Новости партнеров
Культура

Культобзор: изобретая автора

18.02.2014 17:12|ПсковКомментариев: 2

Все смешалось в доме у художников: Петербург перебрался в Псков, а псковичи в северной столице - то ли как дома, то ли вообще уже - просто дома…

Размер имеет значение

В «Доме на Набережной» (он же - дом Сафьянщикова, а точный адрес галереи современного искусства в Пскове и вовсе - Советская набережная, 9) на прошлой неделе открылся фестиваль «Мини-Арт» («15х15»). Этому петербургскому/международному проекту, как известно, уже восемь лет, и до сей поры прописку он имел в северной столице: в первый раз проходил в небольшом помещении Петербургского архива и библиотеки независимого искусства при Музее нонконформистского искусства, потом - в   галерее «Кинофот-703», на площадке арт-центра «Пушкинская,10». В фестивале по традиции принимают участие все приглашенные художники без какого-либо конкурсного отбора, и в разные годы количество стран, авторов и работ было очень разным. Тем более разными  (точнее даже, - всякими) всегда были темы и техники. Единственное, да и то не безусловно строгое условие, - пресловутые 15 на 15 сантиметров: за эти рамки авторам выходить не рекомендовалось, ну, разве что чуть-чуть…

Псковские художники не раз принимали участие в петербургских показах «Мини-арта». В этом году впервые экспозицию (порядка 50 работ,  30 авторов, 10 стран мира: Англия, Белоруссия, Египет, Израиль, Италия, Латвия, Россия, США, Франция, Япония) принял Псков.

Предполагается, что малый размер позволит художнику вернуться к первооснове творчества и максимально лаконично, афористически выразить некую мысль, - поясняют организаторы проекта. (Или позволят зрителю эту мысль - придумать и додумать, добавим.) Выставку действительно интересно рассматривать - здесь, кажется, есть все: от изображения Иисуса, которое неискушенному зрителю может показаться почти что каноническим, до картинок, где нарисованы люди с клетками на головах. Здесь есть и крышки канализационных люков во всем их художественном разнообразии, и «Крышы (так, через «шы» и написано. - Л.Т.) Питера». Крепкая, мастерски сделанная графика соседствует с почеркушками (художественную мысль, впрочем, вполне можно выразить и почеркушкой, эскизом, который когда-то, в счастливом будущем дождется гениального и искусного - искусство же! - воплощения,  никто не спорит). Есть эксперименты с фактурой, линией, цветом. На этой выставке можно учить будущих художников, показывая новейшие тенденции и элементы традиции, действительные находки и ярчайшие образцы того, как работать никогда - слышите, дети, ни-ког-да! - не надо. Жаль, что специалистов, которые могли бы вести такие уроки, в галерее нет. Да и публики, пытающейся разобраться, открыть для себя что-то новое в современном искусстве, не столько, чтобы она в очередь у входа в «Дом на Набережной» выстраивалась… 

А тем временем в Питере…

И так уж «срифмовалось», что буквально через несколько дней после «питерского» вернисажа в Пскове, в том же самом Арт-центре «Пушкинская,10» в рамках выставочного сезона «Изобретая автора» открыли выставку известного псковского художника Анатолия Жбанова «Путанный разум». Представляя товарища, другой пскович, Александр Донецкий подчеркнул, что, открыто изображая  «неприглядную российскую действительность, в которой почти ничего не изменилось еще с поры передвижных выставок критических реалистов XIX века», Жбанов «…постоянно изобретает новый визуальный язык, ищет необычные пластические и цветовые решения, никогда не делает серий, эксплуатирующих какой-то один найденный прием». И процитировал живописца - вполне в стиле обоих: «Ситуация найденного приема - это тухлое яйцо».

Эта работа анонсирует выставку Анатолия Жбанова на сайте Музея нонконформистского искусства.

Добавим, что выставку «Путанный разум» открыли накануне 70-летия со дня рождения художника.

Если Магомет не может прийти к горе

Впрочем, те, кому в современности с ее искусством совсем уж невмоготу, на этой неделе было предложено вернуться в пушкинский, XIX век, а то и в допушкинские времена - легко!  Прийти, например, в картинную галерею Псковского музея-заповедника: для любителей классики там всегда фестиваль, хоть и необъявленный. Кроме того, в рамках культурно-образовательного проекта, посвященного Году культуры в Российской Федерации, Псковский музей-заповедник представил большую программу в Опочецком районе. На временных выставках в районной библиотеке все желающие могли увидеть в копиях два подлинных шедевра псковской школы иконописи из опочецких же церквей - «Рождество Христово с избранными святыми»(третья четверть XV века) из церкви Покрова Богородицы, и«Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» (середина XVI века) из церкви Евангелиста Луки. 

Кроме того, посетители библиотеки смогли познакомиться с  двумя работами живописца XIX века, вольноприходящего ученика, а потом и академика Императорской Академии ХудожествАлексея Волоскова. На полотнах из коллекции псковского музея -  картины из жизни опочецкого уезда: «Имение Глубокое. Крестьянки с ведрами, поящие пастуха на фоне озера» и просто - «Вид имения Глубокое». А специально для учителей истории и всех, кто интересуется историей родного края, в краеведческом музее была организована  встреча со старшим научным сотрудником Древлехранилища Псковского музея Арсением Постниковым - автором книги об опочанине Афанасии Лаврентьевиче Ордин-Нащокине.

Помимо художественных выставок специалисты Псковского музея представили в Опочке две интерактивные программы, одна из которых - «Привал солдата» - имела особый успех у подрастающего поколения. Фото с сайта музея.

Днем раньше выставку полотен из картинной галереи Псковского музея-заповедника (копии на холсте) представили в Писковичах Псковского района. Показ сопровождался экскурсиями-рассказами об известных псковичах, о дворянских усадьбах Псковской губернии.

За день более ста жителей Псковского района побывали в культурно-досуговом центре поселка Писковичи на копийной выставке из Пскова. Фото с сайта музея.

Копии, конечно, не обладают энергетикой «намоленного» оригинала. Но и такое знакомство, сегодня, когда обязательная страховка произведений искусства не по карману музеям-устроителям передвижных выставок, - намного лучше, чем просто ничего.  Словом, если бы пословицу про гору, которая не идет к Магомету, придумали в нашем веке, то звучала бы она с точностью до наоборот…

«Я к Вам пишу…»

Что до оригиналов, то подлинные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эти выходные выставили для обозрения  в Пушкиногорском районе - в деревне Бугрово, в «конторе» Музейной почты Государственного Пушкинского Заповедника. Здесь открыли выставку «Музыка старинного письма» из фондов музея.

Шелковая, расшитая бисером книжная закладка пушкинского времени (из фондов музея-заповедника «Михайловское»).

Выставка большая - более полусотни принадлежностей для письма и другой кабинетной работы, безделушки и чрезвычайно нужные для устройства кабинетных интерьеров вещи, - такие как, например, бюро или огромные, не по нынешним квартирам, напольные часы. Предметы не только фабричного производства, но и ручной работы, сделанные не только в России, но и прибывшие в наше отечество из Англии, Италии Германии XIX века…

Альбомчик для миниатюр (из фондов музея-заповедника «Михайловское»). Середина XIX века. Италия.

И неудивительно, что, посмотрев на такие, действительно красивые вещи и вещицы, гости музея впадали в неодолимое искушение «поскрипеть» старинным перышком. Недаром ведь умнейший человек своего века писал, что «заветный кристалл» чернильницы «хранит огонь небесный», а еще —  и «странность рифмы новой, Неслыханной дотоль», но, главное -  «правды слог суровый» там же…

Или Пушкин только чернильницы XIX века в виду имел?..

А не замахнуться ли нам на оперу?

Вот на этом, и остановимся, пожалуй. Хотя, справедливости ради нужно признать: неплохая неделя для зрителя-слушателя-читателя выдалась. В областной филармонии  можно было посмотреть испанское танцевальное шоу«Страсть Аргентины»: танго, ах, танго, а еще милонга, маламбо и болеадорос.

В «Кинохижине» Псковского молодежного центра можно было увидеть, но главное, - после показа обсудить  единомышленниками или идейными оппонентами документальный фильм «Выход через сувенирную лавку». Это - о знаменитом (скандальном?) стрит-арт художнике и политическом активисте под псевдонимом Бэнкси, подлинное имя которого так по сей день и не установлено.

В Великих Луках - и более того: там замахнулись на оперу своими руками. И поставили «Королевский бутерброд». Музыку детской оперы Георгия Портнова для исполнителей-школьников аранжировал Альбинас Циплияускас, классный музыкант, о котором, к сожалению даже земляки знают мало.

Учащиеся Великолукской ДМШ № 3 - новые оперные дивы и премьеры. Фото http://luki.ru.

И наши «агенты» из публики рассказывают о том «Бутерброде», что получилось вкусненько.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей