Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Доверие клиентов TeleTrade Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви Масло со скидкой! ответы Европа Плюс бьет рекорды Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Алексей Семенов: Я должен писать то, что хочу, а не то, что кому-то надо

12.07.2012 09:40 ПЛН, Псков

«Надо принести еще стульев», - суетились работники библиотеки на Конной, встречая гостей, пришедших вечером 11  июля в читальный зал на презентацию романа Алексея Семенова «Копи царя Салтана». Гостей, надо сказать, многочисленных. Для летнего томного Пскова, давно уже только лишь  гордящегося своей причастностью к литературной жизни «золотого века» русской литературы и мало чего делающего для литературы нынешней, вчерашнее собрание можно назвать рекордным аншлагом. А уж собрание в одном месте в одно время нескольких десятков интеллигентных людей - почти нонсенс в стране, где принято «больше трех не собираться».

Автор появился не сразу: он давал интервью областному радио. Из тихого закутка библиотеки доносились приглушенные слова «музыка», «концепция», «конфликт». Рядом обсуждали «стилистическую изощренность». Приготовилась к худшему. А зря.

Если Алексей в итоге все-таки появился, то книга - нет. Стереотипная картинка «автор подписывает новую книгу для почитателей своего таланта» так и не возникла. Сам собой отпал стандартный вопрос: «Легко ли издать роман?» Судя по тому, что рассказывал Алексей про свои мытарства по издательствам, нелегко, причины при этом не связаны с качественными характеристиками текстов: современные московские издатели могут себе позволить роскошь сверстать книгу, заказать ее продолжение, а потом просто, без объяснений, свернуть проект.

Но есть Интернет, где читателей поболе, а затрат - минимум. Тем более площадка для самовыражения существует сравнительно давно - интернет-газета «Городская среда», редактором и автором которой и является Алексей. Правда, площадка не вполне надежная - в том смысле, что ее с завидным постоянством атакуют и уничтожают все содержимое.

Но автора отличают завидные трудолюбие, упорство и решительность. Пока кто-то удаляет его опусы, он создает новые. Ведь если он посчитает нужным - сам разом уничтожит те творения, которые признает нежизнеспособными - как сделал это, устроив костер из своего раннего, школьного. Казалось бы - лелеять это, но автор сказал - автор сделал. Вот, наверное, один из принципов творчества Алексея Семенова.

Каким-то загадочным образом ему удается  сохранить равновесие между субъективным и объективным, фантазией и фактом, вымыслом и историей.  «Я не за красных и не за белых, у многих это вызывает недоумение. Поэтому мои тексты на фоне других являются аутсайдерскими. Но я должен писать то, что хочу, а не то, что кому-то надо», - объясняет Алексей. Журналистика и литературное творчество при этом для него - две стороны одной медали, два способа осмысления мира и донесения своего видения мира до читателей.

А мир для Семенова полон открытий и удивительных параллелей, исторических, творческих. Одно взаимосвязано с другим, ассоциации цепляются друг за друга, разворачивая и открывая в давно привычном образе новые горизонты. Мир предстает как ссылка. Избегая сомнительной игры слов - уточним:  гиперссылка. Читаешь о чем-либо, видишь, допустим, незнакомую фамилию, переходишь на новую страницу, посвященную тому, чего не знаешь, слушаешь неизвестную доселе музыку, рассматриваешь картины, которые никогда бы не увидел в псковском Заповеднике.

К удивлению, не Довлатов, один из любимейших писателей современных литераторов, является творческим ориентиром Алексея Семенова. Он выбирает «мертвого застывшего» Бунина (как характеризовал его М.Слоним) в частности и в общем эпоху начала 20 века. Из современников - звучат фамилии тех, с кем автор общался по роду своей деятельности - М.Чудакова, Д.Быков, А.Проханов. Говоря о первой, старается быть объективным, рассказывая о втором - дает понять, что его творчество - не стихи, а рифмованная журналистика, ну а третий - его литературный и политический оппонент. Настолько «цепляющий» оппонент, что  спор с ним и рождает текст романа «Копи царя Салтана». «Эстетическое недоумение», испытанное Алексеем по прочтении романа А.Проханова «Холм», стало отправной точкой творчества. Интересно, что и творить изначально он предполагал совместно с еще одним своим оппонентом - журналистом Александром Донецким: «Я предлагал писать главы по очереди, получилось бы нечто объемное и дикое, но Александр, обдумав предложение, отказался». Видимо, мысль о том, что в споре рождается истина, не дает покоя журналисту-писателю, его мысль развивается в постоянном диалоге с оппонентами, реальными и возможными. 

Все логично: если мир - это гиперссылка, то художественное произведение - гипертекст, и создается он как «ветвящееся» многосоставное целое. Роман при этом свободно включает в себя цитаты из Проханова, собственную пьесу, одну из ранних повестей. А пьеса, ставшая основой театрального проекта «Кремль», - органично вбирает музыкальные элементы.

«Музыка» - мысль Алексея цепляется за это слово, и его уже не остановить в рассказах о концертах, на которых он побывал, о любимых композиторах и исполнителях. Музыка, точнее, звуковая игра очень явно слышна в его стихах, переводах классических рок-баллад. Она несет важную смысловую нагрузку в гражданской лирике, которой автор на вчерашнем вечере отдал явное количественное предпочтение:

                            Путь эволюции странного странника:
                            Человек происходит из «обезьянника»,
                            Человек происходит из автозака.
                            Человек – за границей запретного знака.
                            Свободе недолго брести по этапу…

Игра звуком, поиск созвучий стал также принципом именования персонажей в новом романе Семенова: Проханов у него превратился в Ханова, Лимонов - в Омонова, Навальный - в Овального, Михалков - в Хохолкова. Цель автора - избежать явной публицистичности излагаемого, попытаться перевести разговор о современности на вневременной уровень, опять же - найти параллели. Ведь митинг на Болотной - это лишь одно звено в бесконечном развитии событий. Но, как заметил Алексей, его новый роман - не политический, а, скорее,  исторический. Пишут же в титрах к фильмам, - «основан на реальных событиях». И история эта не только государственная, но и личностная - история утраченной любви и перерождения человека.

Груз накопленных впечатлений в итоге настолько велик, что если издать все написанное Алексеем Семеновым и лежащее в его столе «мертвым грузом», получился бы 20-томник, не меньше. В своем трудолюбии и эрудированности он мог бы поспорить уже и с французскими энциклопедистами, и с Львом Николаевичем. Мог бы поспорить - по крайней мере, пытался, но ему не дали развернуться в полной мере, и с вчерашними гостями («Алексей, вы многим помогли» - «Я не считаю, что кому-то помогаю»; «Надеемся, вы скоро станете частью движения «ПсковАРТ» - «Нет, я считаю, что журналист должен сохранять независимость», «Последний раз выступали перед публикой три года назад» - «Я выступлю и снова исчезну, наверное»). 

Остается пожелать Алексею, чтобы споры действительно привели его к ответу на вопрос Пилата: «Что есть истина». Творческих успехов! И не исчезайте!

Елена Никитина

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31