Культура

Вторая жизнь «…князя Владимира Александровича»

23.07.2013 16:22|ПсковКомментариев: 2

Уникальная картина впервые выставлена в галерее Псковского музея-заповедника. «Портрет Великого князя Владимира Александровича» кисти Константина Маковского после реставрации увидел свет. Скрывавшую его ткань сотрудники музея снимали весьма аккуратно, практически не дыша. Зал от восхищения замер, пока кто-то из зрителей не воскликнул: «Можно, наверно, и аплодировать…»

Судьба этого произведения трагична: как и многие другие шедевры, портрет «попал в плен». В довоенное собрание Псковского музея-заповедника картина была передана в 1920-30-х годах из коллекции Эрмитажа. Хранилась в неотапливаемом помещении Солодежни до 1944 года, после оккупанты забрали ее в Ригу, а затем – в Германию. Картина вернулась в Псков в 1946-48 годах. И снова холодное, сырое помещение Солодежни. К тому времени полотно находилось в аварийном состоянии: красочный слой и грунт более чем на половине площади картины отставали от основы, имелись многочисленные приподнятости, грунт был значительно деструктирован, холст обветшал, имелись порезы, на обороте – толстый слой загрязнений, в том числе – потемнение участков холста, повреждённых микроорганизмами. «Картина была в таком состоянии, что к ней было страшно прикоснуться», - заметила заведующая отделом реставрации фондов Псковского музея-заповедника, которая и вернула шедевр к жизни, Наталья Ткачева.

На фото: «Портрет Великого князя Владимира Александровича» до реставрации (фото Михаила Глущенко)

Из-за идеологических предубеждений в 1985-86 годах были выполнены лишь срочные противоаварийные мероприятия и консервация. «Нужно было хоть что-то делать, как-то ее спасать», - отметила она. Картине оставалось лишь дожидаться своего часа и смены руководства страны. К реставрации вернулись в 2011 году. Портрет дублировали на новый холст, провели реставрацию грунта, выровняли старый лак, покрыли свежим. Процесс тонирования закончили буквально незадолго до открытия выставки.

Наталья Ткачева призналась, что меньше всего реставраторов волнует, будет ли картина выставлять вновь. «Главная наша цель – просто вылечить ее. Когда к доктору попадает великий оперный певец, он больше всего беспокоится не о том, будет ли он завтра петь, а о том, чтобы он был здоровым человеком. И потом, реставрация – это метод познания, метод изучения. То, что мы узнаем о художнике, его технике, его живописи в процессе реставрации, невозможно узнать никакими другими путями. Иногда покоряет даже малоизвестный художник, поскольку начинаешь видеть то, что никто не мог увидеть раньше», - сказала реставратор.

Константин Маковский – знаменитый русский художник, живописец, автор жанровых произведений и произведений в духе романтического историзма, картин на темы народного быта. Он считается крупнейшим портретистом, бывшим очень популярным в аристократической среде. Император Александр II даже называл его «мой художник». При этом на мастере закрепилось клеймо «салонного художника».

На фото: «Портрет Великого князя Владимира Александровича» после реставрации (фото Михаила Глущенко)

На картине «Портрет Великого князя…» изображен Владимир Александрович Романов - третий сын императора Александра II, выдающийся военачальник и крупный военный деятель периодов правления императоров Александра III и Николая II. С 1884 по 1905 годы он был главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, генерал-адъютантом, членом Государственного Совета. Владимир Александрович любил искусство и принимал активное участие в деятельности Академии художеств, президентом которой был с 1876 года. Провел ряд реформ в академии, что позволило учреждению стать влиятельным государственным заведением. Собрал огромную, ценнейшую библиотеку, которая, к сожалению, сейчас находится в разных уголках страны и за границей.

Рядом с Константином в Псковском музее выставляется и его брат, передвижник Владимир Маковский, который, по словам Натальи Ткачевой, считался более политически ангажированным. Их всегда сравнивали и противопоставляли. «Конечно, у Константина много вещей украшательского характера, но при этом он талантливейший «композитор». Он обладал гениальной способностью улавливать сходство. Вот это заменить ничем нельзя», - подчеркнула Наталья Ткачева.

Директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев убежден, что открытие выставки одного портрета является важным культурным событием не только для Пскова, но и для России в целом. Уникальность этой экспозиции заключается еще и в том, что «Портрет Великого князя Владимира Александровича» - единственная картина Константина Маковского, которая хранится в собрании Псковского музея. Кроме того, сегодня он впервые представлен широкой общественности. Длительное время полотно будет выставляться в музее, затем, возможно, займет свое место в постоянной экспозиции музея.

По словам Юрия Киселева, данная выставка – это первое мероприятия в рамках празднования 400-летнего юбилея Дома Романовых. Уже 19 сентября в Псковском музее-заповеднике состоится памятное гашение конверта в честь юбилейной даты.

Светлана Аванесова

 

 
опрос
Каково ваше отношение к традиции купания в проруби во время праздника Крещения Господня?
В опросе приняло участие 523 человека
Лента новостей
Последние новости