Новости партнеров
Экономика

Компания «Таможенные системы XXI века» стала партнером Агентства стратегических инициатив

18.07.2013 11:36|Псков

Перспективы и проблемы совершенствования таможенного администрирования в рамках реализации проекта «Дорожные карты» обсудили на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. План действий, который должен стимулировать активность участников ВЭД, разработала проправительственная организация, Агентство стратегических инициатив (АСИ). О том, что это не отписка «для галочки», а предназначенный для скорой реализации документ, говорит, помимо четко прописанных сроков, такой факт – «дорожные карты» в таможенной и других сферах обсуждают практики – таможенные службы и участники ВЭД. АСИ как посредник между бизнесом и властью аккумулирует мнения и готовит очередные редакции планов – с тем, чтобы итоговый документ не только ставил реальные цели и задачи, но и предлагал грамотные механизмы воплощения проекта. 

В обсуждении таможенного блока на петербургском совещании, состоявшимся 11 июля, приняли участие представители Федеральной таможенной службы, Минэкономразвития, предпринимательского сообщества «Деловая Россия», таможенные брокеры Северо-Запада. Своими впечатлениями делится Сергей Григорьевич Литвиненко, заместитель директора по развитию ООО «Таможенные системы XXI века».

Сергей Литвиненко

- Основные  задачи «таможенной» дорожной карты – разумеется, сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров. Правительство заявляет о сокращении времени прохождения таможенного контроля и числа предоставляемых документов, полном переходе на электронный документооборот. АСИ встречается с бизнесом, таможенными службами, другими ведомствами, и ежеквартально готовит для Правительства справку по текущей ситуации и темпам изменений.

- Какие цели, показатели и сроки указаны в «Дорожной карте» проекта «Совершенствование таможенного администрирования»?

- К 2018 году требуется сократить число документов, требуемых для пропуска товара через границу, с 10 до 4 для импорта и с 8 до 4 для экспорта. Далее, срок подготовки документов и время прохождения процедур, необходимых для пропуска товара через границу, планируют сократить с 36 дней до 7. Стоимость всех процедур, необходимых для того, чтобы товар пересек границу, предполагают существенно  снизить – на 800 долларов для импорта и на 950 долларов – для экспорта. Будет выработано время, которое отводится на каждую процедуру. В общем и целом скорость грузопотока должна вырасти. На практике планы зачастую пока далеки от реальности. Выполнение текущих показателей, указанных в «дорожной карте» - на уровне 70%.

- По каким аспектам программа буксует?

- Как показала практика, не все ведомства готовы к сотрудничеству. Наиболее оперативно на замечания реагирует Федеральная таможенная служба, и диалог с ФТС сегодня идет продуктивно. Пробуксовка наблюдается по фитосанитарному и ветеринарному контролю, которые осуществляются на таможенных постах. Очень много вопросов к Министерству транспорта. По морским таможням - Балтийской, Калининградской - Минтранс очень долго согласовывает схему документооборота, крайне неспешно реагирует на указанные в «дорожной карте» задания. Потому сегодня и  выполнено только 70% от текущего блока заданий «дорожной карты», а не сто.

По нашим таможням скорость прохождения грузов выросла, но машины все равно простаивают, в том числе и со скоропортящимися товарами – овощами и фруктами, которые везут сюда западные компании.

- В чем причина такого положения дел?

- Не все таможенные посты работают одинаково – сказывается штатная недоукомплектованность, сезон отпусков. Фитосанитарные и ветеринарные службы должны отобрать и исследовать пробы, а лаборатории есть не на всех постах, соответственно, происходят задержки. На совещании в Петербурге даже звучали предложения о том, чтобы таможенники брали на себя функции вышеуказанного контроля, но это – перспектива очень далекая. В любом случае, на таможенных постах Финляндии или Эстонии таможенный контроль происходит по принципу «одно окно», и инспектор решает комплекс вопросов, в том числе и по фитосанитарному и ветеринарному контролю. Правда, в Эстонии запросы идут через Таллинн, что тоже не способствует оперативности. Однако эксперимент продолжается. А в Латвии, кстати, тот же механизм, что у нас.

- Звучали ли на совещании какие-то кардинальные предложения по изменению ситуации?

- Кардинальные – пожалуй, нет. Было много вопросов к Минтрансу, который довольно агрессивно реагирует на критику. На совещании выступал таможенный брокер Балтийской таможни, эксперт АСИ, который рассказал, что Минтранс отвечает только на 10% обращений, игнорируя сроки ответов на запросы в госструктуры. А вот в отношении взаимодействия с ФТС все сошлись во мнении – служба расширила рамки деятельности, вышла за пределы исключительно фискальных функций, диалог с участниками ВЭД есть, что позволяет быстро решать ряд возникающих на границе вопросов. Отмечу, «Таможенные системы XXI века» стали партнерами АСИ что позволяет принимать участие в обсуждениях и напрямую работать в плане консультирования с Минтрансом, Минэкономразвития.

Руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в СЗФО Евгений Лебедев

- Компания «Таможенные системы XXI века», равно как и другие таможенные брокеры, делает ставку на полноценную реализацию «дорожной карты» еще и в связи с ростом грузопотока в условиях ВТО, не так ли?

- На самом деле, ожидаемого оживления при вступлении России в ВТО пока нет. В том числе и из-за устаревшей таможенной инфраструктуры. Наши таможенные посты строили в девяностые годы, грузопоток с тех пор вырос в разы, необходимы действенные меры. На совещании приводили пример: Белоруссия на границе с Польшей в качестве эксперимента поставила объединенный таможенный пост, на котором работают белорусские и польские таможенники. Экономия средств и времени. В Нарве, к примеру, эстонская сторона расширяет таможенный пост. Вопросы таможенной логистики поднимаются на различных международных конференциях, участниками которых являются «Таможенные системы XXI века».

- Насколько велика отдача от подобных встреч?

- Во-первых, это обмен опытом. Во-вторых, есть диалог и нет ощущения, что ты говоришь в пустоту. На встречах по «дорожным картам» всегда ведут протокол, всегда есть обратная реакция от АСИ. Каждую неделю у Агентства есть контакты с Правительством по тем или иным вопросам. Через Агентство участники ВЭД могут, в частности, влиять на Минтранс. Что же касается планов – они вполне жизнеспособны. На постах Псковской таможни есть наши представители, которые оформляют грузы, следующие на наш терминал. Так вот, есть грузы, которые удается оформить всего за час. Все зависит от слаженных действий служб, которые работают на границе.  Надеемся, именно к этому мы и придем повсеместно.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 86 человек
Лента новостей