Новости партнеров
Культура

Культобзор: летние сады

25.06.2013 20:23|ПсковКомментариев: 3

У каждого ученика есть шанс - в один прекрасный день превзойти учителя, стать самым-самым, сказать человечеству главное. Ну, например, напомнить, что мир вокруг, если и не прекрасен, но симпатичен - вполне, а может стать и ещё лучше. Ученикам и не такие фантазии - по молодости-то лет - прощаются.

И всё в тюльпанах

Другими словами, студенческие выставки уже тем всегда хороши, что позитивны. И экспозиция, которая открылась сегодня в выставочном зале Псковского отделения Союза художников России, в этом отношении - не исключение. На ней представлены творческие работы студентов Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова - порядка сорока отдельных произведений и дизайнерских проектов учащихся и выпускников двух направлений («Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»), лучшее за два-три последних года.

Гобелены - все в тюльпанах и розах, тускло мерцающие батики, трогательные лоскутные панно и одеяльца пэчворк соседствуют с эскизами дизайнерских проектов. Есть проект костюмов и декораций к детскому спектаклю про сыроежку, например. Или коллекция молодёжной одежды, рекламный проспект и афиша выставки. Даже проект благоустройства территории вокруг родного училища: на большом планшете, в разделе о том, как в принципе, можно преобразить городское пространство, - и белые мраморные статуи по образцу богов и богинь из Летнего сада, и цветные фонтаны, и зеркальные объёмы. Сам проектировщик, впрочем, на запредельное не замахивается, и в рабочей части упор делает на узорчатые цветочные клумбы - то, что вполне реально себе позволить даже при минимальном бюджете, стоит только захотеть…

Выставка в зале Союза художников - своего рода «манок», не скрывают преподаватели ПОКИ. С одной стороны, в выставочный зал заходят потенциальные работодатели. Нет-нет, выпускники этого года, девять дизайнеров, уже практически, все при рабочих местах, но выпускники будут и на следующее лето, и через год.

С другой стороны, молодые люди, которые сейчас озабочены выбором будущей профессии, тоже могут зайти в выставочный зал и оценить, чему они могут научиться в колледже…

Притча о талантах

Другие ученики и другое ремесло представлены на выставке «Икона: от молитвы до образа». Её вчера открыли в музее-заповеднике «Изборск», в бывшей усадьбе купца Белянина. Интересна выставка тем, что здесь можно увидеть не только готовые иконы (около 40 досок), но и «подступы» к ним, проследить почти весь ход работы. Почти - потому, что всякий образ начинается всё-таки с молитвы в душе иконописца.

Представленные на выставке работы выполнены мастерами и учениками школы-мастерской «Преображение» при храме во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» в Санкт-Петербурге. Сама выставка - передвижная, и до Изборска по благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва побывала, например, в Великом Новгороде: в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли

Обе эти «точки» на православной карте России для иконописцев из «Преображения» значимы.

Елена Васильева

- Первая икона, которую пишут ученики студии, - список с новгородской иконы «Спас Нерукотворный», - рассказывает руководитель школы Елена Васильева. И уточняет, что, изучая разные школы иконописи традиционным для этого вида искусства образом - копированием, созданием списков, петербуржцы много работают с образами новгородской школы: она подразумевает простые, лаконичные, - хотя при этом очень сильные и выразительные приёмы письма. Это особенно важно с учётом того, что в «Преображение» принимают всех желающих, вне зависимости от возраста и от того, есть ли у человека хотя бы начальное художественное образование, - опираясь лишь на евангельскую притчу о талантах.

С Псковом же, точнее - с заповеданными Талабами, со старцем Николаем Гурьяновым Елена Васильевна связывает свой личный путь к иконописи. И подчёркивает, что так - через рукотворный образ видит ту самую притчевую «лихву от своего таланта» - то есть исполнение учения делом, свой личный способ сказать современным людям о боге и истине. Беда современного человека в том, что скользя взглядом по иконе, он зачастую не знает её сюжета, не понимает смысла, не умеет «декодировать» символику образа, - не понимая, в результате, ни религиозного, ни художественного её содержания.

Человек за мольбертом

Заповеданные места, - так теперь говорят о Псковщине и молодые художники, приехавшие сюда на, казалось бы, обычную студенческую практику, а попавшие, как оценивают, «просто в какую-то энциклопедию для живописца».

Впрочем, совсем уж обычной практику студентов-«репинцев» - будущих живописцев и графиков из Санкт-Петербургского Государственного института имени И.Е. Репина Российской Академии художеств - не назовёшь. Начать с того, что традиции учить здесь, в Пушкинском Заповеднике, молодёжь - уже почти 60 лет. Помимо фантастически красивых пейзажей в мемориальных усадьбах есть ещё и богатейшие для глаза художника дома-музеи с классическими образцами живописи и графики XVIII-XIX веков в интерьерах, интересные художественные показы в выставочных залах…

Молодые художники работают почти с азартом…

У молодых художников уже прошли первые просмотры к выставке - для многих первой в таком многолюдном месте, да ещё и со скромным, но самым настоящим каталогом. До вернисажа осталось меньше месяца, но ребятам очень хочется ещё многое успеть. Поэтому сейчас гости музея допоздна могут видеть в Михайловском, в Петровском, в Тригорском и в Бугрово людей с мольбертами.

Среди первокурсников-«репинцев» этого года - не только петербуржцы и москвичи, но и уроженцы Новосибирска, Рязани, Сочи, других городов и посёлков России. Псковичей, увы, в этом наборе нет. 

Руководит практикой профессор Никита Цыцин - живописец мастеровитый и человек взыскательный. Здесь в музее-заповеднике «Михайловское» Никита Викторович бывал ещё студентом - на такой же практике, а сейчас уже 15 лет как приезжает сюда своего рода «играющим тренером»…

«Ваш С. Довлатов»

Одна из девяти (!) сейчас действующих в Пушкинском Заповеднике выставок - и не то, чтобы художественная, между прочим, - особенно интересна молодым людям: как практикантам-«репинцам», так и прочим их сверстникам, зачастую, увы, знакомым с Михайловским только по повести «Заповедник». Будто специально для поклонников её автора в Научно-культурном центре музея сейчас развёрнута выставка «Взгляните на меня с любовью!» - биография Сергея Довлатова в редких, в большей части не публиковавшихся фотографиях. Экспозиция - около 40 снимков из домашних архивов Елены и Екатерины Довлатовых, Нины Аловерт, Наташи Шарымовой, Ксаны Мечик - достаточно большая: с учётом того, что фотографироваться, как известно, писатель не любил, и кадров, например, о советском периоде его жизни совсем немного. Но даже несколько детских фотографий - первая датирована 1947 годом - для подобной экспозиции - большая удача.

В американской версии выставка называлась «Alone on the ring».

Интересно, что инициировала выставку, которую Пушкинский Заповедник представляет совместно с информационной компанией The New York Plus Plus, именно американская сторона, и прежде всего - вдова Довлатова Елена. От американской же стороны исходило и одно из условий показа: фотографии, не публиковавшиеся раньше, - не тиражировать. Поэтому ждать появления этой довлатовской выставки в виртуальном пространстве, на сайте музея не приходится - надо ехать. В «Михайловское», которое вопреки сложившемуся у читателей культового «Заповедника» Довлатов любил.

Свидетельства этой, оставшейся «за книжными страницами» любви есть неоспоримые. В письме Юлии Губаревой в декабре 1982 года Довлатов напишет «…очень тоскую по Ленинграду, Таллину и Пушкинским Горам, но об этом я даже не хочу говорить». А на выставке, которую в Пушкинском Заповеднике готовили к 70-летию со дня рождения писателя, был представлен уникальный экспонат: дарственная надпись чете Арьевых на экземпляре 1988 года издания «Заповедника». На титульном листе книги торопливым почерком: «Андрюше и Ане - в память о лучших местах на земле! (А я, между прочим, побывал в 12-ти странах). Ваш С. Довлатов».

За рассеянного монаха…

Ну а самым сочным из музыкальных событий недели, вне сомнения, был вечер к закрытию 69-го филармонического сезона. По этому случаю в Пскове силами симфонического оркестра Псковской областной филармонии, Государственного академического хора «Латвия» и петербургских вокалистов давали «Кармину бурану» - сценическую кантату Карла Орфа на тексты старонемецких и латинских светских песен XIII века.

Со средневековьем (даже взятом через систему линз ХХ столетия), прямо скажем, получилось не очень - музыканты скорее сыграли оперу XVIII века, но артистично и эффектно. Глуховато звучащий, чуть ли не «злодейский» хор в «сцене» в таверне («…за заключённых, за живущих, за всех христиан, за поминаемого покойника, за свободных сестёр, за оставшихся в лесу, за рассеянного монаха, за моряков, за бранящихся, … за Римского Папу, как за короля, они все пьют без остановки»). Отрешённый, дивного тембра тенор (Александр Бордак) в «Арии жареного лебедя». Чувственная дуэтная «сцена» сопрано и баритона (Жанна Домбровская и Владимир Мороз, солисты «Мариинки»). В общем, не удивительно, что зал рукоплескал, и у псковских меломанов долго ещё пряная музыка Орфа будет ассоциироваться со щедротами этого лета.

Заявленные, кстати, в афише студенты-хоровики областного колледжа культуры на сцену в этот раз не попали, хоть партии свои учили. По слухам, что-то с темпами не срослось. Впрочем, как уже было сказано: у каждого ученика, тем не менее, всегда остаётся шанс…

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 254 человека
Лента новостей