Новости партнеров
Культура

Предпоследний из могикан

12.06.2013 20:51|ПсковКомментариев: 13

Заслуженный артист России, актер Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина Сергей Попков в эфире радиостанции «Ретро FM-Псков» рассказал о своих творческих планах, о Пушкине, о жизни театра, а также о летних спектаклях театра в исторических памятниках на открытом воздухе «Карусель».

- Сергей Владимирович, Заслуженный артист России, ведущий актер нашего театра, занятый практически во всех постановках - так пишут про вас, верно?

- Почти верно, не во всех, конечно, но во многих постановках у меня главные роли. Я тащу репертуар на себе.

- А почему это так? Вот вы выразились: «Тащу».

- Потому что это большой труд, ответственность, обязанность. Одно дело - главная роль, когда на тебе идея всего спектакля, а другое дело - роль небольшого объема. Ответственности больше, чем у остальных артистов.

- В сети пишут, что вы - последний из могикан!

- Нет, мы предпоследние. А последние Юрий Новохижин, Владимир Свекольников, они постарше и заслуженные, еще у нас Горская, замечательная актриса, которой было 85 недавно, Лариса Крамер.. Это совесть нашего театра, мы все на них ровняемся. Виктор Яковлев, я, мы - следующее поколение.

- В предыдущих ваших интервью я читал, что есть проблемы с новенькими, что их либо нет, либо с ними что-то не так.

- Да, проблема с молодежью есть, кадровая, потому что с молодые столичные актеры к нам не едут, у нас другие зарплаты. Приезжают люди из провинции, скажем, не совсем подготовленные. И второй момент: жилья в театре нет, зарплата самая маленькая по всему Северо-западному региону.

- А существует ли объективная причина?

- Регион у нас слабенький. Нет крупной промышленности, больших спонсоров. Тем более, мы - бюджетники, а это сами знаете...

- Давайте поговорим о празднике поэзии в области, в Пушкинских Горах. А вы, как пушкинист, как отмечали день рождения поэта?

- Знаете, как говорят, ни дня без строчки, так и у артиста ни дня без Пушкина. Без шуток. Каждый день вспоминаю его крылатые выражения. Пушкин очень современен, каждое поколение в нем открывает что-то новое. Я увлекся Пушкиным уже здесь, в Пскове. Я здесь с 1987 года, и в этот год была очень большая буря, которая повалила много деревьев в Пушкиногорье, в Михайловском. И мы, комсомольцы, помогали убирать сваленные деревья, нас встречал Гейченко, чаем угощал. И тогда я воочию соприкоснулся с Пушкиным, и меня это поразило. А потом, в начале 90-х, у нас был такой спектакль, мы даже открывали им Пушкинский фестиваль, - «Цыганы». Я играл Алеко. Плотно увлекся поэзией Александра Сергеевича, потом это вылилось в небольшие программы, потом в одну большую сольную, сейчас я посчитал, что я знаю из Пушкина, и у меня получилось на четыре с половиной часа.

- Это удивительно! Вы же выступали, я так полагаю.

- Да, возвращаясь к разговору, я выступал, у нас программа от филармонии вместе с ансамблем русской музыки «Псков». Программа была подготовлена к зимнему фестивалю, называется «И вновь я посетил...», на мой взгляд, она получилась неплохая, смотрибельная, познавательная и для души. Потому что, если молодое поколение будет смотреть, то оно услышит какие-то пушкинские вещи, которые для них будут открытием.

- Что-то не совсем известное?

- Что-то известное, что-то неизвестное, так что я вам советую, если увидите афишу, приходите посмотреть.

- А в ближайшее время?

- Скорее всего, это уже осенью, потому что сейчас летний период начинается, все готовятся к Дню города, потом будет период отпусков...

- У меня немного дилетанский вопрос: проезжая по области с показами программы, вы чувствуете себя иначе? Ведь Пушкинский фестиваль - мероприятие российского масштаба, а в маленьких городах?

- Конечно, от площадки многое зависит, ведь разное пространство требует разной энергетики. Небольшая студия требует камерности, а, когда ты выходишь на большую сцену, то должен быть и посыл совсем другим. В этом разница.

- Если мы заговорили о площадках: скоро ведь намечается выступление театра «Карусель», театра на исторических площадках под открытым небом. Могли бы вы рассказать поподробнее, что ожидает зрителей.

- Я думаю, это уже не будет открытием для псковичей, театр в исторических памятниках «Карусель» существует давно, ему уже больше двадцати лет. Идея была Радуна, он следил за этим все годы, его постановки много объездили с этим театром, были в Выборге, Санкт-Петербурге, Вологде, Новгороде, и всегда были очень хорошие отзывы. Но опять-таки, что такое театр «Карусель»: это существование артиста в естественных условиях. Стоят крепостные стены, рядом церкви, живая трава, лошади. Все предполагает для артиста быть предельно естественным, слиться с природой, и это требует очень большой внутренней энергетики для актера. Хоть мы сейчас и с микрофонами, но в самом начале работали без них, и в Вологде, когда мы играли «Цыган», там местная река, и вся набережная была усыпана народом, пять тысяч приблизительно. А мы работали вживую, без подзвучки. Но говорят, что было хорошо слышно, потому что над водой хорошая акустика. А в этом году мы готовимся к Дню города, в планах показ трех спектаклей: «Павел Первый», «Убийство Гонзаго» и «Псковитянка». И мы предварительно, перед Днями города, едем в Новгород с «Павлом Первым», выступление будет приурочено к Дню города Новгорода. Это будет в Новгородском кремле.

- То есть исторические памятники главной роли все же не играют в спектакле?

- Знаете, есть малый круг обстоятельств, средний и большой. Так вот стены кремля - это все - круг обстоятельств, который окружает спектакль. Действие «Псковитянки» как раз проходило на этом месте, поэтому осознание того, что на самом деле такое было, придает для актера внутренний стимул и трепет.

- Как обстоят дела со зданием театра? Наверняка вы знаете больше нас.

- Сомневаюсь, коллектив театра держат вне информационной политики. Нас внутрь не пускают, мы не можем посмотреть, как там что делают. Но я слышал, что сроки опять отодвигаются, речь идет уже о феврале, тогда как сначала был октябрь. А с рабочими мы разговаривали, они сказали: «Нет, ребята, не надейтесь, дай бог, к концу весны следующего года».

- И какие же проблемы, связанные с отсутствием своей сцены, существуют у театра?

- Знаете, мы как бродячая труппа, кочевые. Мотаемся по городу с одного на другое место, в одном репетируем, в другом декорации, в третьем костюмы. Играем на разных площадках. Все это очень неудобно, особенно для зрителя: спектакль объявляют в одном месте, люди приходят в другое... Ждем, как манны небесной, когда обретем свой дом.

- А как вы думаете, это вас закалит, сплотит?

- Раньше были гастроли у театра, солидные, по большим городам... Сейчас уже лет 15 гастролей у театра нет. Мы закалялись на гастролях, потому что другая площадка, другой город, другой зритель. А сейчас мы редко стали выезжать, ну да, наверное, закалит... Все равно отсутствие основной сцены требует серьезной работы, отдачи, как на большой сцене. Стараемся. Зрители спорят: кому-то нравится, кому-то нет. Я иногда заглядываю в интернет, многие ругают наш театр, кто-то хвалит. Наверное, это закаляет.

- Скажите, а сейчас у вас вообще не бывает гастролей? А в Новгород...

- Это театр «Карусель».

- То есть, «Карусель» и Псковский драматический театр...

- Это две разных структуры. База одна, потому что артисты одни, а структуры разные, и технически, и финансово. Поэтому да, театром «Карусель» мы ездим, особенно летом, а сам театр уже давно не выезжал. По области ездим, вот «Муж всех жен» возили, в Локне показывали, в Стругах Красных.

- А есть определенный зритель в Пскове? Это одни и те же люди?

- Знаете, у нас небольшой город, и чисто театрального зрителя, интеллиганции, немного, тысяч пять, десять. Они приходят на премьеры, интересуются судьбой театра. Есть те, кто иногда приходит, раз в год хотя бы. Но потенциальный зритель - это те пять, десять тысяч. Представляете, как часто нам нужно играть премьеры, чтобы зрителю было интересно. У нас идет 10 спектаклей, допустим, мы вынуждены отодвигать их ради новых. До революции вообще каждую неделю была премьера.

- Ну, тогда это было, скорее, развлечение, сейчас мероприятие, культурное событие.

- Нет, ну сейчас это тоже зрелище, какие-то спектакли заставляют задуматься, а на каких-то зритель отдыхает. Разные направленности. Есть молодежные, где какие-то проблемы молодежи, например «Божья коровка». По области ездили, молодежь очень хорошо принимает.

- Для Пскова это необычно - молодежный театр! А у вас есть какой-то любимый жанр своего спектакля? Где вам более комфортно?

- Я в разных жанрах работал, но мне больше нравится фарс, гротесковость, где можно найти характерность, поиграть. Психологическая драма требует тонкой проработки, тонкой линии персонажа, там другая направленность. Комедии чистые мы не ставим, обычно музыкальные, водевильного плана, как «Муж всех жен». Стараешься, хотя, может и не получается, быть разным, тогда это интересно. Нужно идти от себя к образу, пытаться от себя отойти, хотя бы на шаг, на два.

- А герой не пострадает?

- Нет, как раз в сторону героя! Но от себя двигаться, не героя нанизывать на себя. Есть большая категория артистов, которые из спектакля в спектакль играют одинаково. Они хорошо играют, но одинаково. Какую бы ему роль не дали, он везде - Иван Иваныч Иванов. Будь он в Пушкине, В Чехове..

- Скажите, вы бываете не на своих спектаклях?

- Конечно! Это очень интересно, одно время я очень часто ездил в Санкт-Петербург, смотрел репертуар. Мне сейчас очень нравятся в Питере два театра: молодежный на Фонтанке и «Александринка». У Додина очень симпатичный Театр Европы. Много знакомых работают в театрах, интересно, чем они заняты.

- А вы говорили, что приходится делать много спектаклей, а не превращается ли это в конвеер?

- Есть такая опасность. Но это специфика провинциального театра. Мы живем в рынке, и театр тоже попал в эти отношения, пытается найти себя в этом месте, в особенностях нашего времени. Лучше, конечно, меньше играть, и лучше, чем много да плохо. Столичные театры могут себе это позволить, у них две-три премьеры в год, а у нас 10-12 в год.

- Невероятно.

- Бывает, что заигрываешься, не успеваешь освоить роль, что-то сыровато, что-то еще не найдено... Но я люблю читать мемуары наших великих артистов, как-то наткнулся на Качалова, там есть такие слова: «Я понял, как играть Гамлета, на семидесятом спектакле». Он сыграл уже семьдесят спектаклей, все время был в процессе, но не понимал, что-то в нем бурлило, он что-то пытался найти, и только на семидесятом он понял, что же там главное.

- А вы бы хотели сыграть Гамлета?

- Ну, я уже не в том возрасте. Нет. Замечательный польский актер Даниэль Ольбрыхский играл Гамлета, когда ему стукнуло 27 лет, он сказал: «Все, я для Гамлета старый».

- А у вас есть роли-мечты?

- Да много таких. Главное, чтобы она была выписана хорошо драматургически, чтобы характер был яркий... Вот сейчас Юрский играет Сталина, у него спрашивали: «Что вы в Сталине находите?» Ему интересна эта личность, как она себя вела в этих обстоятельствах, как он смог существовать в тех условиях, как народ ошалел вокруг него. И Гитлера тоже, вот, покойного Абдулова спрашивали: «Кого вы хотите сыграть?» Да все, что угодно: черта, дьявола, Фауста, Мефистофиля, Гитлера, Сталина, лишь бы это драматургически было интересно!

- Скажите, а выходить из роли бывает тяжело?

- Знаете, я после спектакля очень долго не могу заснуть. Приезжаю часов в 11 вечера домой, если это вечерний спектакль, и дай бог часам к трем заснешь. Все равно внутри еще бурлит что-то, не доиграл, переиграл, волнение, неудовлетворенность или удовлетворенностьт, возбуждение. Оно не сразу проходит, нужно время.

- Вы анализируете каждый свой спектакль?

- Не спектакль, а роль. Мне трудно спектакль, потому что когда внутри спектакля находишься, в объекте держишь свою роль. За общим развитием следит режиссер, чтобы все роли были связаны, чтобы композиционно было красиво и выразительно... У артиста немного иная задача, нужно сосредоточиться на роли.

- А вы пробовали себя в роли режиссера?

- Да, пробовал, но это любительщина с моей стороны была. Ставил спектакль с людьми с ограниченными возможностями в Корытово «Игра в прятки». Потом у меня есть студия «Театр творческий инициативы», мы сделали литературный спектакль «Письма с фронта». Который очень плотно игрался, его даже показывали в Питере несколько раз, по области.. Десять спектаклей от филармонии. Я не отношусь к этому серьезно, это скорее забава, хобби.

- Я хотел бы спросить вас насчет вашей студии, как туда попасть?

- Попасть туда просто, мы занимаемся с сентября по май, ко мне в основном ходят старшеклассники. Чем я с ними занимаюсь: культурой речи и техникой речи. Мы чистим дикцию, укрепляем дыхание, занимаемся голосом, чтобы он был красивый и бархатный, работаем над текстами, я их учу самостоятельно работать с текстами, чтобы они умели их правильно анализировать. А потом правильно донести: дыхание, дикция, голос. Некоторые ребята выступают в конкурсе чтецов и даже занимают призовые места. Некоторые говорят, что хотят после школы поступать в театральный вуз, просят подготовить их, и я делаю с ними репертуар для поступления и даю какие-то советы. Некоторые приходят и говорят: «Я хочу выступать!» И я готовлю с ними репертуар для выступления, чтобы в школе мог выступить. В принципе, моя основная задача - научить их самостоятельно работать с текстом. Конечно, какие-то начальные актерские навыки. Студия находится в Доме детского творчества. Так что с сентября месяца, старшие классы, приходите, и студенты у меня занимаются, филфак очень плотно посещал мои занятия, политех, академия туризма. То, что я даю, это полезно для любой публичной профессии: журналист, учитель, диктор...

- Наверное человек в любом случае чувствует себя увереннее!

- Да, некоторые люди комплексуют по поводу того, как они говорят, эти комплексы нужно попытаться с них снять. Освободить, раскрепостить. Чтобы они были уверены, что они это делают хорошо... «Свободен! Вновь ищу союза, волшебных звуков, чувств и дум!» Так вот сначала мысль, оно высекает свое отношение, то есть, эмоцию, это выражается в конкретном звуке, и при этом я становлюсь свободным.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 222 человека
Лента новостей