Новости партнеров
Культура

Культобзор: жизнь без изъятий

03.12.2013 17:19|ПсковКомментариев: 0

Предчувствие Нового года иногда даже богаче и радостнее, чем сам праздник с его суетой. А на минувшей неделе так часто можно было почувствовать, что ночь, обещанная взрослым и детям, как время чудес, - вот она, совсем близко.

Пряничные звёзды

В Пушкиногорье, в пушкинское Михайловское это искристое, острое ощущение пришло с выставкой «Чувства добрые…» - персональным показом работ всемирно известного мастера-иллюстратора, народного художника России Бориса Диодорова.В большую - к сотне собственно графических листов по стенам и в витринах, а ещё книги и альбомы… - экспозицию вошли иллюстрации (подлинники) разных лет. От лаконичных рисунков к книге Ольги Гурьян «Край половецкого поля», выполненных в 1966 году, до офортов по произведениям Льва Толстого, созданных уже в этом, 2013 году.

Борис Диодоров. Из иллюстраций к сказке С. Вангели «Чубо из села Туртурика» (1984).

Новогодним настроением дышат картинки про задорного Иванушку («Сивка-Бурка»): нарядное, почти праздничное лоскутное одеяло на печной лежанке, полосатая кошка, свернувшаяся калачиком на приступочке, и мерцающий свет волшебного кольца над людьми, зверьём и птицами… А вот две приятельницы Мери Поппинс сёстры-великанши Анни и Фанни клеят золотые пряничные звёзды на небо. Вот очень серьёзный малыш Чубо из села Туртурика торопится за Мельничным дядькой (тот ещё серьёзнее), огонёк горит, снег скрипит под валенками, а мельничное колесо - один в один пушкиногорское, бугровское. Хотя в 1984 году, когда Борис Диодоров иллюстрировал эту повесть-сказку Спиридона Вангели ни действующей водяной мельницы, ни «Пушкинской деревни» за михайловскими рощами ещё не было…

Люди, рассматривая выставку, то и дело улыбаются…

- Это тот редкий случай, когда «одного взгляда» на работу всегда мало, над каждой из этих картинок можно прожить целую жизнь, провести много часов, разглядывая детали и открывая для себя какие-то удивительные жизненные подробности, гармонические вещи, - порадовался директор Пушкинского Заповедника Георгий Василевич за тех, кто придёт на выставку. Отдельно - за взрослых, вдвойне за взрослых с детьми. И подытожил:

- Иллюстрации Бориса Диодорова - это и есть окошко в жизнь: полноценную, без изъятий, с высоким смыслом, со многими радостями.

Борис Диодоров. Из иллюстраций к русской сказке «Сивка-Бурка» (1996).

Под сводом золотым…

О детской радости творчества говорил на открытии выставки и сам художник. О том, что иллюстратору важно брать для работы высокую литературу и подниматься к автору, дорастать до него. Говорил о своих учениках, будущих графиках-иллюстраторах, студентах Московского университета печати, подготовивших и приславших с учителем в Михайловское альбом цветных аквалитографий. Работа молодых художников - уникальная в своём роде. Сейчас мало кто работает в этой технике - чрезвычайно сложной, трудоёмкой, да и дорогостоящей к тому же. Достаточно сказать, что оттиск одной картинки делается с нескольких печатных форм - мало, что вырезанных «зеркально», отдельно для каждого цвета, так ещё и каменных! И то, что, например, станет на листе просто зелёной травой, нужно высечь и на том камне, с которого будут печатать синей краской, и на том камне, которым будут делать оттиски жёлтого… К тому же печатают автолитографии вручную, и то, каким будет оттиск, зависит даже от того, с какой силой печатник нажмёт на камень, да даже от дыхания печатника. Только техническое исполнение одного листа, в среднем, занимает около месяца, рассказывал Борис Аркадьевич, а одна из его учениц, работающая над иллюстрациями к «Истории Государства Российского», один лист и вовсе делала полтора года.

Листы из альбома «Дорога к Пушкину II», который передали в подарок Пушкинскому Заповеднику ученики Бориса Диодорова - студенты Московского государственного университета печати им. И. Фёдорова. Фото Натальи Алексеевой.

- …всё остальное, связанное, в первую очередь, с маркетингом, - там, где бренд нужен, там, где обязательно нужно явить агрессивную энергетику и подавить количеством, - убеждён мастер, - интересно только для рыночных операций». И снова размышлял вслух о своих студентах - как у них сложится? «…Кто-то рынку сдастся, - понимает Борис Диодоров, - это неизбежно. А кто выживет - будет держать тот свод духа человеческого и всегда найдёт интерес и внимание к своим мыслям и чувствам, к своей работе, и востребованность - со стороны людей, идущих к той же цели...»

Маленький зал для игры

Свод духа человеческого, впрочем, по большей части держится не на плечах атлантов (хотя и без них - тоже никуда). Про комедиантов и их повозку, набитую всякой всячиной, давно уже написал Блок, и с тех пор никто не удивляется, когда лучшие, высокие стихи звучат в балагане и порой даже низко-балаганными притворяются.

Впрочем, на этот раз без притворства обошлось:

«Вот и зима наконец, и святой Николай по еловым лесам

Идёт с двумя мешками даров…»

Николай Якимов. Фото с сайта http://www.bards.ru

Эту фантастическую постмодернистскую балладу (Поль Клодель в переводе Ольги Седаковой, вдвойне никаких объяснений не нужно, правда?) Николай Якимов поёт так не аффектированно, так просто, что сомнений не остаётся:

«Вот и кончилась эта осень гнилая, вот и снег, слава Богу.

Кончилась осень, кончилось лето и всякое время года».

И может, действительно, -

«..ночной епископ в перчатках! надежда всех, кто вовремя лёг,

Кто целый день уже умница и уже два часа как знает урок.

Святой Николай, кому Бог даровал что угодно изменить,

Кто может весь этот мир, где не так-то весело жить, -

Подбросив звёзд и бубенцов, помпонов и мишуры, -

Преобразить в рукодельный рай, в огромный зал для игры»

Концерты Николая Якимова прошли в Пскове почти незаметно, почти «не публично», камерно, и это было обидно - уж больно концерты были хороши. Но, с другой стороны, анонсов было достаточно, кто хотел - услышал. Да и зал Театра кукол на сотни слушателей не рассчитан. К тому же, то, что делает композитор, - никак не массовое (в «стадионном» понимании этого слова) искусство и не престижное, как фестиваль «Крещендо», явление. Только для тех, кто слышит, опять же, а если строкой из песни Якимова, той, что попроще: «Уносило слова твои в сторону, может быть, чтобы сберечь…»

В общем, нам опять повезло, спасибо Николаю. Якимов приехал в Псков на 50-летие областного театра кукол, с которым в своё время поставил несколько спектаклей и с которым по сей день дружен.  Композитор «насквозь театральный», он срежиссировал свой концерт так, что, по сути, это спектакль и был. При желании, можно было определить для себя несколько главных действующих лиц, проявляющихся так или иначе то в одной, то в другой песне; центральным же героем пьесы был автор - персонаж может быть даже не столько умный, сколько всё-всё понимающий. Добавьте к этому прекрасные тексты (Гумилёв, Арсений Тарковский, Набоков…) и музыку, которая при всей внешней простоте - одна гитара... - была разной, то звучала большим оркестром, то пришёптывала лютней, и оттеняла главное, не позволяя это главное пропустить.

Легенда по имени Лог

Ещё одно внешне скромное, но, по сути, значительное для культуры в подлинном смысле этого слова событие - музейное празднование в честь 120-летия Арт. Феличе. За этим очень театральным жестом (выбрать в качестве псевдонима имя революционера-«Овода» из романа Этель Лилиан Войнич - всё-таки, прежде всего именно жест!) в литературе скрывалась Людмила Ямщикова-Дмитриева, дочь и соавтор писательницы Маргариты Ямщиковой, тоже работавшей под мужским псевдонимом - «Ал. Алтаев».

Арт. Феличе (Людмила Ямщикова).

По случаю круглой даты в музее Ал. Алтаева открыли большую экспозицию «Страсти по Феличе», за которой - многие старания, поездки и, наконец, настоящая, серьёзная научная работа директора музея Татьяны Степановой. По сути, Татьяна для многих «заново открыла» эту очень непростую женщину - с её страстными увлечениями, резкими театральными работами, романтическими литературными опытами. И с нежной привязанностью к «благословенному Логу» (один только факт: первая публикация Людмилы Анд­реевны в 1912 году, поэтическая легенда «Свет вечерний», в рукописи посвящена любимому человеку, Косте Дмитриеву, но в журнальном варианте предварена строкой - «Посвящается Гдовскому уезду»).

Создать выставку  - редкие афиши, старинные фотографии - удалось при поддержке Фонда «Эрмитаж XXI век» и журнала «Эрмитаж», благодаря сотрудникам Санкт-Петербургской Театральной библиотеки и дарителям - частным коллекционерам. На праздник в музей (напомню, даль дальняя - Лог Гдовского района) в музей приехали гости из Москвы и Питера, Пскова, Пушкинских Гор. Некоторые из присутствовавших ещё помнят непростую, ох, непростую Людмилу Андреевну (она, по счастью, жила долго, умерла в 1978 году)  по личным встречам.

*   *   *

Ясная неделя. В Изборске - праздничная роскошь дворцов на фотографиях на выставке «Былое Царское Село». А в Пскове - не на картинках, на самом деле - голубая головокружительная высота Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря: его снова открыли для посетителей, буквально сегодня. Для всех Рождественская теплота псковской иконы в новой книге - альбоме-каталоге по  живописи древнего Пскова из фондов Псковского музея. Для каждого трогательная детская (при этом - чрезвычайно качественная!) выставка «Красота Божьего мира» в новой детской библиотеке - Центре детского чтения на Розы Люксембург. И к выставке - концерт серьёзных, осознающих торжественность момента, артистов хора Православной школы регентов. Предчувствие Нового года, а за ним - Рождества и других чудес.

И не притворяйтесь, что не загадывали!..

На открытии выставки «Красота Божьего мира» поёт хор псковской Православной школы регентов. Фото с сайта ЦБС Пскова.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 145 человек
Лента новостей