Новости партнеров
Культура

Премьера «Псковитянки» в Довмонтовом городе, или Старые песни о главном

17.06.2012 17:36|ПсковКомментариев: 19

Шквальный ветер, ливень и грозы, обещанные псковичам на эти выходные, счастливым образом обошли город стороной. Почему природа изменила предначертанному синоптиками? Может быть, причина такого непослушания - в том, что на вечер пятницы и субботы были запланированы спектакли театра «Карусель» под открытым небом?

По крайней мере, как отметила перед началом представления 16 июня заведующая литературной частью театра Любовь Никитина, непогода всегда отступает перед спектаклями «Карусели». Это мистическое совпадение, но факт остается фактом. И даже если бы обещанный дождь все-таки пролился на грешную землю, спектакль все равно состоялся бы, благо артисты у нас закаленные и за год ремонта театра уже привычные к свежему воздуху. Ну а зрители - слишком долго ждали этот вечер, чтобы отказаться от него из-за какого-то там тропического ливня.

Действительно, желающих увидеть представление open-air было даже в избытке. У входа в Кремль стояло с десяток людей, свято верящих в удачу и второе счастье. Казалось, даже парапланеристы, бороздящие просторы над Кремлем до и во время спектакля, летали именно с этой целью - рассмотреть хоть одним глазком, что же творится на подмостках, сооруженных в Довмонтовом городе.

Заведующая литературной частью театра Любовь Никитина предварила начало спектакля «Псковитянка» кратким рассказом об истории труппы «Карусели», а также поведала зрителям о том, каков сам замысел и идея необычного, во многом уникального театрального проекта, родившегося на псковской земле почти четверть века назад.

Театр «Карусель» режиссер Вадим Радун назвал так по ассоциации с колесом истории, с круговоротом и круговертью событий, ставших поворотными в летописи Пскова, страны, культуры и самосознания россиян. Днем рождения театра в исторических памятниках стал «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков». Его премьера состоялась 29 мая 1988 года. История героической обороны древнего Пскова была разыграна на месте реальных событий под стенами Покровской башни, где 8 сентября 1581 года, в день Рождества Богородицы, войско польского короля Батория предприняло главный штурм осажденного города. Псков устоял, и в феврале полугодовая осада была снята.

Инсценируя исторические события в реальных исторических декорациях, режиссер стремился к достижению особого эмоционального эффекта вовлеченности - как актерского состава, так и зрителей.

В этом смысле «Псковитянка» для театра - спектакль знаковый и принципиальный. В репертуаре Псковского академического театра драмы им.А.С.Пушкина эта драма Л.Мея появилась еще в конце 1970-х. В 90-е она украсила афишу «Карусели». Спектакль играли у Покровской башни и в псковском Кремле, а также в Изборске, Печорах, Приозерске, Ярославле, Вологде. Это своего рода визитная карточка псковского театра, сценический бренд на долгие годы. Как выразился один из зрителей: «Я в прошлом году приезжал в Псков и попал на Радуна, и в этом году приезжаю в гости - и оказываюсь там же».

Но если это и дежа вю, то весьма относительное. Ведь в этом  году режиссер Вадим Радун заново поставил спектакль в современной сценической адаптации. Композитор Татьяна Лаптева написала оригинальную музыку, многие персонажи (даже девяностолетний старик) запели. Художник Игорь Шаймарданов создал театральные костюмы для постановки. Декорации заслуженного художника РФ Валерия Мелещенкова легко трансформируются и адаптируются к любой площадке.

По словам Любови Никитиной, новая редакция драмы не только очень музыкальна, но еще и «очень поэтична: ряд песен написан на стихи С.Золотцева и И.Бунина. Помимо этого, в новом прочтении «Псковитянка» весьма хореографична. Балетмейстер Евгения Шургалина поставила танцевальные номера, которые не только способствовали передаче духа времени, но и подчеркнули символизм некоторых сцен». 

Среди актеров есть и те, кто стояли у истоков театра исторических миниатюр, прошли огонь, воду и медные трубы первых представлений, и новички. В роли Ивана Грозного выступил Роман Сердюков, Ольгу сыграла Наталья Петрова. Также в спектакле заняты народный артист РФ Юрий Новохижин, заслуженные артисты РФ Сергей Попков, Виктор Яковлев, Надежда Чепайкина, Галина Шукшанова, артисты театра и студенты областного колледжа искусств. Но это далеко не полный перечень актеров, задействованных в пьесе. Как сказала Любовь Никитина, в действие включается всё и вся: «земля, ветер, кони, птицы, парящие высоко над Кремлем, солнце, величаво клонящееся к закату. Это космос, растворение в природе. Это карусель: сев на нее, ты включаешься в круговерть событий».

Основной тон спектакля, его смысловую наполненность с известными оговорками могла бы проиллюстрировать картинка, которую мы увидели сразу, как только вошли на территорию Кремля. Черная лошадь на фоне черного же шестисотого Мерседеса. По ходу спектакля постоянно ловишь себя на мысли о том, что в сцены прошлого проскальзывает настоящее. Оно то иронизирует и низводит преданья старины глубокой до лубка, то возвышает его до величественного надвременного символа.

В основе сюжета «Псковитянки» - известная легенда о приходе в Псков Ивана Грозного с опричниками. Раздавив Новгород, лишив его «языка» - вечевого колокола, царь двинулся на вольный Псков, и город ждала та же участь. Но этого не случилось. Легенда объясняет, что в Пскове царь встретился со своей незаконнорожденной дочерью Ольгой, о существовании которой и не подозревал. Город был помилован, но мужественная «псковская вольница» и ее предводитель Михайло Туча, возлюбленный Ольги, - пали в боях с царскими опричниками. Не выдержала этого испытания и сама героиня - заколола себя прямо на глазах только что обретенного отца.

Постановка получилась довольно динамичная: драматические сцены перемежались лирическими, напряженные сцены знаменитого псковского вече сменяли хороводы и любовные сцены.

Основными цветами действа стали контрастные белый и черный, воплощающие борьбу добра и зла, жизни и смерти, свободы и кабалы. Эти цвета были задействованы и в декорациях, и в костюмах персонажей. Особенно интересным в этом отношении стал образ Ивана Грозного. Герой получился неоднозначным: с одной стороны, это тиран, мучимый совестью, с другой - любящий отец. Он восседает на черном коне, мечется по сцене в черной рубахе. Но есть в нем и что-то светлое, его юмор, удаль. Внутренняя борьба его зримо воплотилась в хореографическом этюде, завершившем постановку: танце двух девушек, одетых в белое и черное.

Осмысление сценического пространства было решено также оригинально и в духе символического противостояния: белые стены Приказных палат и чернота стоящего поодаль задника, то целостного, то обветшалого, состоящего из обломков перекрещивающихся досок. Из общего антуража лубочной Руси немного выделялась передвижная платформа, изображавшая кусты. Платформа эта представляла собой стволы берез с натянутыми на них зеленой рыболовной сеткой. Видимо, сетка - некий штамп, напоминающий о том, что Псковщина - рыбное место. Но почему на всей этой красоте висели яблоки, - тайна сие великая есть. Яблоко раздора? Яблоко познания? Мы так и остались в легком недоумении. Спишем этот березово-яблочный сок на иронию истории.

Кстати, именно ирония перекличек современности и прошлого вызывала у зрителей острый интерес. Только пскович 21 века может так оценить колыбельные мамушек и нянюшек княгини Ольги: «А бурановские бабки лучше поют». В партере однозначно осудили нравы минувших лет: как же так, родила княгиня неизвестно от кого дочку, потом растил князь неизвестно кого. Когда Ольга поцеловала царя за подаренный перстенек, посетовали: «А чего ж не целовать - золотой небось». Хоровод, который водили один парень и с десяток девушек, вызвал также бурю эмоций: как же бедный малый один с ними со всеми справится. Удивились, что царя всея Руси потчевали пирогом с грибами: «Разве это псковское блюдо? Снетками его надо было, ирода».

Но по мере развития действия как-то приутихли: втянулись, видимо. В итоге долго аплодировали, не обошлось без цветов. Подарили даже отрицательному Малюте Скуратову - его то ли черкесская, то ли ирокезская шапка и элегантный черный бант на боку растопили сердце мальчика с гвоздИками...

Карусель-круговерть событий закрутилась: прошлое отразилось в настоящем, а настоящее в прошлом. Это повод лишний раз подумать о том, что нас ждет в будущем. Ведь как бы ни развивалась история - по спирали или по прямой - мы должны извлекать из нее уроки.

Тем более что артисты обещают: продолжение следует. В наступившем «карусельном» сезоне будут сыграны «Павел I» Д. Мережковского и «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова.

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 236 человек
Лента новостей