризма (без сомнений), продажи недвижимости иностранцам (рекламные баннеры постоянно в пределах видимости) и оффшорных компаний, плотно завязанных на Россию.

Аграрный  сектор, в основном, представлен фермерами, которые выращивают апельсины/лимоны и оливки, из коего делают высшего качества масло и этим фактом ужасно гордятся. Прочие же крестьяне выращивают бахчевые, персики и прочие вкусности.

Этому способствует погода, которая дарит киприотам 340 солнечных дней в году. Даже в январе температура днем крутится возле отметки в 20 С. Такой вот затерянный остров в Средиземноморье.

Давно замечено, что мир транспорта является лакмусовой бумажкой государства. Достаточно проехать по дорогам или сесть в такси, чтобы многое понять о стране, народе, порядке и недостатках. Кипр и Россия диаметрально противоположны во многих отношениях. Но мы же можем, уняв гордость, учиться. Перенимать опыт и не обманывать друг друга. Можем. Автомобильный Кипр - хороший пример. Вот если кто-то из нас сможет вдруг остановиться да и помочь иногороднему, значит не все так плохо. Опыт принят… Надеюсь.

Федор Котов

ПЛН в телеграм
опрос
Где вы паркуете свой автомобиль?
В опросе приняло участие 248 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.