Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Масло со скидкой! Европа Плюс бьет рекорды Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей ответы ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви Доверие клиентов TeleTrade Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Поддержка или смерть бизнеса – о теме без эмоций

09.12.2010 17:39 ПЛН, Псков

Псков

«Налоговое бремя для малого бизнеса 2011: поддержка или смерть?». Так безапелляционно или точнее бескомпромиссно озаглавили организаторы пресс-конференцию, которая прошла в эту среду в Общественном пресс-центре Псковской области. Судя по построению фразы – последнее слово в ней «смерть» – несмотря на наличие в ней вопроса, ответ как бы напрашивался еще до начала обсуждения. Действительно ли все так мрачно? Или все же выход есть? И если есть, то какой? Понятно, что любое повышение налога, а это ожидает предпринимателя в следующем году, воспринимается его плательщиком негативно, иное было бы сложно предположить. Понятны и интересы тех, кто предлагает повышение налогов – им надо сократить дефицит бюджета и сделать это не через пять-десять лет (при использовании мер поддержки), а уже через месяц (фискальные меры). Оставим эмоции, попытаемся проанализировать ситуацию объективно.

Проблема 2011

Что произойдет в налогообложении в 2011 году? Речь идет о росте акцизов, замене единого социального налога выплатами страховых взносов и отмене ряда региональных преференций. Первые два новшества наиболее значимые, и решение об их принятии идет на федеральном уровне. Их цель – снизить дефицит госбюджета. Третье – это преференции, которые региональные власти делали для малого бизнеса в кризисных условиях. Применительно к Псковской области речь идет о снижении ставки с 15 до 5 процентов при применении упрощенной системы налогообложения с выбором варианта доходы минус расходы. Поскольку не все читатели предприниматели, сделаю небольшое разъяснение. Законодательно предусмотрено два варианта работы на упрощенной системе налогообложения. Вариант первый – уплата 6% от выручки. Он удобен предпринимателю, который создает продукт или оказывает услугу с относительно невысоким уровнем расходов, которые можно зафиксировать документально. Второй вариант – это уплата налога по ставке 15% с превышения доходов (выручки) над расходами предпринимателя или организации. Эта ставка как раз и была снижена в свое время до 5% решением региональных властей. Если у предпринимателя расходы превысили доходы, ставка составляет 1% от оборота.

Статистика по налогообложению – вещь публичная, воспользуемся ею, чтобы понимать «цену вопроса». За 9 месяцев 2010 года в Псковской области по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения поступило 384 257 тыс.руб. При этом наибольшая часть, а именно 213,4 млн. руб. пришло от тех, кто платит 6% от выручки. Около 100 млн. заплатили те, кто вычитали из доходов расходы, еще 71 млн. поступил по минимальной ставке. Зная процентную ставку, легко высчитать оборот. Получается, что выручка убыточных (или показавших убытки) организаций и предпринимателей составила 7,1 млрд.руб., что выше той части, что уплатила 6% с оборота в 2 раза. Ключевой вопрос – в чем причина убытка? Вернемся к нему чуть позже.

Изменение налоговых ставок, принятое депутатами, касается лишь группы, которая учитывает при налогообложении расходы и имеет прибыль, она дает в бюджет четверть сборов по бизнесу, работающему на «упрощенке». При отсутствии льготных категорий плательщиков и желания скрыть доход, а также при благоприятной экономической ситуации, рост процентной ставки втрое мог бы дать в казну порядка 200 млн. и даже выше. Учитывая кризис и возможный переход в категорию плательщиков с минимальной ставкой, а также сворачивание деятельности, консолидированный бюджет и бюджеты фондов получат естественно меньше. Сколько именно, 150, 100, 50 или 0, сказать сложно, вероятно сторонники роста налога посчитают сумму больше чем его противники. К этой цифре мы вернемся через год с небольшим, когда будем иметь данные по сборам налогов в 2011 году.

Теперь к единому социальному налогу, точнее взносам, которыми его планируется заменить. Известно, что налоговая нагрузка по ним вначале увеличивается с ростом зарплаты, но затем остается на одном уровне и при последующем росте в расчете на каждый полученный рубль становится ниже. О чем идет речь – о величине зарплаты. Если бы зарплаты были высокими, то все бы платили фиксированную сумму, ведь такая норма заложена законодательно. Но, полагаю, зарплата большинства псковичей ниже, чем та планка, после которой ставка страховых взносов фиксирована. И это тоже своего рода проблема, ведь где гарантия, что, скажем, директор предприятия, не сделает себе зарплату в пару миллионов, чтобы минимизировать уплату страховых взносов и потом не будет выдавать ее работникам в конвертах?

Теперь собственно к самой ставке – для одних разница составит 8% (платили 26%), для других – 20 (платили 14). Это ощутимо, потому и вызывает протест предпринимателей. По словам президента Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимира Зубова, участника пресс-конференции, те категории, которые могут получить двух летную отсрочку – это лишь порядка 15-16% псковских предпринимателей. Решение, повторюсь, уровня федерального, соответственно и отменить его могут только в Москве. В чем состоит проблема как таковая. Почему происходит повышение – нужны деньги в федеральный бюджет. Что нужно, чтобы избежать повышения взносов на соцстрах – очевидно, предложить иной вариант решения проблемы. То же верно и в отношении решений регионального уровня. Отсюда вопрос, чем можно было бы компенсировать рост процентной ставки по «упрощенке»? Возможно, это звучит наивно, но если бы вы были властью и принимали решение о повышении ставки, и вам предложили бы менее болезненный вариант, позволяющий добиться того же, разве вам пришлось бы повышать налог? Отсюда весьма интересный вывод, если бизнес будет критиковать власть, не предлагая альтернативы, то вряд ли изменит уже принятые решения. Ведь все это уже заложено в бюджет.

Плюс налоги

Теперь самое интересное. Велика ли налоговая нагрузка на малый бизнес в России в целом и Псковской области в частности? Все малые предприниматели, с которыми довелось побеседовать, не дифференцируют нагрузку как таковую: они добавляют налоги плюсом ко всем остальным платежам. Это подтвердил и руководитель Псковского регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Валерий Лесников, участвовавший в пресс-конференции. Предприниматель считает свои расходы в целом. Налоги – один из их элементов. Если все же попытаться структурировать обязательные ежемесячные платежи, то окажется, что для одних предпринимателей наибольшей статьей станет аренда помещения, для других – плата за услуги ЖКХ и т.д. Налог как таковой может иметь относительно меньшую долю в структуре, но он не воспринимается отдельно, и потому повышение даже не самой значимой статьи платежей воспринимается достаточно болезненно. И будет восприниматься, пока в области не будет бизнес-инкубаторов с нулевой или близкой к ней ставкой арендной платы для начинающих предпринимателей, с минимальными платежами за множество услуг, которые предпринимателю приходится оплачивать ежемесячно.

Почему предприниматель, который платит ЕНВД, затронем и эту категорию предпринимателей, болезненно воспринимает увеличение страховых взносов? Казалось бы, схема расчета проста и понятна: берется минимальная зарплата, умножается на 12 и к ней применяется установленный процент. И вроде как предприниматель должен быть рад, что берется МРОТ, а не средняя величина оплаты труда по отрасли. Но предприниматель еще помнит, как несколько лет назад он платил всего лишь 150 руб. в месяц или 1800 руб. в год. А за 2010 год он должен уплатить уже порядка 12 тыс. руб., в 2011 году цифра перешагнет планку в 16. Т.е. предприниматель сравнивает 16 тыс.руб. не с 12, а с теми менее 2-х тыс. рублей, которые он платил в начале своей предпринимательской деятельности.

Не смерть

Не думаю, что повышение налогов приведет к смерти бизнеса (скорее часть его перейдет в тень). Во-первых, потому что поработавший «на себя» уже вряд ли захочет пополнить ряды трудящихся по найму. Во-вторых, далеко не каждый малый предприниматель сопоставляет доходность своей деятельности с работой по найму и оперирует категориями экономической теории. Ведь если предприниматель работает 16 часов в сутки и имеет чистый доход, скажем 30 000 руб., то это сопоставимо с чистым доходом (зарплата минус подоходный налог) наемного работника в размере 15 000 руб. при восьмичасовом рабочем дне. Будучи хорошим организатором, предприниматель может быть востребован как наемный менеджер среднего звена, где его зарплата может быть выше, чем предпринимательский доход дня сегодняшнего. Возможно, при дальнейшем росте платежей, часть таких предпринимателей предпочтут стать наемными менеджерами и закрыть или продать бизнес.

Решение проблемы, по сути, лежит на поверхности. Если мы соглашаемся с тем, что рост налогового бремени неотвратим и необходим для наполнения бюджета, поддержка бизнеса должна идти не в форме дополнительных налоговых льгот (ведь, если быть честным, депутаты проголосовали не за рост налога как такового, а за отмену льготы по налогу, которая была введена ранее), а в иных формах. К примеру, в росте качества государственных услуг, снижении любых каких бы то ни было административных барьеров, уменьшении сроков выполнения государственных функций. Возможно, в том числе и это имели ввиду участники пресс-конференции, призывая относиться к малому бизнесу как к «священной корове».

Максим Голиков, к.э.н., аналитик Института регионального развития

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31