Новости партнеров
Культура

Александр Заболотный: 3D уйдет, а живой театр останется

29.09.2013 12:01|ПсковКомментариев: 2

По щучьему ведению, по зрительскому хотению свой новый сезон Псковский театр кукол открывает старинной русской сказкой про счастливчика-Емелю. На афише, впрочем, спектакль назван торжественно: «кукольная комедия». Трёхлетняя публика — а именно с такого возраста рекомендуют смотреть спектакль в театре — такого определения, конечно, не оценит, но псковские кукольники давно рассчитывают не только на детей, но и на их родителей.

— Это раньше было, когда  папа «вставлял» ребёнка в зрительный зал и исчезал на 40 минут, — вспоминает директор театра Татьяна Ааб. — Или приходила мама с авоськами, точно так же оставляла ребёнка, а сама, пока шёл спектакль, бежала по соседним магазинам или на рынок. С начала 2000-х годов появились приятные изменения: на спектакль с детьми стали оставаться мамы. Несколько позднее на спектакле с одним ребёнком можно было увидеть двух родителей. И уж совсем стало для нас удивительным, когда на спектакли стали приходить просто взрослые — без детей, просто чтобы посмотреть представление. Нас это радует.

«Невозможно испортить чудо…»

Следующий сезон для театра — праздничный. В октябре Псковскому театру кукол исполняется полвека. Праздновать планируют неделю — следите, говорят, за афишами.

А вот о предстоящих премьерах нового сезона Татьяна Абб рассказывать не хочет. И  главный режиссёр театра Александр Заболотный, и главный художник Евгений Бондаренко с ней солидарны.

— Сглазить страшно?

Т.А.: — Театральный народ, он вообще суеверный. Честно вам скажу: мы никогда не считаем доходы от предстоящих спектаклей. Знаете, как всегда: составляется план, как положено в бюджетных организациях… Но, это очень плохая примета! Стоит посчитать предстоящие доходы, как обязательно возникнут какие-нибудь проблемы, которые помешают осуществлению этого плана. Так и с новым спектаклем — по каким-то причинам он может не состояться, и актёры это почему то всегда помнят дольше, чем даже удачную премьеру.

— Одна из двух премьер, тем не менее, уже прописана в октябрьской афише — «Мы не волшебники» по мотивам сказки «Золушка»…

А.З.: — Нам давно хотелось поставить этот спектакль.  На мой взгляд, это один из лучших «бродячих» сказочных сюжетов в мировой литературе, на все возрасты, на все времена... Помнишь, в пьесе есть персонаж, который всё время говорит: «Я не волшебник, я только учусь»? У нас так много волшебников, которые плохо учились. Да все мы, по сути — немножко недоучившиеся волшебники. Наш спектакль о том, что невозможно испортить чудо, и оно, несмотря ни на что, всё равно произойдёт.

Т.А.: — «Золушку» мы заявляли несколько раз. Бывают такие люди — бедовые. Вот и «Золушка» у нас бедовая — всё, кажется, что могло случиться в период постановки этого спектакля, у нас случилось…

Спектакль по сказке «Золушка» мы рекомендуем для детей школьного возраста. Вторая запланированная на этот год премьера  — «Три медведя» — представление для самых маленьких. Всё-таки наш основной контингент это малыши. Они очень любят Театр кукол. Многие спектакли они смотрят по несколько раз и, можно услышать как во время представления, они обсуждают то, что происходит на сцене, и рассказывают друг дружке, что будет дальше.

Дело жизни

Счастливые зрители Псковского театра кукол — они-то твёрдо знают, что будет дальше. Взрослые же на своём опыте испытали, что у нас даже прошлое часто если и не скрыто за семью сказочными печатями, то затеряно в документальной чехарде или в политических (в широком смысле этого слова) недомолвках.

— Как правило, оказывается, что любая — и не только сказочная история начинается намного раньше, чем принято считать…

Т.А.: — Действительно, первый документ о Псковском театре кукол относится к 1944 году — война ещё не окончилась. Но в 1949 году театр закрыли по решению исполкома Советов депутатов трудящихся с очень простой формулировкой: театр оказался убыточным и недовыполнил план на 27 тысяч рублей. Но недаром в той труппе были актёры, которые пришли в театр ещё в 17-летнем возрасте — они не представляли своей жизни без театра кукол. Усилиями таких людей и удалось вновь открыть театр в 1963 году. Это супруги Владимир и Таисия Павловы. Владимир Павлов и стал первым директором возрождённого, уже нынешнего театра. Повторяя путь своих учителей, они тоже набрали в труппу молодых, подростков 14—16 лет. Многие из того набора тоже потом — так всю жизнь в театре и проработали.

В театре в разные годы работали многие профессиональные режиссёры, художники, актёры. В коллективе есть традиции, заложенные десятилетия назад. Кардинально ситуация изменилась, когда главным режиссёром здесь стал Александр Заболотный. Изменения касались репертуара, актёрского состава, театральной политики. Думаю, что это было к лучшему. Дело в том, что менялся не только театр — менялось общество, менялись люди. Если посмотреть на спектакли 1990-х глазами современного зрителя, может сказать, что они были добрые и хорошие, но наивными… То, что происходит сейчас — это очень динамично.

— В прошлом году в театр пришли молодые актёры — выпускники Псковского колледжа искусств, которых, по сути, и готовили Александр Заболотный и Евгений Бондаренко — специально для своей сцены. Сколько артистов  сейчас в театре?

Т.А.: — На сегодня в труппе девять человек. Фактически даже восемь, потому что один наш молодой артист сейчас служит срочную и вернётся только через полгода. По существующим в театральной практике нормативам минимальное количество артистов в труппе — 20 человек, то есть наш театр — очень маленький.

При всём при том, Псковский театр кукол на сегодня — полноценная единица, которая работает, работает профессионально и, кроме того, зарабатывает. Если говорить о выполнении финансового плана, о получении доходов — причём я сразу хочу оговорить, что не считаю это главным в нашей работе! — то театр на сегодня уступает, пожалуй, только областной филармонии, музею-заповеднику в Изборске и, может быть,  Поганкиным палатам.

Но, ещё раз! — мы не работаем на прибыль. Если бы мы хотели зарабатывать, сделали бы билеты, предположим, по 500 рублей. Вопрос только в том, смогли бы тогда псковичи приходить на наши представления? А ведь сейчас у нас многие зрители приходят на спектакли по два раза в месяц.

Считать деньги — плохая примета?

— Сколько спектаклей труппе удаётся поставить в год?

Т.А.:— Чаще всего это три спектакля: для самых маленьких детей,  для ребят постарше и новогоднее представление. Бывает, что мы ставим масленичные представления или восстанавливаем ранние спектакли. В прошлом году театр восстановил «Фауст» — одну из самых интересных и серьёзных работ прошлых лет. Сейчас мы ведём переговоры с военной частью, где служит наш молодой артист. Если всё удастся и его отпустят на несколько дней, — в рамках празднования юбилея мы покажем и этот спектакль. Конечно, даже по случаю юбилея, мы не можем показать, например, те спектакли, которые созданы в 1963 году. По очень многим причинам («По всем причинам…» — вздыхает Евгений Бондаренко. — Авт.) театр не может восстановить прозвучавший на всю страну спектакль «Человек, которого не было» по пьесе Довлатова. Напомню, что она была обнаружена именно в наших архивах и на премьеру спектакля приезжала вдова писателя Елена Довлатова…

А.З.:—  К сожалению, спектакли у нас не могут храниться долго, потому что куклы, в основном, делаются из поролона или папье-маше. Для этого у нас нет достаточного помещения, кроме того сыро…

Т.А.:— … и фактически иногда полностью приходится переделывать всю материальную часть спектакля, который в репертуаре, востребован зрителем.

А.З.:—  И, главное, мы не можем выпускать новый спектакль каждый месяц ещё и потому что для того, чтобы сделать 20—30 кукол, нужно огромное количество времени.

— Ведь и производственная база, или как принято говорить — цеха, у театра тоже, мягко говоря, не большие?..

А.З.:—  Два бутафора, швея и заведующий постановочной частью. Плюс главный художник, который заодно выполняет работу бутафора, швеи и механика, хоть это и не входит в его обязанности.   

Е.Б.:— Дело в том, что спектакль театра кукол — очень трудоёмкий процесс, где тесно связаны и творчество, и производство: от задумки режиссёра и от эскизов художника до габаритных, в натуральную величину, чертежей декораций…

А.З.:—  Можно возразить, что вся эта материальная часть наличествует в любом спектакле, не только в спектакле театра кукол. Но в драме можно начинать репетировать и без декораций, и без костюмов — на выгородке (когда место будущих декораций на репетициях обозначают, например, стульями. — Авт.). У нас, пока не будет готова кукла, актёру репетировать нечего. Куклу надо освоить, оживить. Это не театральная шутка — это действительно так: если актёр долго работает с куклой, она приобретает черты его лица…

Себя уважать

Конечно, у театра сегодня (как, впрочем, и в предыдущие пятьдесят лет его жизни) проблем — масса. Из глобального: нужны деньги на капитальный ремонт зала. Из просто серьёзного: нужен собственный транспорт, без которого невозможны полноценные гастроли, выезды по родной области и далее по России, — да даже хотя бы к соседям в Великий Новгород, где своего театра кукол нет. («Поэтому, кстати, все последние наши поездки были не по России, а по зарубежью, признаётся Татьяна Ааб.)

— Какое финансирование предусмотрено для театра в областном бюджете?И на сколько процентов оно покрывает потребности театра?

Т.А.:—  Порядка 7 миллионов. Это примерно 60% от того, что нам нужно, остальное мы зарабатываем сами. 

— Это нужно для жизни хотя бы «на среднюю руку» или совсем для бедных?

 Т.А.: —  Я могу сказать так. С учётом размеров нашего города и количества людей, проживающих в Пскове, то количество спектаклей и зрителей, которое у нас есть, оно, в сравнении с другими театрами по России, очень неплохое. А вот финансирование у нас — одно из самых невысоких в стране.

Но мы не привыкли роптать. Мы, например, давно уже живём без спонсоров. Раньше, когда начинались новогодние утренники и многих детей из числа мало обеспеченных приводили бесплатно, мы искали для них спонсоров. Детей этих, особенно в начале 1990-х годов было очень много… Спонсоры сначала давали деньги если не охотно, то просто. Потом их становилось меньше и меньше. И однажды один спонсор в ответ на нашу просьбу нам сказал: «Господи, мы уже всё изменили: адрес изменили, название изменили,  а вы нас всё равно нашли. Ну сможете вы, в конце концов, когда-нибудь сами жить?» И я подумала, а почему, действительно мы должны просить?.. В общем, на сегодня мы в состоянии жить и работать без спонсоров. А малообеспеченных детей мы принимаем по-прежнему бесплатно, но сами. И уважаем себя за это.

— В канун «круглых дат» иногда возникает желание начать жить заново, всё поменять. Через полвека после создания театра вы намерены затевать какие-то глобальные перемены?

А.З.:— Поменять директора, режиссёра, актёров, здание, людей, город! А если серьёзно, то репертуар театра — каким я вижу себе наш театр — должен быть классическим в хорошем смысле этого слова. Сейчас многие режиссёры выходят в анимацию, в 3D, и я, насмотревшись на других, начинаю говорить Татьяне Бруновне: «Нам нужен такой проектор!..» Но, поразмыслив, понимаю: ну пройдёт пару лет, и эти проекторы устареют, и будет уже не 3D, а пять, восемь… Всё будет меняться, а вот театр кукол — живой театр останется. Тот самый камерный театр кукол, который может сыграть большую часть своего репертуара в нашем помещении, здесь и сейчас. Да мы почти все любой свой спектакль можем сыграть практически в любом помещении — не каждый театр способен на такое. Им нужно, чтобы был свет, чтобы сцена вращалась, опускалась и поднималась, чтобы: у-у-у-у-!.. 

Я этого боюсь. Я хочу сохранить зерно традиции, потому что без него театр кукол умрёт. Да, иногда приходится добавлять какие-то элементы, знакомые тинэйджерам, чтобы они, что называется «проникались» и «заводились» но это, всё-таки, по большому счёту, подыгрывание публике.

И здание наше для классического театра, можно сказать, — идеальное. Минимум света, минимум публики. Спектакль театра кукол нужно играть в зале не больше чем на сто человек, большее пространство — губительно для театра кукол.

—  Псковичи часто спрашивают: почему у театра нет сайта?

А.З.:—  У театра в своё время был сайт. Но какой смысл содержать сайт, если куда результативнее и удобнее создать свою страницу в социальной сети?   У нас есть группа ВКонтакте…

Т.А.:—  …причём одна из самых больших по России — если сравнивать с группами других театров кукол: почти две тысячи человек. Причём группа активно действующая. Там можно узнать обо всех репертуарных новинках, посмотреть фотографии, забронировать билеты.

На новый сезон, кстати, благодарная публика уже вовсю себе билеты бронирует. 

Алина Егорова

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 83 человека
Сюжет: Псковскому театру кукол - 50 лет В честь своего 50-летия Псковский театр кукол представит «Дом, где сказки оживают» Александр Заболотный: 3D уйдет, а живой театр останется Если актер долго работает с куклой, она приобретает его черты лица - Александр Заболотный Надеюсь, когда-нибудь Дом Батова станет одним из красивейших зданий Пскова - Татьяна Ааб Новый сезон Псковского театра кукол откроют «Золушка» и «Три медведя» Молодые артисты Псковского театра кукол пригодятся в любом театре, но мы их не отпустим - Александр Заболотный Зрительный зал Псковского театра кукол требует капитального ремонта Коллектив Псковского театра кукол радует, что их спектакли интересны не только детям, но и взрослым 1 октября Псковский театр кукол отметит 50-летний юбилей 50-летие Псковского театра кукол станет темой пресс-конференции в Общественном пресс-центре
Лента новостей