Новости партнеров
Культура

«Пасмурным днем вижу я синеву»: в Пскове открылась художественная выставка «Русское поле»

04.05.2012 13:21|ПсковКомментариев: 14

Черная изба, качающаяся на нитях, идущих из-под потолка, заржавевшие орудия крестьянского труда, проросшие бурые клубни картофеля, репродукции знакомых из школьного курса МХК картин русских художников, невиданные ранее полотна и арт-объекты, живые голоса деревенских жителей, бутыль с прозрачной жидкостью, стаканы и соленые огурцы. В Пскове в доме купца Сафьянчикова силами членов движения ПсковАРТ открылась выставка «Русское поле» (ФОТОРЕПОРТАЖ).

В галерее ПсковАРТ открылась выставка

Проект - плод поездок псковских художников в мае-сентябре 2011 года по окрестным деревням. Природа и жители Лопатово, Выбут, Мелетово, Изборска вдохновили живописцев на создание порядка 50 работ - пейзажей, портретов и арт-объектов, посвященных неисчерпаемой теме русской деревни.

Формально проект приурочен к 150-летию отмены крепостного права в России. В нашей стране любят годовщины, с чем бы они ни были связаны, а тут такая круглая дата! В результате художники получили поддержку в администрации Псковской области, выделившей творческому союзу ПсковАРТовцев грант на реализацию творческой идеи «Русского поля».

Основной целью проекта стало знакомство жителей региона с обликом современной деревни, а также поиск сходств и различий между деревней прошлой и нынешней. По мысли создателей, проект должен был показать проблемы псковской глубинки, оторванность деревни от цивилизации, повседневную жизнь современного крестьянина. В заявке и обосновании инновационного проекта «Русское поле» читаем: «Данный проект имеет большую социальную значимость. Художники имеют конкурентную творческую задачу. В процессе проекта отображается деревенская жизнь со всеми ее проблемами, фиксируется исторический взгляд на село века 21-го».

Но социальное и региональное у художника склонно перерастать в нечто большее. Так произошло и в случае с «Русским полем». Псковские художники преодолели земное притяжение конкретного пространственного понятия и осмыслили его как некий символ. Как заявлено в презентационном буклете выставки, составленном председателем движения ПсковАРТ Ириной Жбановой, поле – это некое символическое пространство, несущее в себе множество смыслов, в том числе противоречивых, взаимоисключающих. Это Мать-земля, рождающая и убивающая, это прошлое-настоящее-будущее в неразрывной слитности, это свобода и закрепощение. Поле - это Россия, Душа страны, «водораздел между западной цивилизацией и восточной».

Своеобразно осмысляются и социально-исторические понятия «крепости» и свободы. Русский крестьянин издревле был крепок своей связью с землей. Но связь эта носила преимущественно принудительный характер. В 19 веке крестьянин зависел от воли помещика, в 20 веке колхозник не имел паспорта и зависел от местной власти. Сейчас жители деревни по-прежнему не являются хозяевами своей земли, да она им и не нужна в принципе, теперь этими псевдосвободными людьми повелевает алкоголь, наркотики, бездуховность. Материальное благоденствие некоторых лишь подчеркивает нищенское существование большинства. Крепостное право никуда не исчезло. По мысли художников, оно приняло более изощренные формы. Сегодня крестьяне находятся в крепостной зависимости от погоды, неурожая, безденежья, чиновничества, от самих себя. Это фатальная несвобода.

Трагизм современного положения деревни отразился в пейзажах Виктора Тимофеева, Ирины  Гурской, лицах Дмитрия Яблочкина, Анатолия Портнягина, Ольги Хмылко. Художественные полотна органично уживаются с арт-объектами Анатолия Жбанова – «Будет ли время», «Памятник». Последний представляет собой длинный развернутый свиток с текстом Манифеста Александра об освобождении крестьян, нижний край которого уходит в глубь деревянного толчка, на котором гордо красуется «Не зарастет народная тропа». «Муза мести и печали», родившаяся в середине 19 века и выразившаяся в реалистичных полотнах «передвижников», кажется, вновь заявляет о себе – только теперь на современный манер: с усмешкой, вызовом, иронией.

Так – с усмешкой и иронией – отвечают на вопросы заезжих городских и жители деревень, куда выезжали на пленэры художники-участники выставки. Видеоматериалы, отснятые в поездках, проецируются на беленую стену старого купеческого дома, становясь, таким образом, еще одним драматическим свидетельством жизни современной глубинки. «Как вы считаете, крепостное право сейчас существует? – Да. – Вы себя чувствуете свободным человеком? – Нет. – От чего вы зависите? – От погоды, от денег, вернее, их отсутствия». «В деревне живут плохо. Потому что разворовали всё. Не знаю, кто разворовал (улыбается) - государство. Я живу хорошо, потому что живу для себя. Все в деревне живут для себя». А мальчонка на вопрос о мечте с ходу ответил: «Компьютер на стол хочу. И телефон».

Нельзя не согласиться со словами куратора проекта Ильи Семина о том, что выставка – «грустная». Уже в самом оформлении залов - печаль и тоска. Три окна центрального зала завешены черными полотнищами с репродукциями русской художественной классики. По сути дела, это некие псевдоокна, через которые не проникает свет извне и через которые невозможно увидеть, что творится снаружи. По мысли Ильи Семина, такая организация творческого пространства призвана выразить герметичность, закрытость нашего мира: «Прошло уже 150 лет, а ничего не изменилось». Художник подчеркивает: «Все здесь – намеки, полунамеки, никакой политики, только вопросы. Мир этот – скучный, достаточно неинтересный. Найти здесь что-то интересное – это задача личностная, творческая.  

По словам Ильи Семина, Центр современного искусства готовит в настоящее время ряд выставок, долженствующих разорвать, взорвать герметику закрытого мира. Так, в планах галереи – осенняя выставка Анатолия Жбанова «Черное золото» и выставка арт-объектов, название которой пока держится в тайне. Курировать загадочную выставку будет псковский журналист Александр Донецкий.

Потомки деревенских жителей бродили из зала в зал в поисках ответов на вопросы. «Поле уменьшается с каждым десятилетием – территориальное и духовное. А может, его уничтожают сознательно? Кто? Россия всегда была аграрной страной, если уничтожить крестьянство, что будет с Россией? Может ли возродиться русское крестьянство в 21-м веке?» - спрашивают художники. И хочется сказать избитое «не дает ответа», да язык не поворачивается: не тот случай, не то время. Ответы есть, вот только кому они нужны?  

А деревенская изба, будто накрытая черным вдовьим платком, легко покачивается вправо – влево, чутко улавливая малейшие колебания воздуха. Угрожающе и в то же время беспомощно зависла она над пропастью во картохе, истекая клюквенной россыпью…

Уходим из художественных мастерских и провожает нас голос псковской деревни: «Что вы можете пожелать русскому народу? – Выжить. И построить другое общество. Чтобы денег хватало не только на то, чтобы выжить …»

Напомним, посетить выставку все желающие смогут в течение мая и июня. Галерея в «Доме Сафьянчикова» находится по адресу: Псков, Советская набережная, 9. Галерея открыта по субботам с 16.00 до 20.00. 

Елена Никитина

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 297 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.