Новости партнеров
Культура

О чем молчат лопаты

10.07.2013 20:28|ПсковКомментариев: 45

«Молчание лопат», «Крестики-нолики» из выпитых бутылок водки, «Сельский туалет» и «Рентген доктора Мясникова»… 10 июля художники общественного движения «ПсковАРТ» в галерее «Дом на Набережной» представили новую экспозицию и новое выставочное пространство, экспериментальный зал. В этот день открылась не одна, а две необычные выставки: «Дети подземелья» и «Летняя мозаика». ФОТОРЕПОРТАЖ.

Впервые за последние несколько лет свои двери распахнули для псковичей подвалы Дома купца Сафьянщикова. Сами художники заботливо, по мере сил и возможностей, привели помещение в порядок: убрали весь мусор, просушили подвал до такой степени, чтобы можно было выставить пусть не живопись, но хотя бы интерьерные экспонаты. «Дети подземелья» - это выставка арт-объектов, которую курирует Эдуард Шарипов. Именно ему принадлежит идея объединить свет и тьму. «Темное манит к себе так же, как и светлое. Темный мир давал человеку свою защиту. На свету он становился легкой добычей более сильного существа. Нора, пещера, дупло всегда защищали человека от зверей или же от другого человека. Он пытался скрыться в темном убежище, как в лоне матери, прося у природы защиты. Глубины мозга и глубины земли сошлись на этом малом пространстве Дома Сафьянщикова. На этой выставке, скорее, не вы смотрите на экспонаты, а экспонаты смотрят на вас», - зачитала приветственные слова от куратора, который по причине болезни не смог присутствовать на открытии выставки, председатель движения «ПсковАРТ» Ирина Жбанова. Она же заметила, что эта экспозиция – попытка художников осмыслить переход от темного к светлому, от верха к низу.

Среди авторов выставки «Дети подземелья» не только псковские художники, но и другие известные люди, которые попытались обычным на первый взгляд предметам дать вторую жизнь. Например, отдуваться за заболевшего куратора и представлять выставку пришлось журналисту Александру Донецкому. Он рассказал, что Э. Шарипов уже на протяжении нескольких лет проповедует свою идею света и тьмы. Художник, согласно его концепции, - человек, обладающий так называемым пещерным зрением, то есть способностью видеть в темноте. Именно поэтому на суд зрителей он может представить те произведения, которые обыватель без помощи мастера постичь не в состоянии.

На фото: «Молчание лопат» Эдуарда Шарипова

То, что для Пскова выставка «Дети подземелья» слишком необычна, подтвердил и именитый «масленичный» художник из Санкт-Петербурга Игорь Шаймарданов. Ничего подобного, по его словам, в городе он раньше не видел. «Заявка на то, что авангард в Пскове существует», - усмехнулся Саша Донецкий. В экспозиции, по его словам, активно прослеживаются тенденции искусства второй половины XX века, обыгрываются приемы современного искусства. Неоднократно прозвучала фамилия Дюшана, который когда-то выставил в качестве объекта показа свой унитаз. Иными словами, вещи, которые производятся серийно, например, лопаты и двери, пустые бутылки и обычные зеркала, стали сегодня достоянием выставочного пространства.

На фото «Крестики-нолики» Эдуарда Шарипова

Так, Эдуард Шарипов привнес нечто свое в обыкновенные лопаты, нанеся на них рисунок - лица, глаза и иные части человеческого тела. Таким образом он создал целую серию «Молчание лопат». Бутылки водки, которые он приговорил вместе со своими друзьями, стали объектами для другой инсталляции – «Крестики-нолики». Практически не отличишь от настоящего «Жесткий хлеб» Виктора Тимофеева. Тема лопат прослеживается и в арт-объекте Анатолия Жбанова – «От лопаты к звездам». Сам Саша Донецкий представил инсталляцию «Рашка-ТВ» - выпотрошенный телевизор взгромоздился на унитаз, внутри - фотография Путина, над головой которого пририсован нимб. Среди арт-объектов неожиданно появляется и «Домовой дома Сафьянщикова» Эдуарда Шарипова.

На фото: «Рашка ТВ» Александра Донецкого

Художники убеждены, что каждый зритель любое произведение искусства читает по-своему, поэтому на выставке царит «открытая интерпретация» - сколько людей, столько мнений, видений и смыслов.

Создавалась выставка в экстремальных условиях. Даже после уборки подвалы Дома купца Сафьянщикова выглядят весьма мрачно.  «Как все же символично: современное искусство в экстремальных условиях», - заметила Ирина Жбанова.

Этажом выше, в самой галерее, в этот же день открылась противоположная «Детям подземелья» выставка «Летняя мозаика». Работы последних лет представили псковские художники Александр Александров, Анатолий Жбанов, Юрий Жулин, Федор Кочевин, Ираида Самойленко, Николай Самойленко, Эдуард Шарипов, Ольга Хмылко и Дмитрий Яблочкин. Это вполне привычная глазу живопись на летнюю, цветочную и цветную тематику. «Летняя мозаика» продолжает новую традицию так называемых «выставок без куратора» в «ПсковАРТе», когда художник представляет зрителю неповторимый, индивидуальный взгляд на собственное творчество. «Без куратора каждый художник сам себе хозяин. Зритель видит мастера без купюр, таким, какой он есть», - подчеркнула Ирина Жбанова.

Федор Кочевин специально для «Летней мозаики» из своих темных работ выбрал самые светлые. «Наверное, Анатолий Жбанов, который компоновал эту выставку, что-то летнее в них увидел. У меня нет каких-то специальных мотивов, тем для рассуждений - что в голову взбредет, то и пишу. Больше меня интересует в живописи техника и различное цветосочетание», - рассказал художник.

Неслучайно эта спокойная, размеренная, умиротворяющая выставка открылась вместе с «Детьми подземелья». «Это движение в пространстве, по дому, от тьмы к свету», - уточнила председатель общественного движения. Можно подняться наверх из подземелья и расслабиться.

Выставка «Дети подземелья» - саморазвивающийся проект, он может дорабатываться, пополняться и дополняться на протяжении ближайших месяцев, пока существует. Поэтому у псковичей есть возможность не только насладиться современным искусством, но и стать его частью, подарив новую жизнь старой вещи.

Светлана Аванесова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей