Новости партнеров
Культура

Культобзор: без войны

07.05.2013 09:51|ПсковКомментариев: 2

Сообщение о любом из сколько-нибудь значимых событий в культурной среде Псков и области можно бы было начать со слова «символично». Или, на худой конец, — «показательно».

Полночь не та…

Например, символично, что в Псков, а перед этим в Великий Новгород — то есть из столицы в провинцию — приехали шесть известных всей читающей России поэтов: Михаил Айзенберг, Николай Звягинцев, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Данил Файзов, Юрий Цветков — парад планет, без преувеличения. Не менее показательно и то, что в клуб T.I.R. на эту встречу в городе, где живёт почти 200 тысяч человек, пришло порядка полусотни слушателей, — студенток филфака, по большей части. С «вечерами в Политехническом», да даже с московскими «клубными чтениями» 1980-х и сравнивать не приходится: «Не тот это город, и полночь не та…» Можно бы, конечно, оправдаться тем, что для вечера современной поэзии время было выбрано уж очень «невыигрышное» — канун Первомая: кто-то уже начал отмечать, иные были в дороге к месту дачной маёвки. Можно заметить и то, что место встречи — клуб T.I.R. — отпугнуло непривычную к «не филармонической» атмосфере интеллигентную публику среднего и старшего поколения. Впрочем, случись поэтам выступать в концертном зале, тогда можно бы было сказать, что именно это «напрягло» молодых «неформальных» слушателей. А вечер в середине рабочей недели сочли бы неудобным именно из-за того, что завтра, дескать, с утра на службу… Более-менее пристойную причину, как известно, можно сформулировать для любого случая.

Словом, чтения получились показательным во всех отношениях. Горстка очень умных, очень талантливых людей, которым, без дураков, есть, что сказать; более того, людей, которым всё ещё хочется, чтобы сказанное — услышали. И горстка людей, которым «всё это надо». Причём, даже в этой аудитории поэтам время от времени приходилось прилагать усилия, чтобы «перекрыть» гул, смешки и возню на «галёрке», звонки и разговоры по мобильным…

В шесть вечера, перед Победой

В ситуации, когда вопрос «кому всё это нужно?» — о живописи и графике, о высокой литературе и музыке — всё чаще не имеет ответа, люди, которые всерьёз занимаются «всем этим», иногда кажутся почти героями. Символично поэтому, что первой выставкой в новой художественной галерее в Пскове станет выставка солдата Великой Отечественной Алексея Большакова. Глубочайшего дарования живописец, Алексей Алексеевич сугубо мирной своей выставке дал название «Так победим!», — и что с того, что нам, невоевавшим, в этих философски-светлых, задумчивых пейзажах о войне ничего не напоминает…

Алексей Большаков. «Зимняя палитра» (1983).

В экспозицию, которую собираются торжественно открыть 7 мая, в шесть вечера, в преддверии праздника Победы в Пскове, вошло 29 произведений, созданных в разные годы — от написанного в 1956-м до полотен, созданных совсем недавно. При этом, — парадоксально, — работы более поздние, при всей их мастеровитости, кажутся работами сильного и молодого человека. Куда более сильного и молодого, нежели тот, что писал, например, в хрущёвские «оттепельные» или в брежневские спокойные времена.

Алексей Большаков. «Там вдали за Великой деревня стоит» (2001).

Адрес новой псковской галереи — ей дали очень символическое название «Дар» — улица Советская, дом 111. Её владелец Виктор Яудземис искренне сожалеет, что в Пскове, где так много художников, художественные галереи уходили одна за одной. Не так давно перестал функционировать «Белый квадрат» (держателям галереи не продлили аренду, помещение, кажется, с тех пор так и пустует). До этого закрыли достаточно популярную у псковичей галерею «На Бастионной»…

Новую галерею ещё нужно обживать, «раскручивать»… Планы у Виктора Яудземиса — амбициозные в хорошем смысле этого слова. Во-первых, не только выставлять коллекции работ разных авторов, но и постепенно формировать собственное галерейное собрание. Или ещё: заказывать художникам тематические серии. Вот, например, все церкви Пскова. Некоторые из них запечатлены не по разу: в разные годы, разными авторами, на полотнах и в графике. Другие же храмы вовсе обделены вниманием художников. Значит, нужно, чтобы нашёлся меценат — человек, радеющий за родной город — и подвигнул авторов на создание такой вот, чистой пока страницы в «художественной летописи» Пскова.

Ещё одна работа, которую могла бы взять и, видимо, возьмет на себя галерея «Дар» — создание виртуальных авторских коллекций. Даже сейчас, когда стали собирать выставку работ Алексея Большакова, — рассказывает искусствовед Ольга Кошелькова, — выяснилось, что какие-то работы ушли в частные коллекции и получить их даже для временной экспозиции невозможно, (А) что-то и вовсе утрачено. Первая же выставка в новой галерее на Советской подразумевает, кроме собственно показа подлинников «в реале», презентацию и других работ Алексея Большакова: в хорошем электронном качестве, на большом экране, под музыку Чайковского. Такие подборки-презентации — убеждён Виктор Яудземис — нужно составлять и из произведений других авторов: жаль, если что-то из стоящего мы потеряем безвозвратно…

Человек в пейзаже

Ещё одна — очень показательная, опять же, — выставка открылась в преддверии майских праздников в выставочном зале Псковского областного центра народного творчества. В этом зале — при дефиците хороших выставочных площадок в Пскове — уже проводили не только фольклорные и ремесленные, но и концептуальные художественные показы: это было, например, в случае с «Фестивалями художников», организатором которых выступал Илья Сёмин. Сейчас в ОЦНТ развернули очень качественную фотовыставку («вспомнив, что фотокорреспонденты и фотографы — тоже народ…» — пошутил на её открытии один из авторов представленных здесь работ).

На открытии выставки «Время моё» в ОЦНТ.

Экспозицию представили, как выставку «ветеранов от фотообъектива». В зале разместили порядка 80 снимков десяти псковских фотомастеров (в цифровой презентации выставки работ, впрочем, намного больше более 120 кадров). В некоторых случаях работы объединили общей темой, в других — кучно разместили фотографии того или иного автора. Экспозиция при этом получилась достаточно цельная — эдакий не парадный, нимало не приукрашенный, но с сердечностью и сочувствием выполненный, большой и подробный портрет «нашего человека», жителя псковской земли, обременённого заботами и утешенного простыми, как хлеб и солнце, радостями.

Фото с выставки «Время моё». Николай Боднарчук. «Фёдор Герасимович».

Напутствуя молодых людей с фотоаппаратами, присутствующих на открытии выставки, один из старейших фотокорреспондентов Пскова Изот Журавский пожелал им набираться «мастерства и мужества снимать жизнь такой, какая она есть».

Потому что всегда остаётся надежда на тех, кто придёт за нами. Если даже современники по недомыслию спросят: «кому всё это нужно?»

Лидия Токарева — специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 186 человек
Лента новостей