Сегодня: Понедельник, 27 Марта    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Форум предпринимателей  Участки на берегу реки Великой Псков-ЭКСПО День национальной гвардии Конкурс на звание лучшей Лучшая интерьерная печать в Пскове
Что считать отечественным продуктом, обсудили члены экспертного совета в Госдуме под руководством Александра Козловского

Что считать отечественным продуктом, обсудили члены экспертного совета в Госдуме под руководством Александра Козловского

22 марта в Государственной Думе состоялось заседание рабочей группы экспертного совета по энергетическому машиностроению, электротехнической и кабельной промышленности, который возглавляет депутат от Псковской области Александр Козловский......6



Образование будущего: Проблема «кадрового голода» решаема!

16.07.2008 14:16 ПЛН, Псков

Квалифицированный рабочий сейчас «на вес золота». Как только он появляется на рынке труда, за ним выстраивается очередь. Проблема не нова, но с каждым годом она становится все острее. Поговаривают, что иностранный инвестор, рассматривающий Псковскую область в качестве места расположения производства модных марок зарубежных автомобилей,  в конечном итоге выбрал другой регион именно в силу сомнения в достаточном количестве высококвалифицированных рабочих. Добавилась и другая, если можно так сказать, проблема. «Кадровый голод» в соседних регионах заставляет работодателей «перекупать» наших специалистов. Лично я не раз видел рекламный ролик с приглашением на работу в Санкт-Петербурге по местному телевидению.

Выход из ситуации также вполне логичен: социальное партнерство власти, бизнеса и образовательных учреждений. Другими словами, вовлечение в образовательный процесс всех заинтересованных сторон. При этом предприниматель или компания выступают в роли заказчика конкретного специалиста. Образовательное учреждение готовит его. А власть обеспечивает правовую систему сотрудничества школ, центров профессиональной подготовки и работодателей. Отсутствие такой смычки в перестроечное время породило «перепроизводство» по невостребованным профессиям и одновременно нехватку нужных Псковской области специалистов. Настало время  «собирать камни».

Понимаем, переориентировать всю систему профобразования на конечный результат – дело как минимум нескольких лет. И гастарбайтеры не панацея, ведь «человек ищет,  где лучше», и выбор преимущественно опирается на величину зарплаты, которая у нас  сравнительно невысока. Обеспечить же потребность области в квалифицированных работниках в кратчайшее время способна система профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Эти учебные программы не имеют общеобразовательных дисциплин и, поэтому, обучение проходит в короткие сроки. Продолжительность курсов зависит от объема информации и тех навыков, что должны сформироваться у слушателя в процессе практического обучения. А критерий успеха образования – успешность и карьера его выпускников. Такого рода учреждения в силу своей мобильности более чутко реагируют на запросы работодателей и позволяют наладить систему переобучения для тех, кто попал в ранг безработных. А затем обеспечивают непрерывность процесса повышения квалификации, тезис «век живи – век учись» сейчас как никогда актуален. Естественно для того, кто хочет зарабатывать, а не завидовать тем, кто это делает вместо него. 

Учебный центр «Псков»

В Псковской области таких центров, как говорится, «раз, два и обчелся». Вероятно, связано это с тем, что многие отраслевые центры, что были открыты в советское время по всей стране, не смогли адаптироваться в перестроечный период. Возможно, такая судьба ждала бы и самый крупный в области  Учебный центр «Псков», хорошо известный жителям Пскова, а также Великих Лук и Невеля, где открыты его филиалы. Учебное заведение было создано приказом министра строительства в 1971 году, как раз во время масштабных советских строек. К 1986 году в нем обучалось уже 1500 человек, тогда же было принято решение о строительстве нового здания на ул. Я. Фабрициуса, 14 в Пскове. Выделенных средств на строительство не хватило, как это часто бывает, однако в долгострой объект не превратился, достраивали, как говорится, «всем миром», отделочные работы производили мастера-преподаватели учебного центра.  С 1997 года в учебном центре обучалось уже порядка 4000 человек, сейчас – вдвое больше.

В смутные перестроечные времена, когда строительная отрасль была в глубоком кризисе, руководство учебного центра, чтобы сохранить профессиональный преподавательский состав и не оставить область без очень нужного ей образовательного учреждения, было вынуждено искать подряды на проведение строительных работ, открывать новые направления обучения. Так была создана автошкола, по мнению моих коллег, одна из лучших в области. Чуть позже был открыт пункт гостехосмотра. Началось обучение по различным рабочим профессиям. В числе ведущих заказчиков выступили такие социально-значимые предприятия как «Псковэнерго» и «Псковские Тепловые Сети».

Созданный для подготовки специалистов строительных профессий, учебный центр до сих пор готовит каменщиков монтажников стальных и ж/б конструкций, штукатуров, маляров, кровельщиков по всем видам кровли, плотников, столяров, токарей, машинистов различных строительно-дорожных машин. Весьма актуальные профессии, вспоминаю недавний разговор с руководителями строительных компаний. Масштабное жилищное строительство, предпосылки к которому создаются в Пскове, обусловит рост спроса на эти специальности в ближайшие годы. «У вас все строители очень заняты, поэтому пришлось привозить своих рабочих», - рассказали мне в «Южной строительной компании», приступившей полтора месяца назад к строительству-реконструкции гостиницы «Интурист» в Пскове.

Добавим, что ведущие строительные компании, что, вероятно, выйдут на рынок Пскова, когда будет осваиваться участок на 700-750 кв.м. жилой недвижимости в Борисовичах, также могут стать потенциальными работодателями выпускников учебного центра. При этом квалифицированное обучение и «корочки» позволят претендовать на более привлекательные  условия оплаты труда. Сказать, «я работал в строительной компании десять лет, не имея соответствующей квалификации», для такого работодателя звучит неубедительно.

Образованию необходима конкуренция

Казалось бы, обучать по рабочим профессиям могли бы и профтехучилища, многие из которых сейчас носят более звучное название «профессионального лицея». Но, к сожалению, большинство выпускников школ предпочитают высшие учебные заведения, в которых учится значительно больше, чем в профтехучилищах, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Но есть еще неиспользованный резерв комплектования кадрами – это обучение смежным профессиям. Это переподготовка, повышение квалификации, в том числе и безработных.

Кстати, лучшее «лекарство» для «лечения» безработицы, не пособия, о которых так много говорят и пишут, а именно профессиональная переориентация. В Псковской области порядка 70% переобучаемых по направлению службы занятости проходят через классы и лаборатории учебного центра «Псков». Если учесть, что госзаказ размещается на конкурсной основе, можно сделать вывод, что учебный центр предлагает более выгодные для государства условия, чем другие учебные заведения.

Со службой занятости мы работаем с момента ее создания, - рассказывает директор Учебного центра «Псков» Николай Иванов. – И обучаем тех, кто потерял работу именно по тем профессиям, с которыми они без проблем смогут устроиться на рынке. Мы получили лицензию на подготовку более 80 рабочих профессий, готовим  также и бухгалтеров, и менеджеров. К нам приходят и те, кто уже имеет среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, но по каким-то причинам попали в число безработных».  Добавим, что в прошлом году в учебном центре по направлению службы занятости прошло обучение более 900 человек, в том числе в Пскове свыше 500 человек, при том,  что число безработных в городе в указанный период колебалось в районе 1300-1400 человек.

С каждым годом дефицит рабочей силы увеличивается, рабочих не хватает и в сфере услуг, и в сфере промышленности.  «По предложению службы занятости населения мы открыли филиал в городе Невеле, где было всего одно учреждение начального профессионального образования. Помещения нам переданы в безвозмездное пользование. За два года пролицензировано в этом филиале 12 профессий. Организованы компьютерные курсы и курсы продавцов. В связи с газификацией района начали обучать операторов котельных, слесарей по ремонту газового оборудования. Специально для швейной и обувной фабрики открыли подготовку по новым профессиям. Филиал ориентируется на потребности района, при этом предприятия стали участниками учебного процесса, выделив своих специалистов и оборудование. Это пример взаимовыгодного сотрудничества. В городе Великие Луки наш филиал, благодаря поддержке Администрации, переехал в новое помещение, переданное нам в безвозмездное пользование по решению Городской Думы. Оборудовано шесть новых классов, новые компьютеры и лаборатории. Мы систематически встречаемся с руководителями великолукских предприятий и налаживаем тесные отношения, чтобы более эффективно проводить обучение. Очень важно обучать новым технологиям, которые сейчас приходят на производство», - добавляет Николай Иванов.

Пока УЦ «Псков», волею судьбы, ставший негосударственным образовательным учреждением, и государственные  учреждения начального и среднего профессионального образования находятся в равных условиях. Государственные образовательные учреждения пользуются имуществом на праве оперативного управления. А имущественный комплекс по адресам: г. Псков, улица Яна Фабрициуса, д.14 и улица Алмазная, д.4а, передан учебному центру хотя и не в безвозмездное пользование, а в аренду, но на протяжении последних 15 лет эта плата символическая. Конкуренция среди образовательных учреждений в равных условиях несомненно способствует повышению качества образования. Впрочем ситуация  может измениться, если возобладает подход к УЦ «Псков» как к обычной коммерческой организации и, возможно, область просто может потерять учебное заведение, готовящее высоковостребованных специалистов рабочих профессий. Хочется верить, что такого не произойдет.  

Бизнес в образовании

Не секрет, что производственное обучение без предприятий невозможно и не эффективно. Если предприятие вкладывает в обучение и заключает договора с будущими работниками, то автоматически решается кадровая проблема, ведь сидеть сложа руки и ждать, когда вам подготовят специалистов, не принимая в этом процессе участия, можно бесконечно долго. И дело здесь не в программе обучения, в составлении которой заказчику также стоит поучаствовать, что предлагает УЦ «Псков», просто тот же учащийся, видя безразличие со стороны работодателя, найдет такового в соседнем Санкт-Петербурге, где в силу объективных причин зарплата на порядок выше псковской. 

С другой стороны, само оборудование стоит немалых денег. Приобрести его в полном объеме ни для одного  образовательного учреждения не по средствам. Хотя, учебный центр «Псков» старается по возможности обновлять производственную базу. «С сентября месяца у нас будет работать два терминальных компьютерных класса без системных блоков, управляемые за счет серверов. Переоборудована библиотека, есть возможность получать информацию через Интернет и пользоваться электронными учебниками. Приобретено новое сварочное оборудование (один источник тока для сварки стоит  80-100 тыс. руб., для обучения  газоэлектросварщиков всем видам сварки нужно четыре таких агрегата), новое оборудование по котельным установкам. Мы стараемся учить в условиях, приближенных к рабочей деятельности», - рассказывают специалисты учебного центра. Добавим, что только за прошлый год в Учебном центре «Псков» по рабочим профессиям было обучено 3610 человек (больше, чем в любом профессиональном училище Пскова),  657 человек повысили свою квалификацию. Интерес вызывает и тот факт, что сотрудниками УЦ было опрошено 76 псковских предприятий на предмет профессиональной подготовки кадров. Абсолютное большинство из них готовы всесторонне участвовать в профессиональной подготовке специалистов и оплачивать их обучение, но необходима законодательная база, стимулирующая предприятия финансировать образование своих рабочих и специалистов.Ориентация на конкретные предприятия, на реальные потребности Псковской области в специалистах стала «визитной карточкой» УЦ «Псков».

Чтобы не остаться без работы

Думаю, у человека должна быть рабочая профессия. Даже если речь идет о специалисте с высшим образованием. Ведь то же высшее образование можно получить на средства, заработанные благодаря рабочей специальности. Да и руководить рабочими намного проще, когда знаешь весь технологический процесс не понаслышке. Нередки случаи совмещения обучения, когда к получению диплома выпускник вуза имеет опыт работы в по рабочей профессии. Что, несомненно, лучше, чем специалист с высшим образованием,  который за неимением лучшего по окончании вуза работает продавцом в магазине. Лично мне бы очень хотелось, чтобы у моих детей помимо высшего образования обязательно бы была рабочая специальность.

Другой аспект, наличие знаний по менеджменту и обладание рабочей специальностью становятся неплохой основой для создания собственного дела. Не секрет, что немало нынешних предпринимателей – это высококвалифицированные рабочие и служащие, отправленные в перестроечные времена в «открытое плавание» и не получившие бизнес-образования, что мешает им развивать бизнес. Для обучения основам предпринимательства при УЦ «Псков» была создана школа бизнеса. Среди курсов, предлагаемых ею, «менеджер малого и среднего бизнеса», на которых слушатели изучают основы бухгалтерского учета, первые шаги предпринимательской деятельности, а итоговым заданием является разработка бизнес-плана по выбранной сфере деятельности.  Да и курсы «менеджер по маркетингу и сбыту», «менеджер по логистике» или «менеджер по персоналу» также весьма актуальны в современных условиях.

В первую очередь мы учитываем пожелания слушателей.  В конце обучения проводим анкетирование, чтобы узнать, получил ли учащийся от обучения то, что ожидал. Обеспечить индивидуальный подход позволяет ориентация на обучение в малых группах. В штате учебного центра работает 96 человек, еще около 300 преподавателей-практиков участвуют в образовательном процессе», - рассказывают в учебном центре. - «Есть и  возможность для профориентации на ранней стадии, законодательство позволяет формировать профильные классы в школах. У нас такой опыт уже имеется. Думаю, на этой стадии как раз наиболее уместно познакомить школьника со спецификой различных видов деятельности и профессий, чтобы у будущего абитуриента было полное представление о «вожделенной» профессии. Думаю, это лучше, чем на третьем курсе института или под конец обучения в техникуме осознать «не туда пошел».  Конечно, учиться никогда не поздно, но все же лучше на ошибках других.

Максим Голиков

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Ваше отношение к митингам оппозиции?














Loading...


Голосование

Ваше отношение к митингам оппозиции?














Календарь