Сегодня: Среда, 28 Сентября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Кинокайф День советов Версия ПЛН для слабовидящих Комедия о самом откровенном Пикник 35 лет Интерактивную карту доступности объектов городской среды для инвалидов в Пскове собирается разработать депутат молодежного парламента Лучшая интерьерная печать в Пскове Пять причин поехать на «Мой-КУ» Трезвый город



Культобзор: онемевшая музыка

08.10.2013 18:48 ПЛН, Псков

Это по-своему даже логично: вслед за фанфарным, безусловным, благополучным и престижным во всех отношениях проектом — фестивалем «Крещендо»— на псковском календаре следует «антипроект». Разница в один шаг и в один день: и перед нами уже не музыка, а архитектура, суть «музыка онемевшая» (Гёте) или «музыка окаменевшая» (Шеллинг). Благополучный, проплаченный государством парад столичных, гастролирующих по миру звёзд от классики, которыми мы, бесспорно, должны гордиться, и бессмысленно разрушающийся старинный русский город, которым мы, по-видимому, гордиться не должны?.. Право, на такое сrescendo (лат. «усиление») в культурной политике и жизни способны исполнители только высочайшего класса.

Псковский реестр

Впрочем, может и не было ни у кого такого странного желания — показать в резком сопоставлении и, упаси боже, заставить думать. Календари, как известно, врут, и просто так совпало: 1-го октября, прогрессивное человечество, как известно, отмечает Международный день музыки, а 4-го — Всемирный день архитектуры. К этому празднику члены псковского отделения Союза архитекторов РФ при помощи псковского отделения ВООПИиК и подготовили «антивыставку» в псковской Солодежне - памятнике гражданской архитектуры XVII века, сейчас заброшенном, нерадением государства, которому принадлежит, превращённом частью в отхожее место, частью — в приют для бездомных.

Назвали экспозицию «Псковский реестр».

Сама выставка получилось простой и лаконичной. Никаких красот. Никаких подтекстов. Просто Псков, который уходит от нас: панорамы, развёртки, совсем не художественные фото других гибнущих памятников, свидетельства о непоправимых градостроительных ошибках. Просто «реестр», где в «последней графе», напротив уничтоженных памятников где-то прописано, что по этому, бывшему их адресу теперь находится не слишком примечательный новострой, часто же и вовсе — белое пятно, пустырь и пустота.

За несколько дней — с пятницы до понедельника — здесь побывали многие горожане. Но, главное, выставка стала событием, в «объектив» (лучше бы даже сказать: в объективность) которого попали не только архитекторы и не только профессиональные и всем известные защитники псковской старины, но и, например, университетская молодёжь.

По просьбе организаторов выставки студенты-филологи под руководством профессора ПсковГУ Валентины Охотниковой навели, насколько это было возможно, порядок вокруг памятника и на его крыльце, а студенты факультета технологии и дизайна вместе с преподавателями Лилией Момотовой и Аркадием Сафроновым — в правом крыле Солодёжни. Другие герои дня — бомжи, ютящиеся в здании — поначалу вяло противостояли «анти»-вторжению, но потом без конфликта уступили территорию. Ещё позже некоторые из них по свидетельствам очевидцев небезуспешно пытались «водить экскурсии» по «антивыставке» — показывали гостям «живописные» углы Солодёжни и комментировали (часто демонстрируя действительное знание предмета) материалы, размещённые на фанерном кубе. И это только усиливало ощущение безысходности и «полного постмодернизма» от происходящего.

Время рисовать

Своего рода резким, крещендирующим шагом стала и смена выставок на фестивале художников «Псковская галерея». Предыдущая, стартовая выставка впервые в рамках проекта (фестиваль-2013 — уже четвёртый) представляла не живопись и графику, а фотографии Александра Потресова, запечатлевшие Псков в 1950 - 1970-е годы. О новой экспозиции, которую открыли на минувшей неделе в выставочном зале Областного центра народного творчества, тоже можно сказать: «впервые в рамках проекта». Потому что представлена на ней абстрактная живопись Игоря Иванюка - цикл «Арабески».

Центральной темой для обсуждения на вернисаже и после него стал «страх пустоты на холсте» — этот европейский «комментарий» к средневековому восточному орнаменту, который и получил название «арабеска», напомнил собравшимся руководитель проекта Илья Сёмин. Подчеркнув при этом, что о колористических вкусах не спорят, что кому-то ближе «тёплые» решения, а кто-то предпочитает «холодные» и резкие, агрессивные ходы. И, в конце концов, что есть пустота? Справедливо ли считать пустой — чистую эмоцию, перенесённую на полотно, или даже «чистую эмоцию» вообще? Не скрывается ли за всем этим обычный «салон», то есть работа для богатых и пафосных интерьеров? И, с другой стороны, не пустота ли все эти не лишённые красивостей «реалистические» или даже «импрессионистские» пейзажи и виды (в том числе — «рублёвые» пейзажи и виды Пскова и его окрестностей), которые километрами гонят так называемые «продолжатели лучших традиций»? Эдакий псковский «спор старых и новых»… Хорошо, что вспыхивает он всё чаще и чаше, плохо — что неизменно переходит на личности.

Впрочем, что касается личности Игоря Иванюка, то только завистник может «бросить в него камень»: ни высокого таланта, ни мастерского трудолюбия, ни редкого умения внезапно становиться другим, неизменно оставаясь самим собой, ни опыта, в конце концов, художнику не занимать. «Арабески», — признал живописец, — задуманы единым циклом, но написаны как бы в короткие промежутки отдыха между «серьёзными работами». Они тоже своего рода — часть видения мира, некий акт свободы, утверждает художник. Ведь тогда исчезает пресловутое «сопротивление материала», и, цитируем автора: «Абстракции позволяют заниматься чистой живописью, без всякого давления».

А продолжение разговора о том, каким ещё видится мир Игорю Иванюку, следует, причём почти что «здесь и сейчас»: буквально на следующей неделе, в рамках той же «Псковской галереи», только уже в выставочном зале музея откроется его выставка «Время рисовать камни».

Летописцы, окуните ваши кисти…

Впрочем, пейзаж пейзажу рознь. Почти благоговейное отношение к написанному с натуры виду в целом и к конкретной детали сколь угодно общей панорамы в частности вот уже несколько лет демонстрируют музейщики «Михайловского». Сегодня здесь в очередной раз приняли семерых дорогих гостей — участников традиционного пленэра «Пушкиногорье» для профессиональных живописцев и графиков. В разные годы сюда приезжали художники из России, в том числе и псковичи, а ещё мастера из Украины, Эстонии, Белоруссии, Финляндии, даже граждане Китая.

Малая часть работ, выполненных художниками из разных городов России на пленере «Пушкиногорье» осенью 2011 года.

Просмотр по итогам пленэра.

Инициатором такой работы в мемориальных усадьбах и их окрестностях выступает сам музей: непереоценимо важно, чтобы год за годом создавалась художественная летопись здешних мест. Поэтому живописцам предоставляют бесплатное жильё в музейных гостевых домах, при необходимости — транспорт, экскурсии — для тех, кто у Пушкина впервые.

Представленная сейчас на музейной выставке «Образ Пушкинского заповедника в творчестве современных новгородских художников» работа Веры Ахмедовой «Петровское» сделана как раз на подобном пленере весной 2011 года.

В этот раз участников осеннего пленэра, кстати, впервые поселили в гостевом доме близ Тригорского и они, побросав багаж, тотчас поспешили в ухоженный усадебный парк в английском стиле — разбитый ещё в XVIII веке, он действительно прекрасен. И чтобы сейчас, в пору золотой осени (как, впрочем, и в любое другое время года) понять это, быть живописцем совсем не обязательно…

Лидия Токарева

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Поддерживаете ли вы предложения общественников и представителей церкви о запрете абортов в России?















Голосование

Поддерживаете ли вы предложения общественников и представителей церкви о запрете абортов в России?













Календарь