Новости партнеров
Культура

Культобзор: пёстрая книга

17.09.2013 20:45|ПсковКомментариев: 2

Интересная была неделя. Со многими яркими событиями, а ещё более — с предчувствиями и обещаниями ещё лучших. Чудесный, очень качественный и «атмосферный» (хотя, может, и не во всём ставший художественным  откровением, как хотелось бы) концерт Псковского симфонического оркестра не с кем-нибудь, с самой Элисо Вирсаладзе! И тут же предчувствие «Крещендовских» концертов: на минувшей неделе на престижный фестиваль в Пскове был продан последний билет. «Постапокалиптическая» выставка работ  русского авангардиста Элия Белютина в Псковском музее-заповеднике («взрыв мира, бытия; одновременно и искусство, и эксперимент познания», — процитируем заведующего художественным отделом музея Юлия Селиверстова).  И тут же ожидание другого, масштабного и чрезвычайно интересного проекта: коллекцию работ русского художника, живописца и иконописца, автора мозаичной иконы Троицы над Великими воротами Псковского кремля Евгения Климова в Соединённых Штатах уже готовят к отправке в Псков, а произведений там почти полтысячи.

Открывшийся колокольным перезвоном международный фольклорный фестиваль «Словенские ключи» и конкурс исполнителей народной песни и музыки «У Лукоморья» в Печорском районе собрал более 400 участников (зрителей же не считал никто), и получился ярким во всех смыслах. Но буквально через несколько дней откроется фестиваль памяти Ольги Сергеевой в Усвятах, главным достоинством которого российские фольклористы считают подлинность: большая часть того, что звучит на этом фестивале аутентична, то есть, не подвергается обработке специалистов из районных домов культуры, так стремящихся к «сценичности» и даже «телевизионности», как они её себе представляют.

А ещё в Пскове, в галерее «Дар» на прошедшей неделе открылась выставка «Сентябрьский вернисаж»: после череды персональных показов первая «сборная» (а это намного сложнее!) экспозиция молодой галереи — работы одиннадцати авторов, среди которых такие любимцы публики как Игорь Шаймарданов, Игорь Иванюк, Екатерина Родихина. И тут же приглашение на следующий вернисаж: уже на этой неделе, в зале Областного центра народного творчества стартует традиционный художественный марафон, IV фестиваль художников «Псковская галерея», который, если вдруг и не дотянет где-то качеством, то возьмёт здоровым напором — шесть выставок одна за другой, тоже не с одним славным именем, а ещё и с заманчиво сформулированными темами («Миф», «Восхождение образа»).

Перечень таких «двоек» из состоявшегося и обещанного, впрочем, можно ещё и ещё продолжать — такая уж богатая неделя выдалась.

Всё прочее — литература

А ещё минувшая неделя получилась книжной. В Пскове именинную радость испытали работники Центральной библиотечной системы. Благотворители из Петербурга ударили автопробегом по нашему безденежью (так сложилось, — признаётся руководитель Псковской ЦБС Галина Большакова, — что в нынешнем году средств на комплектацию библиотек в муниципальной казне не нашлось) и привезли псковичам новых книг более чем на миллион. Яркие детские книжки, художественная и научная литература, издания на иностранных языках, — всё это богатство в ЦБС намерены разделить примерно поровну между всеми филиалами, исходя из профиля библиотек на местах (детские, взрослые, для семейного чтения) и их наиболее острых потребностей.


 

Более пяти тысяч книг привезли для псковских библиотек петербургские волонтёры.

Фото с сайта  ЦБС Пскова

 

Потребности действительно велики, — Галина Большакова опровергает расхожее мнение о том, что читать стали меньше. Другой миф — о том, что электронная книга вытесняет бумажную — опровергает инициатор акции, петербурженка Ольга Кичигина. Если ещё пару лет назад народ в метро сидел, уткнувшись в электронные гаджеты, то сегодня, по словам Ольги Владимировны, в руках пассажиров больше традиционных, бумажных книг.

О наступлениях и даже о победах — пусть не бесповоротных и решительных, но отнюдь не бессмысленных —  на книжных бумажных фронтах говорили в эти дни и в Пушкинских Горах. Там, на базе Государственного музея-заповедника три дня работал юбилейный, в нынешнем году уже Х Межрегиональный фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском». Впрочем, библиотекари давно уже «горой стоят» не только за традиционную книгу: у «электронной» свои неоспоримые плюсы. Главное — и цифровой носитель, и бумажная книга, прежде всего, должны быть качественными и грамотными.

Форум, задуманный изначально для обмена опытом среди библиотечных работников, давно перерос узкопрофессиональные рамки и привлекает внимание педагогов основного и дополнительного образования, социологов, других специалистов.  Как формируется читательская компетентность? Возможно ли «рекламировать» книгу через социальные Интернет-сети и насколько такая реклама действенна? Действительно ли чтение пропагандирует недавно изобретённая акция «Ночь в библиотеке» или, в отличие от музейной акции ночное рандеву в «книжкином доме»— выстрел в молоко? Вся ли детская литература уже прочитана или и среди новинок есть то, что можно назвать литературой, не краснея? Эти и многие другие вопросы на заседаниях, за круглыми столами и в кулуарах обсуждали участники и гости нынешней «Осени…».


 

Участники Х фестиваля «Осень в Михайловском». Фото информационной службы Пушкинского Заповедника.

 

Вспомнив лучшее из прошлых — за десять лет! — фестивальных показов, библиотекари  познакомились с новыми успешными проектами коллег из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Самары, Москвы, Ярославля, Перми, Таганрога, Свердловска, Томска, Пскова и Псковской области. Впрочем, охотно принимают библиотекари и «сторонний» — например, музейный опыт, если он, в конечном счёте, работает на интерес к книге. Библиотекарей из Ярославля, например, восхитило, сколько подлинных пушкинских текстов — тут тебе и «Домик в Коломне», и болдинская проза, и михайловская лирика! — вместила в себя театрализованная, дурашливая на первый взгляд программа «Деревенский Пушкин», которую вот уже несколько лет предлагают своим гостям (и прежде всего — школьникам) в Пушкинском Заповеднике.

Птица-Гоголь и птица-Пушкин

Мечтой о качественной бумажной книге, по сути, стала и выставка «Живые мёртвые души», которую открыли в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника в первый день фестиваля «Осень в Михайловском». Автор выразительной чёрно-белой графики, представленной на ней, — художник и скульптор из Екатеринбурга Николай Предеин.


 

Николай Предеин. Гоголь и Достоевский. Из серии «Николай Васильевич Гоголь» (2001).

 

Первый герой выставки — Гоголь. Его — щемяще одинокого, то спешащего, то застывшего в удивлении и похожего на печальную птицу…  — Предеин воплощал много раз в бронзе, на бумаге. Вслед за писателем, в преддверии 200-летия со дня его рождения, «подтянулись» персонажи. Предеин начал работать над иллюстрациями к «Мёртвым душам» и «…вначале, как ни странно появились не главные герои, — вспоминает он теперь, — а  русские мужики, те самые «мёртвые души», которые скупал Чичиков, разъезжая по российским просторам. Где-то среди них были и Степан Пробка, и каретник Михеев, и Сорокоплехин, и невероятный Григорий Доезжай-не-доедешь и многие другие, о которых Гоголь с пронзительным, нежным чувством писал: «Мои голубчики... где-то носят вас ваши ноги... гуляете по лесам, да дерёте прохожих... по тюрьмам ли сидите или пашете землю... примитесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Да, работа начиналась с «живых мёртвых душ».С русских мужиков. Не только — гоголевских, но и, мне кажется, некрасовских, тургеневских, достоевских, лесковских...» 

Некоторые из представленных на выставке рисунков вошли в юбилейный двухтомник — собственно «Мёртвые души» Н. Гоголя и комментарии И. Золотусского к поэме. Прокомментировал известный литературовед и работу иллюстратора: «Меня до сих пор, когда я, в который раз, перечитываю «Мёртвые души», останавливает то место в поэме, где Чичиков читает список купленных им мёртвых крестьян. «Смотря долго на имена их, — пишет Гоголь, — он умилился духом, и, вздохнувши, произнёс: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём?». Это восклицание вырывается из уст Чичикова, как что-то долго таившееся в глубине его существа. И оно сразу сметает пошлые толки о поэме Гоголя как пророчестве гибели России и русского человека. Предеин остро почувствовал это. В его иллюстрациях к «Мёртвым душам» …нет мёртвых душ, нет зловещего веяния смерти, а есть веселье щадящего юмора, поэзия красоты России, поэзия крестьянского ума, доброты и мирного взгляда на мир. Его художественная оратория сильно отличается от работ того большинства иллюстраторов, которые упирались кистью или пером в подлый быт, в уродство персонажей и в разоблачение их. Это песнь любви, нашедшая себе адекватное воплощение в лёгком рисунке, в летящем характере его, так соответствующем полёту гоголевской тройки».


 

Николай Предеин. Пушкин. Лист № 9 из серии «Пушкин» (1998).

 

Но — Михайловское же! — и рядом с Гоголем на выставке и Пушкин. Задумчивый и озорничающий, встающий на цыпочки, взлетающий, отражающий сам себя, множащийся, сжимающийся до росчерка и точки. Пушкина Предеин любит не менее, чем гоголя, и чувствует его так же остро, а представленные в экспозиции (и хранящиеся в коллекции Пушкинского Заповедника, добавим) листы создавал на протяжении многих лет.

Правда книгой этот «Пушкин» ещё не стал, но какие, право, его годы…

 

Лидия Токарева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 236 человек
Лента новостей