Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade Масло со скидкой! Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Врачевание не просто работа Лучшая интерьерная печать в Пскове



Культобзор: без войны

07.05.2013 09:51 ПЛН, Псков

Сообщение о любом из сколько-нибудь значимых событий в культурной среде Псков и области можно бы было начать со слова «символично». Или, на худой конец, — «показательно».

Полночь не та…

Например, символично, что в Псков, а перед этим в Великий Новгород — то есть из столицы в провинцию — приехали шесть известных всей читающей России поэтов: Михаил Айзенберг, Николай Звягинцев, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Данил Файзов, Юрий Цветков — парад планет, без преувеличения. Не менее показательно и то, что в клуб T.I.R. на эту встречу в городе, где живёт почти 200 тысяч человек, пришло порядка полусотни слушателей, — студенток филфака, по большей части. С «вечерами в Политехническом», да даже с московскими «клубными чтениями» 1980-х и сравнивать не приходится: «Не тот это город, и полночь не та…» Можно бы, конечно, оправдаться тем, что для вечера современной поэзии время было выбрано уж очень «невыигрышное» — канун Первомая: кто-то уже начал отмечать, иные были в дороге к месту дачной маёвки. Можно заметить и то, что место встречи — клуб T.I.R. — отпугнуло непривычную к «не филармонической» атмосфере интеллигентную публику среднего и старшего поколения. Впрочем, случись поэтам выступать в концертном зале, тогда можно бы было сказать, что именно это «напрягло» молодых «неформальных» слушателей. А вечер в середине рабочей недели сочли бы неудобным именно из-за того, что завтра, дескать, с утра на службу… Более-менее пристойную причину, как известно, можно сформулировать для любого случая.

Словом, чтения получились показательным во всех отношениях. Горстка очень умных, очень талантливых людей, которым, без дураков, есть, что сказать; более того, людей, которым всё ещё хочется, чтобы сказанное — услышали. И горстка людей, которым «всё это надо». Причём, даже в этой аудитории поэтам время от времени приходилось прилагать усилия, чтобы «перекрыть» гул, смешки и возню на «галёрке», звонки и разговоры по мобильным…

В шесть вечера, перед Победой

В ситуации, когда вопрос «кому всё это нужно?» — о живописи и графике, о высокой литературе и музыке — всё чаще не имеет ответа, люди, которые всерьёз занимаются «всем этим», иногда кажутся почти героями. Символично поэтому, что первой выставкой в новой художественной галерее в Пскове станет выставка солдата Великой Отечественной Алексея Большакова. Глубочайшего дарования живописец, Алексей Алексеевич сугубо мирной своей выставке дал название «Так победим!», — и что с того, что нам, невоевавшим, в этих философски-светлых, задумчивых пейзажах о войне ничего не напоминает…

Алексей Большаков. «Зимняя палитра» (1983).

В экспозицию, которую собираются торжественно открыть 7 мая, в шесть вечера, в преддверии праздника Победы в Пскове, вошло 29 произведений, созданных в разные годы — от написанного в 1956-м до полотен, созданных совсем недавно. При этом, — парадоксально, — работы более поздние, при всей их мастеровитости, кажутся работами сильного и молодого человека. Куда более сильного и молодого, нежели тот, что писал, например, в хрущёвские «оттепельные» или в брежневские спокойные времена.

Алексей Большаков. «Там вдали за Великой деревня стоит» (2001).

Адрес новой псковской галереи — ей дали очень символическое название «Дар» — улица Советская, дом 111. Её владелец Виктор Яудземис искренне сожалеет, что в Пскове, где так много художников, художественные галереи уходили одна за одной. Не так давно перестал функционировать «Белый квадрат» (держателям галереи не продлили аренду, помещение, кажется, с тех пор так и пустует). До этого закрыли достаточно популярную у псковичей галерею «На Бастионной»…

Новую галерею ещё нужно обживать, «раскручивать»… Планы у Виктора Яудземиса — амбициозные в хорошем смысле этого слова. Во-первых, не только выставлять коллекции работ разных авторов, но и постепенно формировать собственное галерейное собрание. Или ещё: заказывать художникам тематические серии. Вот, например, все церкви Пскова. Некоторые из них запечатлены не по разу: в разные годы, разными авторами, на полотнах и в графике. Другие же храмы вовсе обделены вниманием художников. Значит, нужно, чтобы нашёлся меценат — человек, радеющий за родной город — и подвигнул авторов на создание такой вот, чистой пока страницы в «художественной летописи» Пскова.

Ещё одна работа, которую могла бы взять и, видимо, возьмет на себя галерея «Дар» — создание виртуальных авторских коллекций. Даже сейчас, когда стали собирать выставку работ Алексея Большакова, — рассказывает искусствовед Ольга Кошелькова, — выяснилось, что какие-то работы ушли в частные коллекции и получить их даже для временной экспозиции невозможно, (А) что-то и вовсе утрачено. Первая же выставка в новой галерее на Советской подразумевает, кроме собственно показа подлинников «в реале», презентацию и других работ Алексея Большакова: в хорошем электронном качестве, на большом экране, под музыку Чайковского. Такие подборки-презентации — убеждён Виктор Яудземис — нужно составлять и из произведений других авторов: жаль, если что-то из стоящего мы потеряем безвозвратно…

Человек в пейзаже

Ещё одна — очень показательная, опять же, — выставка открылась в преддверии майских праздников в выставочном зале Псковского областного центра народного творчества. В этом зале — при дефиците хороших выставочных площадок в Пскове — уже проводили не только фольклорные и ремесленные, но и концептуальные художественные показы: это было, например, в случае с «Фестивалями художников», организатором которых выступал Илья Сёмин. Сейчас в ОЦНТ развернули очень качественную фотовыставку («вспомнив, что фотокорреспонденты и фотографы — тоже народ…» — пошутил на её открытии один из авторов представленных здесь работ).

На открытии выставки «Время моё» в ОЦНТ.

Экспозицию представили, как выставку «ветеранов от фотообъектива». В зале разместили порядка 80 снимков десяти псковских фотомастеров (в цифровой презентации выставки работ, впрочем, намного больше более 120 кадров). В некоторых случаях работы объединили общей темой, в других — кучно разместили фотографии того или иного автора. Экспозиция при этом получилась достаточно цельная — эдакий не парадный, нимало не приукрашенный, но с сердечностью и сочувствием выполненный, большой и подробный портрет «нашего человека», жителя псковской земли, обременённого заботами и утешенного простыми, как хлеб и солнце, радостями.

Фото с выставки «Время моё». Николай Боднарчук. «Фёдор Герасимович».

Напутствуя молодых людей с фотоаппаратами, присутствующих на открытии выставки, один из старейших фотокорреспондентов Пскова Изот Журавский пожелал им набираться «мастерства и мужества снимать жизнь такой, какая она есть».

Потому что всегда остаётся надежда на тех, кто придёт за нами. Если даже современники по недомыслию спросят: «кому всё это нужно?»

Лидия Токарева — специально для Псковской Ленты Новостей.

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31