Новости партнеров
Экономика

Город-предприниматель. Часть 3: МП г. Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина»

26.04.2013 09:34|ПсковКомментариев: 12

Псковская Лента Новостей продолжает разбор муниципальной экономики. Наш сегодняшний герой – МП г. Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина». В отличие от рассмотренных нами ранее, это муниципальное предприятие редко бывает на слуху, но как раз его услугами пользуются практически все псковичи. Или пользовались, пока не подросли. О работе предприятия ПЛН рассказали его директор Евгений Шелемба и начальник городского управления культуры Юрий Мартынов, возглавлявший «Городской парк» до осени прошлого года.

Муниципальное предприятие Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» управляет всеми городскими аттракционами, которые установлены в Летнем саду, рядом с Зеленым театром и в Детском парке. Территория, которая закреплена за предприятием на праве хозяйственного ведения, на самом деле, не равна площади, занимаемой центральными парками. Из нее выпадает памятник Пушкину с прилегающей площадкой, по одну сторону Октябрьского проспекта, и фонтан со значительной частью Ботанического сада – по другую. Участок Детского парка, где также стояли аттракционы, «Городской парк» не сумел оформить в хозведение до начала реконструкции. Точные границы, кому где косить траву и убирать мусор, помнят на зубок, пожалуй, только сотрудники МП и управления городского хозяйства. Для горожан весь Летний сад – это единое пространство с одними и теми же деревьями, скамейками и одинаково разбитым асфальтом.

Медийная история МП «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» небогата, не чета «Псковской коммерческой палате». В СМИ предприятие упоминается нечасто, последний раз – в связи со сменой директора. Юрий Мартынов, возглавлявший МП с 2001 года, ушел на повышение командовать всей городской культурой, ему на смену пришел Евгений Шелемба. Из негативных медиаповодов, связанных с «Городским парком», вспоминается, да и то с трудом, только один: спор с многодетными родителями по поводу льготных билетов, которые на время перестали продавать, зафиксировав случай спекуляции. После недолгих препирательств и извинений на сайте губернатора конфликт был улажен. Может быть, в тайных шкафах МП и зарыты какие-нибудь скелеты, но нам обнаружить их не удалось. «Городской парк» больше похож на учреждение культуры, чем коммерческое предприятие, настолько он полон социальными функциями и общественно-полезной нагрузкой. При этом, в отличие от муниципальных учреждений, он не требует затрат из городского бюджета. На зарплаты и содержание имущества «Городской парк» зарабатывает сам, предприятие не получает дотаций с 1998 года. В 2012 году его годовой оборот составил порядка 8 млн. рублей, чистая прибыль – 1,2 млн. руб. Половину из них МП перечислило в городской бюджет.

Смысл существования МП г.Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» сводится к организации доступного досуга для псковских детей и отчасти взрослых. Это все городские аттракционы – качели, карусели, машинки, колесо обозрения и прочее. Предприятие следит, чтобы все это исправно и за небольшие деньги работало. Билет на аттракционы стоит 50 рублей, в льготные дни (понедельник, четверг) – 30 рублей. Требование оказывать услуги по минимальным ценам зафиксировано в уставе МП. «Понятно, что коммерческое предприятие должно зарабатывать и получать прибыль, но не так, чтобы рвать с населения», - говорит Юрий Мартынов. Учитывая спрос, отсутствие конкуренции и удобное месторасположение аттракционов, «Городской парк» мог бы поднять стоимость билетов и зарабатывать гораздо больше, считает Евгений Шелемба, однако цели такой не стоит. В 2012 году предприятие продало 123 тысячи билетов на аттракционы и 15,3 тыс. – на утренники и мероприятия. Еще 1737 билетов «Городской парк» в благотворительных целях раздал бесплатно воспитанникам различных детских учреждений.

Прибыль МП приносит, главным образом, продажа билетов на аттракционы и немного – мероприятия (новогодние утренники, выпускные, праздники), дискотека, кафе, гостевые выставки. Серьезно осложнило жизнь предприятию закрытие Детского парка на реконструкцию – тамошние аттракционы давали 60-70% прибыли, но их пришлось демонтировать и за свой счет перевезти в Летний сад. Туда же перешла часть посетителей, но не все – в 2011 году количество проданных билетов все-таки превышало 180 тыс. шт. Что будет после реконструкции, вернется ли Детский парк в хозведение МП – пока не известно.

Главная проблема «Городского парка» - это сезонный характер спроса на услуги. «В 2001 году, когда я пришел, было очень трудно работать: за зиму у нас накапливались долги, потом мы до Дня города их отдавали, потом мы два месяца жили с деньгами, а потом опять долги», - рассказывает Юрий Мартынов. Потом сообразили, что зимой можно заливать каток – и в холода тоже стали получать прибыль. Самый проблемный период – это смена сезонов, когда на площадке в Летнем саду стоит вода, грязь и сырость – в таких условиях желающих покататься на каруселях мало.

Юрий Мартынов

Затраты предприятия складываются в основном из зарплат, уборки территории и содержания переданного в хозведение имущества. На ремонт и обслуживание аттракционов требуется порядка миллиона рублей в год, еще тысяч триста рублей уходит на содержание Зеленого театра. Эту статью расходов директор предприятия также причисляет к своей социальной нагрузке: на сцене Зеленого театра проходят все городские праздники, ремонт требуется регулярно, а зарабатывать на этом имуществе нереально, кто же станет покупать билеты на открытую площадку. Еще одна социальная задача, решаемая предприятием – трудоустройство студентов и старших школьников в летний сезон. «У нас договор с центром занятости населения, и ежегодно летом мы открываем около 30 новых рабочих мест для несовершеннолетних», - рассказывает Евгений Шелемба. Работать с молодежью выгоднее и надежнее, чем нанимать разнорабочих с биржи труда, говорит Юрий Мартынов. По словам начальника управления культуры, «своими силами, хозспособом» «Городской парк» выполняет в десятки раз дешевле те же работы, какие заказывает подрядчикам администрация города. Цифры, которые называл Юрий Анатольевич (10 млн. vs600 тыс.), порождают отчетливое понимание необходимости мастер-класса для органов МСУ.

Такое существование– устойчивое, скромное, без излишеств – МП г. Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» может продолжать хоть вечность. Аттракционы будут работать, худо-бедно обновляться, цена билетов так и останется на уровне 50 рублей. Другое дело, что качественный скачок в развитии, какой совершил, например, Центральный Парк культуры и отдыха им. Горького в Москве, у нас, в Пскове вряд ли возможен. Муниципальное предприятие не может привлекать кредиты на развитие без согласия Псковской городской Думы – а попробуй получи это согласие в нынешних финансовых условиях. Вряд ли получится собрать средства на развитие за счет коммерческой деятельности: повышение цены на билеты псковичи не проглотят. Спонсоры, говорит Юрий Мартынов, тоже за «просто так» деньги давать не готовы. Инвесторам муниципальное предприятие просто не интересно, а от разного рода серых схем (типа: давайте поставим у вас наш аттракцион и будем делить прибыль) «Городской парк» старается держаться подальше.

Форма МП, с одной стороны, гарантирует контроль муниципалитета, с другой – затрудняет хозяйственную деятельность. «Городской парк» не вправе, например, продавать имущество дороже 10% от уставного капитала, то есть стоимостью выше 9,5 тысяч рублей. Кроме того, с 2014 г. по закону № 223-ФЗ муниципальные предприятия должны будут проводить закупки на сумму выше 100 тыс. рублей только через аукцион, что еще больше усложнит работу. Было бы намного проще существовать в форме акционерного общества, пусть даже со 100%-ным участием муниципалитета, признает Юрий Мартынов, хотя в этом случае возникают иные риски: «Но все-таки в этом случае, я считаю, появляется большой шанс потерять это предприятие для города. Если какая-то слабинка, если глава города не досмотрит, еще что-то – его продадут в два счета». Схожие опасения высказывает и действующий директор: первый же бюджетный кризис создаст искушение продать часть акций. А у частного собственника «Городского парка» может появиться желание вырубить «лишние» деревья, построить новые здания в центре Пскова и так далее. «Если заниматься чистой коммерцией, то можно развернуться очень круто. Но тут именно вопрос охраны исторической среды», - отмечает Евгений Шелемба.

В общем, выбор простой: журавль в небе или синица в руках. Либо модернизация городского пространства, либо гарантированное наличие в центре Пскова недорогих аттракционов и прочих увеселений. Акционирование «Городского парка культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» может дать импульс реконструкции и обновлению публичных территорий и позволить предприятию перейти на новый качественный уровень. Но в случае утраты контроля над бизнесом есть риск потерять как доступные аттракционы, пусть и скромненькие, так и дорогую землю в центре города. Все это вопрос строгости муниципального контроля. Сомнительное, то есть, дело.

Пока «синица в руках», предприятие строит не слишком амбициозные планы: отремонтировать пол на танцплощадке, да закрыть ее легкими конструкциями. Сделать крышу над Зеленым театром, чтобы можно было разместить там нормальный свет и звук. Замостить плиткой дорожки, на которых асфальт кончился еще в прошлом веке.

Скромность в желаниях – прямое следствие скромности финансов. Ни платежеспособного спроса, ни заначек в городском бюджете у Пскове нет, чтобы задумываться о качественном развитии публичных пространств. Своих станций коворкинга, центров современного искусства и велопроката псковскому муниципалитету в ближайшие годы не светит. Нет и оснований надеяться, что все это может быть выстроено за счет частных инвестиций. Если же вынести задачи развития за скобки, МП г. Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» совершенно оправдывает свое существование: дотаций из бюджета не требует, приносит небольшие деньги в бюджет и гарантирует недорогие увеселительные мероприятия горожанам.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей