Новости партнеров
Экономика

Пациент скорее жив, чем мертв

18.12.2009 17:09|ПсковКомментариев: 19

Псковские политики и предприниматели о том, что такое кризис, когда они его почувствовали, когда он их испугал,  и как с ним боролись.

Глобальный экономический кризис стал одним из главных событий 2008 - 2009 годов и определяющим фактором экономики. Он оказал огромное влияние на экономику на макро- и на микроуровне. Кризисные явления не обошли стороной и Россию, они ощущались и продолжают ощущаться во многих регионах. Кризис проявился в спаде производства, сокращении инвестиций, рабочих мест, уменьшении грузоперевозок, задержке зарплат. Предприниматели и рядовые потребители стали пересматривать свои расходы.

Само слово «кризис» вошло в жизнь политиков, бизнесменов и обывателей и прочно там обосновалось.  Этот термин быстро стал одним из самых употребляемых и даже модных. Для тех, кто не может выполнить свои коммерческие обязательства, слово «кризис» - это просто находка.   Распространенной фразой в этом году стала: «А вы что, про кризис не слышали, у всех проблемы». Списывать все на кризис очень быстро научились и политики с чиновниками, еще вчера вещавшие о торжестве национальных проектов и Стратегии развития России-2020. Неудивительно, что за прошедший год огромное число бывших бизнесменов перешли на работу в органы государственной власти и местного самоуправления.   Наблюдатели отмечают, что совершенно неслучайно на руководящие должности в администрации Псковской области потянулись бывшие предприниматели из Санкт-Петербурга.

Конечно, в первую очередь кризис ударил по мегаполисам с крупными промышленными центрами. Но и провинция почувствовала его дыхание. В Псковской области первыми почувствовали кризис промышленные предприятия.

Сначала по требованию федеральных чиновников региональным властям было рекомендовано не заострять внимание на этой теме и не говорить о кризисе. Тем не менее, про кризис вскоре узнали все - рядовые потребители, бизнесмены и чиновники. В эпоху информационного общества эти уловки сразу не работают. Как только первые безработные потянулись на биржу, всем стало ясно: «эпоха стабильности» закончилась, не успела Россия дожить до обещанной «эпохи развития».

«Псковская Лента Новостей» решила узнать, что думают о кризисе и возможности его дальнейшего развития псковские бизнесмены. В качестве наших основных экспертов выступили предприниматели, осуществляющие деятельность в различных сферах: производство (генеральный директор холдинга «NPN» Игорь Савицкий), агропромышленный комплекс (генеральный директор ООО «ПсковАгроИнвест» Александр Братчиков, председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат» Дмитрий Матвеев), торговля и услуги (президент группы автотранспортных предприятий «Авто-Альянс» Алексей Севастьянов, владелец сети заведений общественного питания в Пскове «Диканька», «Карл Фридрих», «Ромашка» Игорь Смирнов, президент ООО-фирмы «Псков-металл» Анатолий Тиханов), а также президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Псковской области Владимир Зубов и кандидат экономических наук Максим Голиков.

Максим Голиков

На вопрос «Когда вы почувствовали первое влияние кризиса?» большинство наших экспертов назвали последние 4-5 месяцев 2008 года. Экономист Максим Голиков в конце весны - начале лета 2008 года увидел первые признаки ухудшения - падение российского рынка акций. «Особенно явно в сентябре 2008 года, но настороженность возникла уже в марте, - ответил Владимир Зубов. - Торгово-промышленная палата как аналитическая организация видела, что происходит в странах Балтии. В сентябре уже не было никаких сомнений, что кризис достаточно жестко пройдет по нашей стране. В ноябре было понятно, что у людей еще нет достаточно четкого осознания глубины возможных потерь. У меня, честно говоря, его тоже не было».

Игорь Савицкий

Игорь Савицкий ощутил влияние кризиса в августе 2008 года. На «Псковском заводе механических приводов» в октябре 2008 года на 50% упали заказы. В том же месяце банк отказался финансировать крупный проект Великолукского агрохолдинга. Дмитрий Матвеев отметил, что одна из крупных компаний, планировавшая совместный с агрохолдингом проект по открытию торговой сети, свернула свои планы по развитию в Псковской области. Хуже стали платить покупатели-оптовики.

В сети общественного питания кризис наметился в конце ноября - декабре. Игорь Смирнов увидел его проявления в резком снижении количества клиентов, падении уровня среднего чека. Александр Братчиков и «ПсковАгроИнвест» почувствовали «дыхание кризиса» в январе 2009 года. Продажи автомобилей начали падать в январе, феврале, марте 2009 года. По словам Алексея Севастьянова, в этой сфере объемы продаж упали на 70%.

Алексей Севастьянов

Действия предприниматели в условиях кризиса  были одинаковыми: анализ расходов и доходов, максимальное сокращение издержек, снижение инвестиций. Снижение издержек было разным, в зависимости от конкретного вида предпринимательской деятельности. Александру Братчикову пришлось экономить на содержании  животных, в частности, на оптимизации рационов кормления. По словам Игоря Смирнова, его действия в основном были связаны со снижением различных цен в сети кафе. Дмитрий Матвеев продолжил переговоры с банком для продолжения финансирования проекта. «Мы приехали в банк, показали, что часть средств инвестирована, останавливаться на полпути не имеет смысла», - рассказал он. По словам Анатолия Тиханова, работа над издержками зависела от характера явлений в экономике, потому как кризис кризису рознь. Например, события 1998 года существенно отличались от событий 2008 года.

Владимир Зубов

ТПП Псковской области также стала экономить на непрофильных затратах. «Мы отказались от проведения ряда мероприятий, которые были не нужны в этой атмосфере, - комментирует Владимир Зубов. - По плану в Торгово-промышленной палате был анонсирован ряд конференций, семинаров, и мы поняли, что в условиях спада экономики нужно изменить тематику, но пока приспособились к новым тенденциям рынка - ушло время. Мы в итоге не жалеем, что перестроились и сэкономили деньги для решения более актуальных нужд членов ТПП. К сожалению, нужно признать, что экономили и на пиар-акциях. Мы стали меньше появляться на экране телевидения с телепрограммой «Под знаком Меркурия», зато появилась ее on-line  версия на сайте ТПП».

Одним из возможных путей сокращения издержек стало сокращение численности персонала. В частности, на заводе механических приводов она сократилась в два раза. «Мы стали бороться за что, чтобы производство было более эффективным с меньшими затратами. Сейчас мы можем оставшимся личным составом выполнять те же самые объемы, которые у нас были в докризисные времена», - отметил Игорь Савицкий.

Сократили часть персонала и на Великолукском молочном комбинате. «Это решение было бы принято не только в кризис. Сейчас на первое место выходят компании, которые сокращают свои затраты. Самая главная проблема наших хозяйств - очень много работников и низкая средняя зарплата. Нужно брать не количеством, а качеством. Пусть лучше работает один человек и зарабатывает 20 тыс. рублей, чем пять человек будут зарабатывать по 4 тыс. рублей, при этом не держась за свое рабочее место», - считает Дмитрий Матвеев.

Дмитрий Матвеев

Однако не все предприниматели прибегали к сокращениям. Не было массовых увольнений в кафе Игоря Смирнова, Торгово-промышленной палате и «ПсковАгроИнвесте».

Январь, февраль и март 2009 года наши эксперты практически единодушно признали самыми сложными месяцами с начала кризиса, но свой выбор объясняют по-разному. Например, бизнес Анатолия Тиханова связан со строительством, в котором присутствует сезонный фактор. «Строительство замирает или замедляется в зимние месяцы, поэтому они были для нас достаточно тяжёлыми. Они кстати не будут легкими и в следующем году», - прогнозирует предприниматель.

Дмитрий Матвеев считает самыми сложными месяцы с января по май 2009 года и объясняет это психологическими особенностями потребителей: «В сентябре - декабре 2008 года люди еще не совсем серьезно осознавали серьезность ситуации, считали, что кризис пройдёт стороной. Понимание пришло только в конце декабря. В январе - апреле была некая депрессия и паника, было непонятно что делать и как дальше жить. В мае все стало восстанавливаться. Все поняли, что жить можно, просто нужно урезать свои расходы, верстать свои планы по инвестициям, по развитию».

Президент ТПП Псковской области тоже склонен объяснять выбор февраля и марта «выжиданием».  «Февраль и март - это был выход из новогодних каникул, непонятна была основная тенденция развития, был мерзкий, во всех смыслах, период межсезонья, когда многие предприниматели поступили, наверное, одинаково. Все стали пересчитывать свои бюджеты, начали политику жесточайшей экономии, а значит, упал объем реального рынка продаж товаров. У продавцов были затоварены склады, но не было покупателей. Это был период некого физического осознания сложившейся ситуации, время раздумий о будущем - есть ли потенциальные покупатели, как нужно менять ценовую политику, стоит ли резко снижать цены, чтобы продать товар и хоть как-то рассчитаться  с банком или выбрать выжидательную политику плавного снижения цен», - отметил Владимир Зубов.

По словам Игоря Савицкого, в январе всегда падает деловая активность. Самыми тяжелыми месяцами он считает январь - февраль 2008 года. «Следующие месяцы тоже будут тяжелыми», - предупреждает он.

Игорь Смирнов

С точки зрения Игоря Смирнова, основной «ямой» стали весна, лето, начало осени 2009 года, а сейчас начался оптимистичный рост. В то же время он считает кризис надуманным явлением, его последствия для Псковской области минимальными. «Мы, к сожалению, ничего не производим. Наш экспорт и импорт вообще близок к нулю, он был таким до кризиса, во время кризиса и сейчас остался таким же. Сокращение производства нас тоже слабо коснулось, потому что, мягко выражаясь, производства у нас немного», - объяснил Игорь Смирнов. Он отметил, что регион живет в основном за счет бюджетников, финансируемых из федерального бюджета. Зарплата у них не уменьшилась, следовательно,  покупательская возможность изменилась очень незначительно, зато изменилась психологическая возможность приобретения товаров и услуг.

Не все опрошенные нами бизнесмены разделяют мнение, что самое тяжелое время позади. «Кризис постепенно все больше и больше отражается на нашей работе. Сейчас настало достаточно сложное время», - заявил Александр Братчиков. Нарастание кризисных явлений уже в декабре 2009 года по уровню заказов ощущает Игорь Савицкий. По его словам, обычно четвертый квартал благоприятен для производства. «В этом году мы наоборот, чувствуем спад промышленного производства», - заявил он.

Александр Братчиков

Есть мнение, что в условиях кризиса бизнесу лучше сконцентрировать усилия на освоении новых направлений деятельности, переориентировать свою работу. Опрошенные нами бизнесмены единодушно сказали, что им не пришлось работать в новых направлениях. Напротив, они занимались совершенствованием деятельности, чтобы остаться на плаву. Александр Братчиков считает, что осваивать новые направления не очень правильно, предпринимателям надо максимально улучшить свою работу. Аналогичную позицию занимает Алексей Севастьянов. «Мы стали более качественно работать в своем направлении», - сказал он.

У Игоря Смирнова не было возможности освоить новые направления из-за отсутствия инвестиций. Анатолий Тиханов не только не начал работу по новым направлениям, но и наоборот, закрыл некоторые направления, показавшиеся бесперспективными. Исключением среди наших экспертов по этому вопросу стал Игорь Савицкий. Он размышлял над открытием нового направления и предпринимал некоторые попытки действий, но пришел к выводу, что не готов начать новый бизнес в условиях кризиса.

Мы также задали предпринимателям вопрос, разделяют ли они мнение, что кризис имеет и положительные стороны, он не дает предпринимателям расслабиться. Игорь Смирнов считает, что кризис оказывает тонизирующее действие. «Очень хорошо, когда в проруби есть щука, большая конкуренция тонизирует предпринимателя», - сказал он. «В каждом кризисе есть не только отрицательные, но и положительные моменты, - отметил Дмитрий Матвеев. - По-китайски слово кризис состоит из двух иероглифов. Первый означает опасность, а второй - благоприятные возможности. Кризис всегда дает сильным  компаниям возможности, пускай даже небольшие, продвинуть себя на рынке, потому что выживают сильнейшие. Все начинают думать о своих расходах, об оптимизации работы».

Анатолий Тиханов

Другие эксперты тоже считают, что экономический кризис оказывает определенное благотворное воздействие на конкуренцию. Анатолий Тиханов отметил, что в тяжелых экономических условиях бизнес проходит проверку на выживание, Максим Голиков – что  кризис дает возможность перераспределить рынок, а Алексей Севастьянов - что предприниматели вынуждены работать, очень четко взвешивая каждый шаг.

Отличное от других экспертов мнение высказал Александр Братчиков. Он считает, что ему и раньше жилось не так легко. Но в то же время, по его словам, кризис повлиял благоприятно на ситуацию с кадрами. «На бирже появилось больше свободных кадров, и мне, как руководителю,  стало легче выбирать специалистов», - отметил он.

Шесть из восьми экспертов являются депутатами Псковского областного Собрания, поэтому мы задали вопрос об эффективности законов антикризисного характера, в том числе принятых в Псковской области и попросили назвать самые эффективные из них. Ответы свидетельствуют, что принятые на областном уровне антикризисные меры можно считать небесполезными,  но ни одна из них не является уникальным лекарством от кризиса, и серьезного влияния антикризисные потуги властей на ситуацию не оказали.

Несколько экспертов ответили, что им помог закон о снижении налога по упрощенной системе налогообложения, принятый областным Собранием в конце 2008 года. Анатолий Тиханов перевел некоторые виды деятельности на упрощенную систему налогообложения. Однако он уверен, что такая схема налогообложения будет действовать недолго, через год – два ставку налога снова повысят. Игорь Смирнов отметил, что помимо снижения налога предпринимателям помогли отмена декабрьского закона о выкупе площадей для арендаторов, отмена решения о повышенной ставке земельного налога для незаконченных объектов строительства сроком более трех лет, снижение арендной платы.

«Все, что было продекларировано на уровне области, все это сделано, арендаторы областной собственности в этом году платят несколько меньше. Что касается муниципалов, они не поторопились бежать за субъектом, к сожалению», - добавил он.

Некоторые эксперты обратили внимание на антикризисные меры по трудоустройству граждан. Кандидат экономических наук Максим Голиков считает, что общественные работы были нужны. «Даже если вы бы не пошли мести дворы, психологически это очень важно видеть, что власть готова помочь с трудоустройством. Когда вы летите в самолете, вы слабо надеетесь, что вас спасет ремень или жилет, тем не менее, вам комфортнее от того, что самолет оборудован спасательными средствами, и они рядом с вами». Сам факт того, что власть проводит антикризисные совещания, разрабатывает антикризисную программу – уже психологически значим, вне зависимости от эффективности принимаемых мер, считает он.

Владимир Зубов, как и другие эксперты, считает, что частично антикризисные меры сыграли свою роль. Однако он обращает внимание, что даже грамотно принятые решения упираются в их достаточно неграмотное исполнение. «Меры по стимулированию перехода на самозанятость - открыть свой бизнес, получить 58 тыс. 800 рублей для старта обросли лишними административными  барьерами, - отметил Владимир Зубов. - Получается, 10 человек из разных ведомств присматривают, чтобы бедный предприниматель не зажулил себе что-нибудь из жалких 59 тысяч рублей. Между прочим, это та сумма, которую получал бы человек, ничего не делая, числясь на бирже труда 12 месяцев в течение одного года, не озабочиваясь реальным поиском работы. То есть происходит выхолащивание здравого смысла хорошей идеи. Парадокс, но налоговые службы считают это пособие доходом начинающего предпринимателя и требуют с него уплаты НДФЛ - 13%».

Среди псковских антикризисных программ президент ТПП Псковской области выделил программу по развитию малого и среднего бизнеса в Псковской области до 2012 года, начало работы гарантийного фонда, снижение налога на упрощенной системе налогообложения до 5% с прибыли, возрождение работы совета по малому и среднему бизнесу при губернаторе.

«Достаточно грамотно идет взаимодействие с центрами занятости населения по переходу безработных в начинающие предприниматели. Хотелось бы, чтобы они и дальше крепли, потому что желающих достаточно много, но из-за жесткого и даже жестокого контроля о стороны контролирующих органов опускаются руки. Мне бы хотелось, чтобы создавались и  активно работали фонды микрокредитования. В настоящее время, к сожалению, если ты не имеешь хотя бы полугодовой позитивной кредитной истории, банки даже разговаривать с тобой не хотят», - добавил Владимир Зубов.

Часть опрошенных сказала, что воздействие областных антикризисных мер было вообще незначительным. Алексей Севастьянов сказал, что его бизнесу «мало-мальски» помогла правительственная антикризисная программа автокредитования и обмена старого автомобиля на новый. «У нас и так есть льготы по сельскому хозяйству. Сказать, что сделали что-то еще, не могу. Но все меры поддержки, которые были обещаны государством, в том числе и областным бюджетом, выполняются», - отметил Александр Братчиков.

В будущее опрошенные бизнесмены смотрят по-разному. Игорь Савицкий настроен пессимистически и ожидает нарастания кризисных явлений, по крайней мере, в промышленном производстве, так как российская продукция при сильном рубле неконкурентоспособна зарубежным аналогом.  Дмитрий Матвеев считает, что  сейчас экономика стабилизировалась. «Может быть, в ближайшей перспективе год - два она лучше не будет, но и хуже не будет точно», - сказал он. Не ждёт новой волны кризиса и Алексей Севастьянов. По его словам, скорее нас ждёт затяжной штиль, что в принципе не лучше новой волны.

Владимир Зубов считает, что не очень уместно говорить о новой волне, поскольку произошедшие в экономике явления были только легким преддверием реального кризиса. «Данный кризис, является системным и словами его не искоренить. Реальных действий, которые изменяли бы саму структуру экономики не принято пока, наверное, ни одним государством. Такие системные кризисы не могут быть скоротечными, это доказано всей историей экономических спадов и подъёмов.  Честно говоря, я не вижу однозначных тенденций, которые говорят о выходе из кризиса. Есть некоторые всплески покупательской активности, всплески на биржевом рынке, но это все краткосрочные и спекулятивные тенденции», - сказал Владимир Зубов.

Анатолий Тиханов не ожидает новой волны кризиса, но уверен, следующий кризис обязательно будет. «Вопрос в том, когда это произойдет - через год-два или через пять. В каком виде, где будет его эпицентр, сейчас практически невозможно предсказать», - уверен он.

Подводя итоги опроса, можно сказать что кризис, безусловно, ударил по всем сферам экономики в Псковской области, его влияние ощутили представители самых разных бизнес-направлений. Наиболее сложными предприниматели считают первые три месяца 2009 года. Новой волны кризиса в ближайший год большинство бизнесменов не ожидают, но готовы к новым экономическим потрясениям в будущем. По их мнению, антикризисные меры сыграли свою роль, однако они недостаточны или не всегда эффективно исполняются.

Денис Бахтин

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 117 человек
Лента новостей