Новости партнеров
Культура

Великолукская Мельпомена и «выеденное яйцо»

11.04.2012 12:39|ПсковКомментариев: 23

В последние месяцы культурная общественность Великих Лук взбудоражена слухами о конфликте в местном драматическом театре. Поводом к этому послужили публикации в одной из газет, в которых действиям руководства театра дается, мягко говоря, критическая оценка и приводятся вот такие случаи из театральной жизни: «В финале спектакля после монолога короля Генри, в котором он приговаривает своих сыновей к смерти, в зрительном зале раздавался хохот. Почему? Исполнитель роли Джона в этот момент строил гримасы, веселя зрителя, тем самым смещая смысловой акцент сцены, сорвав финальную сцену короля Генри и Элинор».

Что же случилось в Луках? В чем причина конфликта? И какие цели преследуют его участники?

Крик души или поклеп

Если верить открытым письмам, в великолукском театре творится черте что. Руководители учреждения культуры - директор Жанна Малышева и главный режиссер Павел Сергеев - «бесчинствуют», «лжесвидетельствуют», «унижают человеческое достоинство» и даже «подвергают преследованию актеров не только в театре, но на улице и дома». А еще они «фальсифицируют», «проводят обыски» и «изымают личное имущество». Прямо монстры какие-то! Тут уж в Интерпол надо обращаться, а не в газету!

При этом следует отметить, что открытые письма, написанные от имени всего коллектива, либо вообще не имеют подписей, либо обозначены 7-ю подписантами, притом, что театральная труппа составляет 25 человек, а вместе с техническими работниками и того больше. Конечно, можно подумать, что большинство великолукских актеров «забито начальством» и не смеет пикнуть, но, вникая в ситуацию, понимаешь: это абсолютно не так. Все оставшиеся члены труппы полностью поддерживают руководство, причем не из-за какой-то прихоти угодить, а в силу объективных факторов.

Даже не театралам в Великих Луках известно, что за последние годы спектакли местного драматического театра были неоднократно представлены на фестивалях и форумах, где были отмечены дипломами и наградами профессионального жюри. Среди них форум «Золотой витязь» (Москва), фестиваль «Арбатские встречи» (Москва), фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» (Ульяновск), фестиваль малых городов России (Вышний Волочек) и др. Впервые в истории города Великолукский театр представлял Россию на международном уровне. Пройдя сложный всероссийский и международный отборы, спектакль «Макбет» по трагедии В. Шекспира был приглашен на фестиваль монодрамы в Пекин, где был очень тепло принят.

Да и банальная статистика количества проданных билетов и посещений постановок великолучанами свидетельствует о том, что театр находится на подъеме.

Плюнуть в колодец

Весьма показательно, что четверо из семи «бунтарей», начавших «бучу» вокруг театра, работают в Великих Луках менее года. Кроме того, практически у всех из семерки есть взыскания и выговоры по поводу нахождения на рабочем месте в нетрезвом состоянии или элементарных прогулов. Может быть, в этом кроется обиженность? Говорят, она бы так и осталась где-то внутри, если бы своих коллег не подбил на открытый конфликт актер театра Вячеслав Никитин. Его история, наверняка, стала для неискушенных в подобных вещах великолукских театральных деятелей определенным откровением.

Г-н Никитин прибыл на берега Ловати пару лет назад. В то время великолучане как раз искали фактурного актера старшей возрастной категории. Никитина приняли по высшему разряду - по крайней мере, на который хватило возможности муниципального театра - обеспечили жильем, подписали с ним в виду приближения пенсии пятилетний контракт, чтоб человек чувствовал себя защищенным. Г-н Никитин сразу же получил несколько ролей, в том числе и главную. Причем, когда он оказался из-за перелома ноги на длительном больничном, его не стали заменять, а просто перенесли спектакль. Так что он жил в Луках, работал, играл, получал зарплату, и все было хорошо.

И вот г-н Никитин получает новую главную роль короля Генри в пьесе «Тайны Шинонского замка», и вдруг с ним происходит удивительное преображение. Он отказывается играть в спектакле, на постановку которого были истрачены, между прочим, приличные бюджетные средства. Свое нежелание выходить на великолукскую сцену он объясняет достаточно неординарно, если не сказать абсурдно. Мол, один из его партнеров во время спектакля гримасничает и тем самым «выставляет его, как главного исполнителя, на посмешище».

Разводила больших и малых театров

С этого момента в прессе и стали появляться открытые письма о «бесчинствах» в великолукском театре. Мало того, за авторством г-на артиста или в виде анонимок «полетели» жалобы во всевозможные инстанции: прокуратуру, МВД, трудовую инспекцию, профсоюзы, администрацию города и даже в министерство культуры. Причем, примечательно, что письмо в администрацию «с просьбой разобраться» и в Минкульт с констатацией того, что «администрация ни в чем разобраться не может», датированы одним числом.

Что хочет г-н Никитин достигнуть своим демаршем, выяснилось практически сразу. «Он особо и не скрывает, чего добивается. Комбинация, придуманная предприимчивым актером, такова: великолукский театр должен досрочно разорвать с ним контракт, выплатить компенсацию за моральный ущерб, да еще выплачивать ему зарплату в течение последующих трех лет. В общем-то, получается весьма солидная сумма. Где-то в районе полумиллиона рублей. Неплохо, да?!» - высказывает мнение человек, хорошо представляющий ситуацию.

По его словам, великолучане очень удивились, когда обзвонили некоторые предыдущие места работы г-на Никитина в разных российских городах (а в трудовой книжке у него, по некоторым данным, более 20 записей).

«Оказывается, в Великих Луках он действует по уже хорошо проверенной схеме. То есть, сначала входит в доверие и как бы профессионально исполняет свои обязанности, потом начинается обыкновенный шантаж с требованием денежных выплат», - говорит он.

Занавес?

Конечно, и сами актеры Великолукского театра, и руководство, да и просто люди, неравнодушные к судьбе учреждения культуры, находятся в определенном шоке от происходящего. При этом в большинстве своем они прекрасно осознают, что конфликт «не стоит выеденного яйца». Театр живет своей полноценной жизнью, ставятся спектакли, работает талантливая труппа, количество зрителей и почитателей постоянно растет. Все-таки, как ни крути, театр в таком сравнительно небольшом городе, как Великие Луки, который успешно к тому же функционирует, явление для наших дней чуть ли не уникальное. И надо его просто беречь.

Андрей Степанов

На снимках: сцены из спектаклей Великолукского драматического театра. Фото: vlukicultura.ru

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей