Сегодня: Понедельник, 26 Сентября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Пикник 35 лет День советов Кинокайф Версия ПЛН для слабовидящих Интерактивную карту доступности объектов городской среды для инвалидов в Пскове собирается разработать депутат молодежного парламента Трезвый город Фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник» пройдет в Пскове и Пушкинских Горах Пять причин поехать на «Мой-КУ» Лучшая интерьерная печать в Пскове



От Белютина с любовью

12.09.2013 21:09 ПЛН, Псков

Очередная выставка в Псковском музее-заповеднике открылась весьма торжественно - под музыку в исполнении известного псковского джазмена Аркадия Галковского. Впервые в Пскове представлена огромная коллекция произведений художника-авангардиста ХХ века, педагога и теоретика искусства Элия Белютина. ФОТОРЕПОРТАЖ.

Название «Заложник будущего» для выставки выбрано неслучайно. Эпиграфом к экспозиции стали строки Бориса Пастернака о художнике, который «у вечности в плену». Богатую и многообразную по сюжетам и техникам коллекцию работ Элия Белютина передала в дар Псковскому музею-заповеднику в 2012-2013-м годах писательница, историк, искусствовед и коллекционер, профессор МГУ, супруга художника Нина Михайловна Молева. В состав коллекции входят 14 живописных полотен, 17 цветных эстампов и авторских принтов, свыше 40 акварельных и карандашных набросков, а также значительное количество книжных публикаций творческого наследия Э. Белютина, выпущенных малым коллекционным тиражом. На сегодня Псковский музей может похвастаться самой большой коллекцией работ Белютина в России и в мире.

В силу своего возраста вдова художника не смогла присутствовать на открытии выставки, но прислала видеообращение к псковичам, записанное корреспондентами НТВ. «Эта выставка должна была открыться с участием Элия Белютина. Его жизнь и творчество были связаны с псковской землей», - рассказала она. Первый раз мастер побывал в Пскове после войны, когда город «лежал в руинах». Затем заехал сюда вновь, возвращаясь из творческой экспедиции. Еще позже – в 54-м году – вернулся вместе с супругой Ниной. Объехал всю Псковщину, по словам Нины Михайловны, необычайно много писал в то время. «Тогда он сказал: «Я еще в годы войны понял, что наша земля выстоит, потому что есть Псков – символ огромной воли и сопротивления», - отметила вдова художника.

Излюбленным местом молодой четы было слияние рек Великой и Псковы, которое теперь выглядит совсем иначе. «Я до сих пор помню, как шуршали лопухи по другую сторону Псковы», - призналась искусствовед. Псковскому музею-заповеднику Нина Молева передала всю коллекцию зарисовок, которые Элий Белютин сделал в то время в Пскове.

Кроме того, вдова мастера подарила псковичам книгу, которую написала в Пскове и о Пскове. «Это наш с ним вам общий подарок. Не удивляйтесь, это не мое название «Псков великий». Это были слова Элия Михайловича. Я просто их переняла. Пскову великому от великого художника», - подчеркнула она.

Именно здесь, на Псковщине, а также в годы Великой Отечественной войны художник определил главный посыл своего творчества – огромная любовь к человечеству. Таким он запомнился и псковскому художнику Николаю Москалеву. Он вспоминает, как только что покинувшим стены учебного заведения молодым художником побывал на выставке Белютина в московском Манеже, как заполучил его альбом и автограф. «Он чем-то был мне близок. Это немелкоформатный художник. Его искусство обращено к большой аудитории. Личность его очень противоречива, но он заставил людей в себя поверить, о себе говорить», - отметил он.

Присутствовавший на открытии экспозиции председатель Государственного комитета Псковской области по культуре Александр Голышев подчеркнул, что выставка эта совершенно неожиданная. Картины Элия Белютина, переданные в дар Псковскому музею, хотели видеть в Литве и Польше. Но, по словам Голышева, Нина Михайловна не могла даже представить, чтобы они покинули Россию. «Художник, который мыслил иначе, он сам определил свою эстетику, сам стал великим», - сказал председатель госкомитета.

На фото: Юрий Киселев

«Я не искусствовед, и о картинах говорить не буду», - начал свою речь директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев и представил собравшимся книгу Нины Михайловны, которую она передала в дар Пскову. На одном из экземпляров она оставила свой автограф с пожеланиями, но Киселев так и не смог найти именно эту книгу. «Кто спер книжку? Там автограф Нины Михайловны, между прочим, для нашего губернатора Андрея Анатольевича», – бросил он недоуменно собравшимся и покосился на заместителя губернатора Виктора Остренко. «Я не брал!» - возмутился последний. Книгу главе региона все же передали, правда, совсем не ту, не именную.

На фото: Юлий Селиверстов

Искусствовед, заведующий художественным отделом музея Юлий Селиверстов подчеркнул, что картины Белютина – это «огромное восполнение пустого места в фондах Псковского музея». По его словам, хронологически наиболее плодотворная работа мастера пришлась, в основном, на середину и вторую половину ХХ столетия. «Художественная смелость Э. М. Белютина беспредельна. Его балансирование на грани не только беспредметности, но и без-образия (отсутствия образа) выражает экзистенциальное стремление заглянуть еще при жизни, отсюда, за границу всего мыслимого и допустимого (пушкинское «упоение… бездны мрачной на краю»). Глубина анализа формы, достигнутая в лучших произведениях Э. М. Белютина, имеет мало примеров в истории искусства. И важно помнить, что основой, делавшей труд Э. М. Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera – день за днем, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника», - написал он в своей пояснительной записке к выставке.

Творчество Элия Белютина представлено на выставке в развитии. Псковичи могут проследить, как именно менялся стиль мастера. Написанные 30-40 лет назад, картины до сих пор являются для многих непостижимыми. Искусствовед Юлий Селиверстов считает, что творчество Элия Белютина весьма трудное для восприятия. «Это постапокалиптическое искусство – взрыв мира, бытия. Это столько же искусство, сколько и наука, эксперимент познания», - уверен он.

Помимо живописных картин и графики, в экспозиции представлена уникальная икона преподобной Ефросиньи Московской, которая в 1914 году была вручена императрицей Александрой Федоровной родственнику Нины Михайловны Молевой. В 2013 году этот экспонат достался Псковскому музею. Выставлена она лишь на один день, позже псковичи смогут увидеть икону на следующей выставке, посвященной 100-летию Первой мировой войны.

Также в 2014 году ценителей искусства Пскова ждет еще один грандиозный сюрприз. Почти 500 работ Евгения Климова будут переданы в дар Псковскому музею. Сейчас их готовят к отправке в Россию из Америки.

Светлана Аванесова

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Удовлетворены ли вы итогами выборов депутатов Госдумы и Псковского областного Собрания?
















Голосование

Удовлетворены ли вы итогами выборов депутатов Госдумы и Псковского областного Собрания?














Календарь