Новости партнеров
Культура

Культобзор: разломить пространство

05.03.2013 15:07|ПсковКомментариев: 4

Эта, переходная от зимы к весне, неделя для псковской культуры была не самой насыщенной — по меньшей мере, в своей доступной «просто зрителю» части. Пока музыканты и танцоры усердно готовились к грядущим Масленице и фестивалю русской музыки, драматические актёры встречались с губернатором, чтобы уговориться, как Псковский академический будет жить дальше, а артисты-люди и артисты-куклы Псковского театра кукол репетировали премьерную «Весёлую репку» всё к той же Масленице, - гостей ждали только в библиотеках и в выставочных залах. Впрочем, выставки «неверного межсезонья» оказались куда как верными и своевременными.

Декларация о возможностях

Самым, пожалуй, ярким событием в культурной жизни областного центра на минувшей неделе стала выставка в зале на Ленина, 1. Как уже сообщала Псковская Лента Новостей, в пятницу, 1 марта, там в почти домашнем кругу (подавляющее большинство разного ранга официальных лиц были заняты визитом Владимира Путина в Псков) открыли выставку «Художники-монументалисты Санкт-Петербурга Пскову». Представлено на ней более 70 произведений 58 художников из северной столицы.

Подобный показ, где монументальное (то есть неразрывным образом связанное с архитектурной или другой пространственной средой) доминирует, а не выступает как необязательное, из вежливости сделанное дополнение к более «ходовым» и «мобильным» видам изобразительного искусства, в Пскове впервые. И это несмотря на то, что многие петербургские (ленинградские) художники считают Псков знаковым для себя городом - сюда они приезжали на студенческие практики учиться на самых высоких образцах: копируя псковские фрески, например.

Псковскую выставку члены секции монументального искусства питерского отделения СХ РФ подготовили как некую ретроспективу. Здесь и осуществлённые в России и за рубежом проекты ещё советских времён. И новейшие работы, большую часть из которых только предстоит воплотить в жизнь. И даже своего рода декларации: не столько о намерениях, сколько о возможностях. Некогда мощное искусство переживает сегодня не лучшие времена, признают сами художники. С одной стороны, заказов на роспись стен, витражи и мозаики становится меньше. По-прежнему на «кусок хлеба» художник-монументалист изредка может заработать в храме.

Государственный/муниципальный заказ почти исчез («В Пскове, - свидетельствует председатель Псковского отделения СХ РФ Виктор Лысюк-старший, - он отсутствует полностью»). Частный клиент тоже не то чтобы идёт на мастера косяком. К тому же он - почти абсолютно предсказуем, и это даже бóльшая, нежели «голодный паёк», беда монументалиста.

«Мурку» давай!

Сегодня художник куда более, чем даже в пресловутые советские «худсоветовские» времена, зависим от заказчика. А тот, кто имеет деньги, зачастую не имеет вкуса и консервативнее дюжины худсоветов, вместе взятых, - грустно констатирует один из участников выставки, член правления секции монументального искусства Санкт-Петербургского отделения СХ РФ Иван Несвитайло. «Мы, конечно, стараемся предложить более современное, более выразительное решение, некую концепцию, которая оптимально вписывается в заданное пространство. Но хорошо ли это, прекрасно или даже гениально - словами не объяснить, а глаз заказчика не воспитан…»

В результате, клиент запрашивает ну если не совсем уж «Мурку», то нечто близкое к тому: пейзажики, солнышко, цветочки и прочий «салон», чаще всего - в псевдореалистическом ключе. Не только о каких-либо новациях - даже просто о современном художественном языке говорить не приходится. Добавьте к тому же, что в какой-то мере художник-монументалист ещё и оказывается заложником самогó своего искусства, направленного на организацию, то есть некую гармонизацию пространства, с образом которого он работает. Но в мире, живущем по законам абсурда, «на разрыв», гармонизация чего-либо - почти невыполнимая задача.

Может быть, именно для того, чтобы картина мироздания в капле одной конкретной выставки была хоть сколько-нибудь объективной, в экспозицию включили ряд разламывающих пространство полотен. Живопись того же Ивана Несвитайло, например, которую в каких бы то ни было интерьерах и представить сложно - ну, разве где-нибудь в клубе поклонников тяжёлого металла. Или полную совсем нелитературных аллюзий картину А. Кондурова (известнейшая, кстати, фамилия) «Защита Лужина»…

В итоге, монументальную (во всех смыслах) выставку в Пскове можно бы было назвать выставкой надежд. Заезжие художники робко надеются, что народ увидит, присмотрится, проникнется. По капле выдавит из себя не раба, хуже - жителя квартиры-«хрущёвки». И даже - каких чудес не бывает - вдруг чего-нибудь закажет?

А для псковских художников эта выставка в необустроенном до конца зале - надежда, кроме прочего, ещё и на то, что такая вот монументальная поддержка столичных коллег по цеху получит достойный резонанс. И городские власти, наконец, увидят, присмотрятся, проникнутся и не станут «мелочиться» (именно так прозвучало на вернисаже), решая вопрос по поводу не такого и большого, честно уж говоря, выставочного пространства.

Как на тоненький ледок…

О насущной необходимости воспитывать художественный вкус у предоставленного самому себе «потребителя культурных ценностей» говорили в эти выходные и в Пушкинском Заповеднике. Здесь, в мемориальной усадьбе Пушкиных, в «Льняном амбаре» - одном из самых престижных камерных выставочных залов России, - развёрнута выставка прижизненных изданий известного русского художника Юрия Васнецова. Сильный живописец, наследник блистательных традиций русской изобразительной классики (и в буквальном смысле слова - наследник: родственник Виктора Васнецова, автора «Богатырей»), советскому обществу он был известен практически только по иллюстрациям к детским потешкам, народным сказкам, стихам, песенкам, но и это было - непереоценимо. Иллюстрированную Юрием Васнецовым сказку «Три медведя» в пересказе Льва Толстого, например, переиздавали не единожды, и один раз - в 1943 году. Нужны ли комментарии?

Ю. Васнецов. Иллюстрация в книжке русских народных песенок, потешек, прибауток «Радуга-дуга» (1969). Фото предоставлено Пушкинским Заповедником.

С недавних пор имя Юрия Васнецова прочно связано с именем Пскова. Именно у нас, в областной типографии, после большой паузы - 17 лет без переизданий - была подготовлена и отпечатана книга «Неизвестный Юрий Васнецов» со множеством иллюстраций, документов, писем и записок мемуарного характера записок. Полтора года спустя, в 2012-м, в Пскове же увидело свет другое издание — «Известный Юрий Васнецов»; причём, книгу оценили и в столицах: она, в частности, вошла в топ-лист номинации «Взрослая литература» Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fictio № 14». Издали в Пскове и альбом с репродукциями работ дочери художника, тоже художницы Елизаветы Васнецовой. Впервые она побывала в Псковской области, в пушкинском Михайловском, ещё будучи студенткой «Репинки», на традиционной учебной практике, а в последний по времени раз (если не о кратковременных визитах, а об основательном, долгом пребывании для занятий живописью говорить) - в 2011 году.

Нынешняя выставка в Михайловском интересна тем, что экспозиция представляет не просто отдельные работы художника, а весь ход создания картинки. Вот будущая иллюстрация - скажем, тот самый трогательный Ваня, что выезжает на коне да прямо на тоненький ледок - в наброске простым карандашом. Вот она - уже раскрашенная, вот - первый типографский оттиск, авторский макет книжки, сама книжка, наконец. Даже карандаши, пёрышки, кисточки и краски, которыми работал художник, расположены тут же в витринах.

Кроме того, на экране, работающем в выставочном зале, посетитель увидит сделанные сотрудниками заповедника «Михайловское» видеозаписи интервью с Елизаветой Васнецовой: она рассказывает об отце, о том, как он работал над книгой, что думал о воспитании того самого «верного взгляда» у ребёнка, который возьмёт в руки книжку. А о том, как делается иллюстрация в типографии сегодня, и о том, что значит творчество мастера для нового поколения посетителей музея, говорят с того же экрана директор Псковской областной типографии Сергей Биговчий и директор Пушкинского Заповедника Георгий Василевич.

Движение по кругу

К сожалению, выставок, авторы которых хотели бы/могли бы не просто похвастаться какой-нибудь очередной богатой или оригинально подобранной коллекцией, но научить своего адресата (и, прежде всего, - молодого человека) смотреть и видеть, всматриваться, учиться, понимать, сегодня катастрофически мало.

Фантастически интересную выставку календарей, например, открыли 27 февраля в Псковском музее. История исчисления времени и времён: от маятника Фуко, с помощью которого в XIX веке демонстрировали суточное вращение Земли, до карманных календариков, демонстрирующих кружение новейших политических амбиций… Чуть ли не каждый экспонат - вполне себе музейная легенда и стóит отдельного рассказа; за каждым - история и мысль.

Однако выставку, посвященную 95-летию введения в России западноевропейского григорианского календаря, в музее смогли разместить только в трёх небольших витринах. Не по злому умыслу, конечно, и не по недомыслию. Авторы экспозиции прекрасно понимают, что школьный класс вокруг этих витрин выстроить можно, но ненадолго, да и «коэффициент полезного действия» экскурсовода при этом явно будет невысоким - обратно пропорционально количеству человек на единицу площади вокруг действительно интересной и познавательной, очень нужной выставки. Рассчитывать же на отдельно взятого ребёнка, на маленькую компанию заинтересованных подростков, даже на семью, с которой можно поработать куда плодотворнее, увы, не приходится: такие посетители у нас пока скорее исключение из правил. С другой стороны, на выставку одного экспоната (да даже одной дюжины экспонатов) наш народ, не изживший ещё в себе жильца «хрущёвки», не пойдёт…

Потому что, ну куда его в «хрущёвку» - тот маятник…

Лидия Токарева - специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 153 человека
Лента новостей