Новости партнеров
Культура

Коллекцию Псковского музея-заповедника пополнили работы знаменитого художника-авангардиста Элия Белютина

13.09.2012 09:07|ПсковКомментариев: 0

В Псковском музее-заповеднике состоялась презентация работ художника-авангардиста Элия Белютина, переданных в дар псковичам писательницей, искусствоведом и коллекционером, профессором МГУ, супругой художника Ниной Молевой, сообщили Псковской Ленте Новостей в музее.

Главный хранитель фондов Псковского музея Мария Проценко отметила  значительный вклад Элия Белютина  в русское искусство XX века. Она рассказала, что незадолго  до смерти Э. Белютин завещал все свое наследие в дар российским музеям.  Благодаря этому дару художественное собрание музея пополнилось 9 живописными полотнами, 7 цветными гравюрами, рисунками и акварелями, а также редкими авторскими изданиями этого художника. Дар Нины Молевой не случаен. Она очень хотела, чтобы Псковский музей обладал частью уникального наследия мастера, так как еще в юности восхищалась историей нашего древнего города.

Представляя работы живописца, заведующий художественным отделом музея-заповедника Юлий Селиверстов заметил: «Уже в ранних работах мы видим его сложившимся художником. Его творчество развивалось под влиянием школы Поля Сезанна, опосредованного русским искусством. Творчество Белютина достаточно трудное для обыденного восприятия. Он был совершенно бескомпромиссным авангардистом, в конце жизни ушедшим в беспредметную абстракцию. Разнообразная коллекция, подаренная музею, - это удивительное приобретение для художественного собрания  Псковского музея».

Посетители Псковского музея смогут познакомиться  с  работами Э. Белютина в зале Петра Оссовского по адресу: ул. Некрасова, 7,  до 16 сентября.

Элий Михайлович Белютин (10 июня 1925, Москва - 27 февраля 2012, Москва) - российский художник и теоретик искусства.

В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (преподаватели - А. В. Лентулов, П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни и др.). Занимается в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института.

С 1954 года Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической для своих занятий. Именно в этом помещении была организована выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ.

Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.

Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Э. Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Не понимая, что это явная ловушка, художники повесили свои картины на втором этаже выставки в Манеже. После её посещения 1 декабря 1962 года Н. С.Хрущевым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке.

В 1960-е произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции.

В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».

В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия).

В 1970-е участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии. В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.

Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко все большей абстракции, полностью отвлечённой от предметности в поздних «картинах-модулях».

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 176 человек
Лента новостей